Выступление члена Конституционного Совета Бахтыбаева И.Ж. на круглом столе:
«Проблемы обеспечения состязательности и равенства участников гражданского судопроизводства»
(г. Астана, 18 сентября 2009 года)

 

 

Особенности конституционно - правового статуса прокуратуры Республики Казахстан и место прокурора в гражданском судопроизводстве

 

Феномен института современной прокуратуры Казахстана невозможно рассматривать в отрыве от общей характеристики правовой системы нашего государства, фундаментом которой является Основной Закон, принятый на всенародном референдуме 30 августа 1995 года. Позволю себе напомнить лишь некоторые, имеющие непосредственное отношение к теме своего выступления, его положения.

1. В Конституции Республики Казахстан прямо предусматривается, что:

а) Республика «является унитарным государством с президентской формой правления» (пункт 1 статьи 2);

б) «государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов» (пункт 4 статьи 3);

в) Президент является Главой государства, его высшим должностным лицом, символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Возвышаясь над тремя ветвями власти, и используя свои конституционные полномочия, он обеспечивает единство государственной власти и согласованное функционирование всех ее ветвей и ответственность органов власти перед народом (статья 40 Конституции РК).

Отмечая особую роль Главы государства в конституционно-правовой системе Республики, новая Концепция правовой политики, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858, закрепляет, что перспективы развития конституционного права связаны с совершенствованием действующих конституционных законов, определяющих устройство государства, единство государственной власти, механизмов функционирования ее ветвей и их взаимодействия между собой под стратегическим руководством, контролем и арбитражем со стороны всенародно избранного Президента Республики Казахстан[1].

2. Конституционно-правовые основы статуса современной прокуратуры Республики Казахстан определены Конституцией 1995 года в статье 83, которой закреплены основные положения о прокуратуре как единой централизованной независимой системе, осуществляющей от имени государства высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства. Она уполномочена принимать меры по выявлению и устранению любых нарушений законности, представлять интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществлять уголовное преследование. Впервые прокуратуре было предоставлено право опротестовывать законы, противоречащие Конституции и законам республики. Акцент сделан на усиление правозащитной роли прокуратуры, а функция предварительного следствия и подследственность прокуратуры были переданы другим правоохранительным органам. Именно с этого времени прокуратура стала подотчетна лишь Президенту Республики Казахстан как гаранту законности.

Все эти меры создали необходимые гарантии объективной деятельности прокуратуры по обеспечению законности независимо от любого другого государственного органа. Этот вывод подчеркнут Президентом РК Н.А. Назарбаевым в своем докладе на торжественном заседании, посвященном Дню Конституции 29 августа 1996 года: «Ныне прокуратура сосредотачивает свои усилия на надзоре за соблюдением законности в стране, не взирая на статус государственных органов и должностных лиц. Об этом свидетельствует и тот примечательный факт, что прокуратурой опротестовываются решения даже правительства. В условиях тоталитарного государства об этом нельзя было и мечтать»[2].

По определению Конституционного Совета Республики Казахстан «конституционная характеристика прокурорского надзора в качестве высшего надзора заключается, наряду с прочим, в том, что органы прокуратуры в пределах своих полномочий могут проверять законность произведенных другими государственными органами, в том числе обладающими надзорными полномочиями (например, органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора или таможенного контроля), действий и принятых решений, в случае их незаконности принимать меры прокурорского надзора»[3]

Социальная значимость прокуратуры и полезность с позиций обеспечения законности в процессе экономической и административной реформ определяются сегодня конкретными результатами в прокурорской деятельности, их воздействием на процесс продвижения названных реформ, поэтому вполне понятны и последующие меры законодательного характера по ее усилению.

Так, 9 августа 2002 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора»[4], который установил обязательность исполнения актов и требований прокуроров по соблюдению законов, определил механизм их принудительного исполнения, а также установил более строгую ответственность должностных лиц и граждан за неисполнение законных требований и актов прокурорского надзора. В закон внесены изменения и дополнения концептуального характера, направленные на усиление правозащитных функций прокурора.

3. В системе разделения властей и механизма сдержек и противовесов прокуратура Республики Казахстан выступает в качестве правового средства Главы государства по непосредственному и повседневному обеспечению функций гаранта Конституции, законности, соблюдению прав и свобод человека и гражданина. В этих целях, присущими ей правовыми методами и средствами, прокуратура обеспечивает контроль Главы государства за законностью деятельности органов всех ветвей власти. В этом смысле, прокуратура РК является особым органом в системе разделения и взаимодействия ветвей государственной власти. Хотя, безусловно, все органы государственной власти в принципе и сами заинтересованы в соблюдении и обеспечении законности. Поэтому они объективно заинтересованы и в использовании потенциала прокуратуры для оптимизации результатов собственной деятельности на основе закона.

Как указано в постановлении Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 августа 2002 года № 5, принимаемые прокурорами меры «служат дополнительной гарантией соблюдения Конституции и законов, прав, свобод и законных интересов граждан, что корреспондируется с требованиями Конституции, ее основными положениями и принципами», «направлены на обеспечение независимости прокуратуры при осуществлении своих полномочий, защиту охраняемых законом прав и интересов граждан, государства и организаций», «прокуратура должна иметь эффективный и действенный набор правовых средств для реализации своих полномочий по осуществлению высшего надзора за точным и единообразным применением Конституции, законов, указов Президента Республики и иных нормативных правовых актов, по выявлению и устранению любых нарушений законности, что вытекает из смысла норм пункта 1 статьи 83 Конституции»[5].

 В то же время, специфичность прокуратуры как государственного органа заключается в том, что по своим задачам, компетенции и принципам функционирования она не является придатком законодательной, исполнительной, судебной ветвей государственной власти. Она реализует предоставленные ей властные полномочия от имени государства в целом, а не от своего имени[6]. Прокуроры в процессе своей деятельности не преследуют какого-либо собственного интереса, руководствуются только целями точного соблюдения законов, принятых в порядке, установленном Конституцией и другими законодательными актами, и выражающих волю подавляющего большинства населения. Все это свидетельствует о признании государством чрезвычайной важности роли прокурорского надзора в обществе и государстве.

Таким образом, в системе государственности Казахстана, уже впитавшей приемлемые элементы многообразных правовых систем других стран, сформировалась современная модель прокуратуры как уникальной многофункциональной государственной правозащитной организации. Именно это качество прокуратуры делает ее необходимым и неотъемлемым конституционным элементом формирования и обеспечения развития Казахстана как демократического, светского и правового государства и требует нового взгляда на традиционное понимание института прокуратуры.

Особенность современной прокуратуры, как государственного органа, состоит в уникальной специфике ее соотношения с различными ветвями государственной власти. Но эта же уникальность прокуратуры во взаимоотношениях с другими органами власти являлась и «слабым» звеном в обосновании, понимании и восприятии ее места и значения в конституционной системе разделения властей.

4. Смысл принципа разделения властей - обеспечить их равновесие, стимулировать развитие общества, гарантировать от излишней концентрации и злоупотребления властью, создать условия для выполнения государством его главного предназначения - охраны прав и свобод человека и гражданина в условиях режима законности. Этот принцип превратился в общепризнанный цивилизационный принцип демократического общества.

5. Главное предназначение прокуратуры Казахстана и специфика ее правового статуса состоит в том, что прокуратура - это уполномоченный Республикой Казахстан орган, тесно связанный со всеми этими тремя ветвями власти, но который входит в систему правового статуса Президента Казахстана, как главы государства и гаранта Конституции и законности, в качестве важнейшего элемента реализуемого им механизма сдержек и противовесов. Будучи подотчетной лишь Главе государства, прокуратура участвует в обеспечении единства государственной власти, служит при этом необходимым элементом системы сдержек и противовесов в соответствии с принципом разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную ветви[7].

В этих условиях, не умаляя и не принижая роль иных органов, в том числе и судебных, нужно признать, что именно прокуратура является тем органом, который дает возможность Главе государства наряду с мерами непосредственного воздействия опосредованно поддерживать должный уровень состояния законности в стране, в том числе обеспечить законный характер деятельности самих органов власти.

Как отмечено А.К. Котовым и А.А. Котовым, институт прокуратуры необходим государству, его Главе - всенародно избираемому Президенту республики как гаранту Конституции в качестве функционального инструмента для защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, надзора за законностью[8]. Эту идею четко сформулировал академик, профессор Г.С. Сапаргалиев, который указывая на то, что поскольку из всех правовых моделей прокуратура осуществляет надзор, в первую очередь, за соблюдением Конституции, отмечает: «всякая недооценка ее роли и места в системе государственных органов в конечном счете отрицательно сказывается на правовом состоянии общества»[9]. Аналогичные аспекты и оценки рассматривают и раскрывают и многие другие теоретики и практики[10].

Вышеизложенное свидетельствует о том, что прокуратура, изначально являясь адекватным системообразующим элементом механизма сдержек и противовесов разделенных властей, правового обеспечения их слаженности и взаимодействия, не входит и не должна входить в состав ни одной из них в полной мере, что и является важным условием выполнения ею своего главного предназначения - обеспечение законности, защита прав и свобод граждан.

Если судьи Республики Казахстан являются носителями судебной власти, о чем прямо говорится в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»[11], то одним из исходных положений в трактовке статуса прокуратуры в системе государственной власти служит понимание того, что согласно ст. 83 Конституции Казахстана, прокуратура осуществляет высший надзор за соблюдением Конституции, указов Президента Республики Казахстан и других нормативных правовых актов, от имени государства в целом как совокупный орган власти, выражающий единую волю государства. Одним из проявлений такого качества прокуратуры как интегратора и выразителя единой государственной власти в целом является, например, концептуальное положение Конституции Казахстана, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах установленной законом компетенции представлять государство в суде, во всех судебных инстанциях и видах судопроизводства.

6. Прокуратура соотносится с органами исполнительной власти в той мере, в какой осуществляет свои полномочия по исполнению законов и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, взаимодействию с иными органами по обеспечению законности.

Такое ее положение вытекает из содержания ст. 83 Конституции, ст. 12 п.5 Закона о прокуратуре РК. Согласно действующим нормам, прокуратура осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Вопрос о круге таких органов в законе не решен на критерийном, понятийном уровне, а только посредством их перечисления (МВД, КНБ, АФП и др.)*.

Другой функцией, связывающей прокуратуру в определенной мере с органами исполнительной власти, является осуществляемое ею уголовное преследование, особенно, в соответствии с подследственностью, объективно относящейся к прокуратуре, обусловленной характером и содержанием ее надзорной деятельности. Однако и здесь особенностью прокуратуры является специфика ее подследственности, которая должна быть, на наш взгляд, логическим продолжением надзорной деятельности и состоять преимущественно из преступлений, совершаемых по службе работниками правоохранительных органов и судьями*.

И только надзорные полномочия прокуроров, в том числе и за предварительным расследованием, предопределяют, что прокуратура не входит в состав ни одной из разделенных властей, включая исполнительную.

Прокуратура взаимодействует с исполнительной власти в той мере и в том смысле, в какой она непосредственно содействует исполнению возложенных на Правительство РК полномочий, в т.ч. в разработке основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка (пункт 1 статьи 66 Конституции Республики Казахстан).

В этом своем качестве Генеральная прокуратура РК, ее органы в регионах сотрудничают и плодотворно участвуют в разработке национальных программ борьбы с преступностью и нарушениями законности и правопорядка, целевых программ по реализации мер по борьбе с преступлениями и другими правонарушениями в отдельных сферах (борьба с терроризмом, с распространением наркотиков, детской безнадзорностью и преступлениями несовершеннолетних и в отношении них, с экологическими правонарушениями и т.д.) как на общенациональном, так и на региональном уровнях.

Прокуратура регулярно проводит проверки и вносит акты реагирования (протесты, представления и др.) на выявленные правонарушения в сфере приватизации, бюджетных, кредитно-финансовых и многих иных отношений, содействуя Правительству, органам исполнительной власти в проведении в жизнь истинного смысла и назначения проводимой политики, корректируя правоприменительную практику в соответствии с волей законодателя, конкретными требованиями законов.

Однако, при всем этом, прокуратура при выполнении своего предназначения в сфере деятельности органов исполнительной власти находится вне самой исполнительной власти. Это необходимо, чтобы объективно, принципиально и независимо от нее осуществлять надзор за точным и единообразным применением законов.

Уже одно только возложение на прокуратуру высшего надзора за точным и единообразным применением законов и указов Президента Республики Казахстан, и особенно, полномочия по опротестованию законов, принимаемых Парламентом страны, по мотивам противоречия Конституции и законам Республики Казахстан, иных нормативных правовых актов, принимаемых представительными органами в регионах, создает условие недопустимости полного нахождения прокуратуры в составе исполнительной власти, которая бы таким образом контролировала законодательную власть.

Сущность прокуратуры, как выразителя и представителя единой государственной власти, наглядно и убедительно выражается в этом важном ее полномочии. Ни один орган исполнительной власти даже общенационального уровня не вправе делать это в силу действия конституционного принципа разделения властей, каждая из которых самостоятельна.

В этой связи уместно напомнить, что, например, в Российской Федерации, в соответствии с законом, роспуск состава представительного (законодательного) органа власти субъекта Федерации может иметь место по решению соответствующего суда, но по обращению в суд прокурора этого субъекта Федерации.

В связи с изложенным, представляются необоснованными попытки отнесения отдельными учеными-правоведами, практическими работниками органов прокуратуры к исполнительной власти[12].

7. Прокуратура также взаимодействует с законодательной властью в той мере, в какой она участвует в законотворческой деятельности, а главное, реализует функцию по контролю законодательной властью за точным и единообразным применением принимаемых ею законов. Тем более, что согласно Конституции Казахстана, Парламент страны не наделен функцией непосредственного контроля за исполнением законов, за исключением отдельных процедур по выполнению парламентских расследований. Основным средством опосредованного парламентского контроля является обращение Палат Парламента или отдельных депутатов Мажилиса, Сената с запросами, в т.ч. к Генеральному Прокурору.

Правовой мониторинг законодательства и правоприменительной практики, проводимый всей системой органов прокуратуры в процессе своей надзорной и иной функциональной деятельности, и является в широком смысле основной формой государственного контроля за соблюдением, применением и исполнением законов, установления несоответствия состояния правового регулирования в отдельных сферах правовых отношений и в стране в целом потребностям развития общественных отношений.

Важными текущими формами «обратной связи» законодателей с прокуратурой, как основным органом государственного контроля за законоприменительной практикой, являются регулярные проверки и сообщения прокуратуры на запросы депутатов, доклады и информации Генерального Прокурора страны, других должностных лиц прокуратуры на заседаниях Палат Парламента, их комитетов и комиссий по различным вопросам правоприменения, анализа состояния законности и преступности, происходящих в них процессах и тенденциях. Так, Палаты Парламента страны регулярно направляют законопроекты на правовую экспертизу в Генеральную прокуратуру. Кроме того, депутаты Парламента регулярно обращаются с запросами в Генеральную прокуратуру по различным фактам, с обращениями дать правовую оценку тем или иным актам или событиям, которые являются важными индикаторами и источниками информации о состоянии законности и правопорядка[13].

Исключительно важное контрольное и информационное значение имеет реализация такого правового средства, как ежегодные представления Генеральным Прокурором Президенту Республики доклада (отчета) о деятельности органов прокуратуры (п.8 ст. 11 Закона «О прокуратуре»).

В отсутствие прямого полномочия законодательной инициативы Генеральная прокуратура Казахстана инициирует проведение парламентских слушаний в комитетах Палат Парламента по различным актуальным аспектам правового регулирования развивающихся общественных отношений, с последующим вынесением этих вопросов и на заседания палат. Результаты таких слушаний учитываются депутатами в законопроектной работе. И здесь уместно еще раз отметить, что естественным и необходимым правовым средством укрепления функциональных связей прокуратуры с парламентом страны в интересах обеспечения адекватности правового регулирования общественных отношений явилось бы возвращение Генеральному Прокурору РК права законодательной инициативы. Следует отметить, что даже по Конституции Казахской ССР 1978 года[14], прокурор Казахской ССР обладал правом законодательной инициативы.

8. Прокуроры сотрудничают и с судебной властью в той мере, в какой они являются инициаторами того или иного видов судопроизводства, его обязательными участниками и от решения которых зависит развитие и завершение судопроизводства, свершение правосудия*. И аргумент здесь вовсе не только то обстоятельство, что ст. 83 Конституции Казахстана прокуратура включена в раздел 7 «Суды и правосудие». Прокурор является в различной мере, но непременным участником всех видов судопроизводства. Именно «прокуратура представляет интересы государства в суде» (пункт 1 статьи 83 Конституции РК). Такова еще одна особенность характеристики современной казахстанской правовой системы. Учитывая состояние правовой культуры в обществе, правосознания граждан, необходимость представлять интересы всего государства, неопределенного круга лиц в суде прокурор как государственный правозащитник призван быть постоянным связующим звеном между отдельными группами граждан, слоями общества и судом[15].

9. Как отмечено ранее, согласно положениям статьи 83 Основного Закона прокурор участвует в любых формах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. Публичное, основанное на принципе состязательности, представительство прокурором интересов государства в суде - это одна из приоритетных и значимых функций органов прокуратуры, направленная на обеспечение законности в стране. Функция прокуратуры по представительству интересов государства в суде, определенная в статье 83 Конституции Республики Казахстан, предполагает участие прокурора в любых формах судопроизводства. Более того, Конституционный Совет Республики Казахстан в своем постановлении от 6 марта 1997 года № 3 указал, что представление интересов государства в суде - это конституционно определенное направление деятельности только прокурора (прокуратуры).

Многолетняя практика подтверждает плодотворность участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел и показывает безусловную необходимость правообеспечивающего и правозащитного потенциала прокуратуры в гражданском судопроизводстве.

Важным представляется особо подчеркнуть, что представительство прокурором интересов государства в суде должно осуществляться без какого-либо вмешательства в процесс отправления правосудия, а надзор должен осуществляться не над судом, а с помощью суда и через суд за точным единообразным применением законов.

Основной формой реагирования прокурора на выявленные нарушения законности является протест. Необходимо отметить, что прокурор, опротестовывая судебный акт, не отменяет его, а только со ссылкой на закон предлагает суду апелляционной или надзорной инстанции отменить или изменить его, а они принимают окончательное решение.

Тем самым, прокурор предотвращает вступление в законную силу незаконных и необоснованных решений суда, обеспечивая при этом защиту конституционных и иных охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан, государства, юридических лиц, неукоснительное соблюдение принципов отправления правосудия и основных задач гражданского законодательства.

Поскольку суд является субъектом правоприменительной деятельности, то прокуроры в пределах своей компетенции обязаны принимать все предусмотренные законом меры для обеспечения надзора за законностью судебных актов.

Но есть мнения, что полномочия прокурора по принесению протеста якобы посягают на независимость суда. Этот тезис оппонентов прокуратуры несостоятелен и в корне неверен, так как протесты лишь выражают позицию прокурора и изложенные в них доводы для суда не обязательны и, соответственно, могут быть отклонены.

Следует сказать, что прокуроры надзор за деятельностью судов не осуществляют, при отправлении правосудия суды независимы и подчиняется только закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения. Этим и обусловлена специфика деятельности прокуратуры в сфере судопроизводства.

10. Происходящие в последние годы изменения в социально-экономической жизни общества, а также кардинальные преобразования в области материального гражданского права по-новому раскрыли содержание принципов диспозитивности и состязательности в гражданском процессе. Теперь стороны должны самостоятельно и активно защищать свои права и интересы, отвечать за совершаемые действия и их последствия на всех стадиях рассмотрения гражданских дел. Между тем следует учесть, что процессы резкого имущественного расслоения в обществе порождают фактическое неравенство сторон в процессе, поскольку механизм судебной защиты стал слишком дорог для большинства граждан, в особенности социально-незащищенным слоям населения (пенсионерам, инвалидам и т.д.). Поэтому гражданин за защитой своих нарушенных прав вынужден обращаться в единственно доступный государственный орган-прокуратуру.

Участие прокурора в суде позволяет помочь в первую очередь социально-незащищенным гражданам в борьбе за свои права, восполняя в рамках гражданского судопроизводства « фактическое неравенство сторон».

Прокурор, исходя из государственных интересов, следит за тем, чтобы соблюдались требования гражданского, гражданско-процессуального законов, как судом, так и участвующими в деле лицами- сторонами, третьими лицами, экспертами и т.д.

Определяя задачи прокуроров в гражданском судопроизводстве на современном этапе, Генеральный Прокурор Республики дает указание подчиненным прокурорам сосредоточить особенное внимание на соблюдении правового режима, защите гарантированных Конституцией и другими законами прав и свобод граждан, обеспечении законности при осуществлении правосудия по гражданским делам, устранении и искоренении нарушений законности. Обеспечение права граждан на обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства является одним из условий функционирования демократического и правового государства. И в данном контексте значительная роль отводится органам прокуратуры, которые при наличии определенных оснований, четко прописанных в законодательстве, в целях обеспечения законности, соблюдения конституционных прав граждан призваны осуществлять надзор в гражданском судопроизводстве.

11. В статье 55 Гражданского процессуального кодекса (далее - ГПК) Республики регламентирована деятельность прокурора по обеспечению законности в гражданском судопроизводстве. Кроме того, в целях обеспечения эффективности прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве Приказом Генерального прокурора Республики Казахстан № 37 от 27 июня 2006 года утверждена Инструкция «О прокурорском надзоре за законностью судебных актов по гражданским делам» (далее - Инструкция).

Состояние прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве оценивается исходя из законности судебных решений по рассмотренным судом делам. Прокурорам необходимо своевременно реагировать на допущенные судом ошибки.

Одна из форм прокурорского надзора за законностью гражданского судопроизводства заключается в его участии по делам искового производства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 55 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с иском, заявлением о защите прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, общественных или государственных интересов. При рассмотрении дел прокурор процессуально самостоятелен, высказывает свои соображения и избирает позицию в соответствии с законодательством и своим убеждением, основанном на материалах конкретного дела. Высказывая суду правовую позицию, прокурор не осуществляет надзор над судом, а способствует законному и обоснованному разрешению спора.

12. Основой гражданского судопроизводства является принцип состязательности и равноправия.

Так, нормами статьи 13 Конституции предусмотрено, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Нормами статьи 14 Конституции провозглашено, что все равны перед законом и судом. То есть стороны обладают процессуальным равноправием и одинаковыми правами в ходе состязательного процесса.

В гражданском материальном правоотношении интересы сторон встречно-противоположны, чем и обусловлена состязательность в гражданском процессе. При этом обе стороны, будучи добросовестно уверены каждая в своей правоте, заинтересованы в правосудном решении суда. Таким образом, возникает важнейшая особенность гражданско-процессуального правоотношения - взаимодействие сторон с судом, отношения сторон друг с другом и состязательность как форма этих отношений.

Состязательность, являясь одним из принципов гражданского судопроизводства, способствует формированию процессуального материала, что соответствует цели - охранять действительные права и законные интересы людей в области их гражданских, семейных, трудовых отношений. Формирование доказательственной базы достигается посредством принципа состязательности, вкупе с ролью суда, участием прокурора, а также других организаций и лиц.

Действующее в настоящее время законодательство РК закрепило принцип состязательности нормами статьи 15 ГПК. В обязанность суда входит лишь создание необходимых условий для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. Обязанность доказывания тех или иных обстоятельств лежит на стороне, которая ссылается на такие обстоятельства в обоснование своих требований и возражений. Каждая сторона обязана доказать то, что утверждает (статьи 65 ГПК).

13. Другой формой прокурорского надзора в гражданском судопроизводстве является участие прокурора по делам особого искового производства.

В главе 29 ГПК четко определены особенности, порядок и условия об участии прокурора в данном производстве. Кроме того, необходимо отметить, что в ГПК закреплены нормы, регламентирующие обращение прокурора о признании актов и действий органов и должностных лиц незаконными.

Вместе с тем, удельный вес гражданских дел, рассматриваемых судами в порядке особого искового производства, в общем числе дел относительно невысок. Это свидетельствует об активном использовании гражданами своих прав на судебную защиту, и в этой ситуации задачами участвующих по делу прокуроров является восстановление нарушенных прав граждан посредством использования своих процессуальных полномочий в рамках судебной процедуры и последующее принятие мер в отношении должностных лиц государственного органа по недопущению впредь таких нарушений.

14. Немаловажная роль отведена органам прокуратуры в обеспечении законности в особом производстве. Так, в статье 299 ГПК установлено об обязательном участии прокурора в делах о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

Особенность участия прокурора заключается также и в том, что заявление о признании иностранной или международной организации, осуществляющей экстремизм или террористическую деятельность на территории Республики Казахстан и (или) другого государства, экстремистской или террористической подается Генеральным Прокурором в суд.

15. Прокурор, участвуя в суде апелляционной инстанции, осуществляет надзор за точным и единообразным применением законов, как составом судей, так и участниками судебного заседания (статья 356 ГПК). Согласно статье 358 ГПК прокурор высказывает свое мнение по полномочию суда апелляционной инстанции. Дает заключение в целом по делу, а не только в пределах протеста или жалобы. Если при этом будут установлены нарушения норм материального или процессуального права, прокурор дает заключение об отмене решения независимо от того, содержатся ли указания об этих нарушениях в протесте или жалобе. Случаи, указанные в статье 253 ГПК «частные определения суда», прокурор высказывает соответствующие предложения суду апелляционной инстанции.

16. Аналогичным образом выражается правозащитная деятельность прокурора при осуществлении надзорных функций. Она заключается в проверке законности судебных постановлений по гражданским делам, вступивших в законную силу, и представлении интересов государства при пересмотре вступивших в силу постановлений в суде надзорной инстанции.

Иные гражданские дела, рассмотренные без участия прокуроров, возбуждаются не иначе как по спорам между гражданами и юридическими лицами по поводу возникновения, изменения и прекращения права частной собственности, исполнения договорных обязательств, нарушения личных неимущественных прав и т.д.

В статье 83 Конституцией полномочия прокуратуры в суде сводятся к двум функциям. Это представительство интересов государства в суде, то есть участие прокурора в судебном процессе, и право принесения протеста на незаконные судебные постановления.

17. Основной Закон регламентирует в разделе «Суды и правосудие» деятельность, как судебных органов, так и прокуратуры. То есть суд и прокуратура - эта два органа, дополняющие правозащитную деятельность друг друга. Сотрудничество суда и прокуратуры есть ни что иное, как своеобразная форма реализации на практике механизма «сдержек и противовесов» на пути к достижению таких целей правосудия во всех видах судопроизводства.

Согласно Конституции судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Именно конституционные принципы осуществления правосудия судами и независимость судей и подчинение их только закону определяют основные черты взаимоотношений между прокурором и судом.

18. На сегодняшний день казахстанская прокуратура обладает довольно ограниченными полномочиями по сравнению с прокуратурами ближнего и дальнего зарубежья. Так, в США функции прокуратуры значительно шире, американский атторней - прокурор - помимо основных прокурорских обязанностей представлять исполнительную власть в судах по гражданским и уголовным делам, еще занимается контрразведкой, политической полицией, тюрьмами, делами эмигрантов. Он же выступает как советник Президента США по проблемам уголовной политики, правительственный юрисконсульт.

На «родине» прокуратуры - во Франции - прокурор вообще особая фигура. Он полностью независим. Представляя интересы государства, он не является стороной судебного процесса, он обвиняет от имени республики. Прокурор не подлежит отводу как, например, судьи или присяжные заседатели. Прокурор имеет право возбудить уголовное преследование, осуществляет контроль за следствием. Более того, французская прокуратура при осуществлении своих полномочий вправе потребовать содействия вооруженных сил. Под ее контролем находятся должностные лица и агенты судебной полиции. Каждый орган власти, каждое должностное лицо, которым стало известно о нарушении закона или о совершенном преступлении, обязаны сообщить об этом прокурору.

В Японии прокуратура сама ведет следствие по наиболее сложным уголовным делам, разрешает ряд категорий дел по существу без их передачи в суд, осуществляет надзор за расследованием дел полицией, исполнением приговоров и наказаний, назначаемых судом, поддерживает обвинение в суде.

19. Таким образом, деятельность прокуратуры в каждой стране напрямую зависит от традиций, культуры, истории страны. Примечательным является и то, что еще в 1996 году Международная ассоциация прокуроров, куда входят прокурорские системы более 50 государств Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии, с самого начала заявила, что будет способствовать упрочнению в общественном сознании совершенно очевидной, но не всегда и везде признаваемой истине - прокуратура, при всей разности правовых систем, есть источник справедливости, она действует от имени общества и в интересах общества, национальное законодательство должно учитывать только общие принципы организации и деятельности прокуратуры. В дальнейшем Ассоциация не раз заявляла о намерении защищать и, где необходимо, улучшать условия и статус прокурорских систем, а также добиваться функциональной независимости прокурора.

20. В заключении хотелось бы отметить следующее.

 Конституция Республики Казахстан установила достаточно емкие организационно-правовые гарантии обеспечения конституционной законности: Конституционный Совет рассматривает законы, международные договоры на их соответствие Конституции, суды не вправе применять законы, иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, прокуратура должна опротестовывать законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции». То есть деятельность каждого органа, который в своей деятельности призван обеспечивать конституционную законность, является гарантом этой законности.

Конституционный Совет в своих ежегодных Посланиях Парламенту Республики Казахстан отмечал, что не реализована конституционная норма (пункт 1 статьи 83 Основного Закона), наделяющая Генерального Прокурора Республики Казахстан правом опротестовывать законы, противоречащие Конституции. На практике он не может воспользоваться этим правом, поскольку законодательно не предусматривает правового механизма реализации данного полномочия.

Кроме того, в целях усиления противодействия преступности и коррупции, дальнейшего совершенствования правоохранительной деятельности Указом Президента Республики Казахстан от 22 апреля 2009 года № 793 «О дополнительных мерах по усилению борьбы с преступностью и коррупцией и дальнейшему совершенствованию правоохранительной деятельности в Республике Казахстан» было поручено Правительству Республики Казахстан совместно с заинтересованными центральными государственными органами в установленном законодательством порядке принять законодательные меры, предусматривающие повышение эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан в социальной сфере.

Как отмечено в «Концепции - 2009», прокуратура является «ядром правоохранительной системы страны», необходимо повышать эффективность ее надзорной деятельности как основной функции и совершенствовать процессуальные основы деятельности органов прокуратуры. Следует и далее повышать эффективность координирующей функции органов прокуратуры по отношению к правоохранительной деятельности, в том числе посредством соответствующей правовой регламентации этой функции.[16]

 

Благодарю за внимание, желаю всем успешной работы, мира и добра!

 

Литература


[1] Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2100 до 2020 года».

[2] Назарбаев Н.А. «Пять лет независимости». Из докладов выступлений и статей Президента РК. Алматы, «Казахстан» 1996 г., с. 561.

[3] Нормативное постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 15 октября 2008 года № 8 « Об официальном толковании статьи 54, подпунктов 1) и 3) пункта 3 статьи 61, а также ряда других норм Конституции Республики Казахстан по вопросам организации государственного управления»

 

[4] Закон Республики Казахстан от 9 августа 2002 года № 346-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора» // www.zakon.kz.

[5]Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 5 августа 2002 г. № 5 О соответствии Конституции Республики Казахстан Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора»

[6] Конституционные основы деятельности органов прокуратуры и их реализация в законодательстве Республики Казахстан и Российской Федерации. Коллектив авторов: Бахтыбаев И.Ж., Сухарев А.Я., Бессарабов В.Г., Рябцев В.П., Утибаев Г.К., Темирбулатов С.Г. Алматы, Москва, 2004. - 83 с. С. 7.

[7] Бахтыбаев И.Ж. Конституционный надзор прокуратуры РК. Алматы, 2000. С. 37-38.

[8] Котов А.К., Котов А.А. Конституционное предназначение прокуратуры // Правовая реформа в Казахстане. № 4, 2004. С. 3.

[9] Сапаргалиев Г.С. Правовая реформа в Казахстане. № 2, 2004. С. 10.

[10] Скуратов Ю. Конституционные вопросы развития прокуратуры в период правовой реформы в РФ // Законность. № 3, 1997. С. 7.

[11] Казакстан Республикасынын сот жуйесi мен судьяларынын мәртебесi туралы = О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан: Казакстан Республикасынын Коституциялык заны = Конституционный закон РК от 25 декабря 2000 года № 132-11 «О судебной системе и статусе судей РК». - Алматы: Жетi жаргы, 2001. - 64 бет.

* См. подробнее в п. 1.6 монографии Бахтыбаев И.Ж. Концептуальные основы деятельности прокуратуры Республики Казахстан по обеспечению законности.Алматы.Жеті Жарғы, 2008.- 888 с.

* См. подробнее в п. 5.4 указанной монографии

[12] Федоров Н.В. О судебной реформе в России // Государство и право. № 6, 1992. С. 11; Осипян С.А. Государственно-правовая природа и место органов прокуратуры в системе органов государственной власти РФ // Конституция. Проблемы управления и прокурорского надзора. М., 1996. С. 86-87.

[13] См. подробнее в п.5.3 названной работы.

[14] Ведомости Верховного Совета КазССР 1978 г., № 18, Свод законов.

* См. подробнее в п. 4.6 указанной работы.

[15] Тусупбеков Р.Т. Правозащитная роль прокуратуры на современном этапе // Правозащитное предназначение органов прокуратуры на современном этапе: Материалы международной научно-практической конференции. Алматы, 23-24 ноября 2004 года - Алматы: ДП «Эдельвейс», 2005. - 416 с. С. 6-14.

[16] Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2100 до 2020 года».

 

4 ноября 2009, 19:28
Источник, интернет-ресурс: Бахтыбаев И.Ж.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код