Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Депутатский запрос к Премьер-министру: о местном самоуправлении

Фото : 5 ноября 2009, 12:26

Астана, 4 ноября, Дом Мажилиса. На состоявшемся в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Мурат Абенов:

«Уже прошло больше 8 месяцев как вступили в действие поправки в законодательство, благодаря которым в Республике Казахстан впервые за время приобретения независимости создана правовая основа для внедрения местного самоуправления. Конечно, выводы еще рано делать.

В ходе выезда депутатов Парламента в регионы по разъяснению основных положений Послания Президента РК Н.А. Назарбаева была возможность убедиться, что принятие этих поправок было не только своевременным, но и необходимым этапом проводимых реформ.

Основная цель нововведения - через рационально организованное самоуправление эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе и повышать доверие населения к власти. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.

Важной особенностью последнего Послания Главы государства является то, что впервые в реализации мероприятий наряду с местным государственным управлением были задействованы органы местного самоуправления. Как известно, новый план дальнейшей модернизации экономики и реализации стратегии занятости предполагает основную часть поставленных задач по обеспечению стратегии занятости и переподготовки кадров, реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов, поддержке малого и среднего бизнеса осуществлять на региональном уровне. Было принято решение выделить значительные средства для решения проблем местного значения областям, районам и аулам на реконструкцию и модернизацию коммунальных сетей, строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, а также обновление социальной инфраструктуры, прежде всего, школ и больниц.

Основные мероприятия «Дорожной карты» осуществляются именно на местном уровне, регионам выделены значительные бюджетные средства на проведение антикризисных мер. Перед органами местного самоуправления стоит ответственная задача контролировать их использование. Также и в реализации индустриальной политики, поддержке малого и среднего бизнеса Глава государства отводит ключевую роль местной власти, так как «они лучше знают ситуацию на местах, и у них имеются все полномочия, а главное ресурсы и соответствующий инструментарий для проведения политики индустриализации».

В связи с этим наиболее оптимальным видится централизация определения стратегии развития и децентрализация подбора тактических подходов.

Такие подходы для решения региональных задач были определены еще в предвыборной платформе 2007 года НДП «Нур Отан». Основная идея в том, что проблемы местного значения должны решаться местными органами, которые лучше всех могут справиться с этим. Только самостоятельные смелые и ответственные решения органов местного самоуправления в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти смогут обеспечить задачу жесткой экономии и строжайшей финансовой дисциплины.

По итогам прошедшего 15 мая съезда партии «Нур Отан» Главой государства поставлены серьезные задачи форсированного индустриального развития перед местными органами власти: «необходимо думать не только о реализации планов, спущенных сверху, но и самим проявлять инициативу и брать дело в свои руки. Нужно четко планировать экономическое развитие региона и оптимальное размещение производительных сил в области во взаимоувязке с общестрановой стратегией». Перед региональными властями поставлена задача - всесторонне на постоянной основе поддерживать и развивать частный бизнес на местах, взращивать мощную плеяду казахстанских предпринимателей. Также отмечена необходимость отойти от пассивной политики, когда фактически просто ведется учет реализуемых в области проектов и перейти к активной политике создания новых производств и мобилизации предпринимательской инициативы, содействуя всеми имеющимися у региона ресурсами.

В то же время возникают вопросы: хватит ли полномочий местного самоуправления для решения сложных задач? Сможет ли этот закон активизировать социально-экономические и политические процессы в регионах?

Поездка по регионам показала, что уже есть положительные примеры поиска новых форм внедрения местного самоуправления, направленных на активизацию участия граждан в решении вопросов местного значения. Так, например известна активная деятельность Общественных советов местного самоуправления в городе Усть-Каменогорск. На сегодняшний день эти структуры не только вносят предложения по реализации мероприятий антикризисной программы, но и ведут совместно с акиматами общественный контроль за исполнением «Дорожной карты». И это уже общепризнанная действенная структура нового института власти.

Созданная Палата общественной экспертизы при Гражданском Альянсе в городе Павлодаре начинает работу по общественному контролю за выполнением отраслевых программ и исполнением местного бюджета. Общественники готовятся к проведению собраний и сходов членов местных сообществ, направленных на повышение их гражданской активности.

Активно включились в работу ревизионные комиссии Карагандинской и Северно-Казахстанской областей. Проведение различных круглых столов, семинаров, тесное взаимодействие с депутатами Парламента РК позволяют внедрять новые подходы по контролю за использованию государственных средств.

Интересен опыт сельских потребительских кооперативов Кызылординской области, созданных почти во всех населенных пунктах региона при поддержке местных акиматов. Они осуществляют свою деятельность через реализацию госзаказов и сотрудничают с различными фондами. Демократично избранные председатели кооперативов организуют решение многих вопросов местного значения. Все кооперативы объедены в созданную областную Ассоциацию. Часть мероприятий по «Дорожной карте» реализуется через эти структуры, особенно в тех населенных пунктах, где из-за незначительности объема финансовых средств бизнес - структуры не проявляют коммерческого интереса.

Все это еще раз убедительно доказывает, что внедрение местного самоуправления - это своевременная необходимая мера. Органы государственного управления видят в создаваемых структурах возможность использовать инициативу граждан в совместном решении социальных проблем местного населения. Тесное сотрудничество в реализации «Дорожной карты» помогло не только выработать новые формы сотрудничества, но и повысило уровень доверия населения к власти, которая благодаря выделенным для регионов по поручению Главы государства значительным финансовым средствам может оперативно решать насущные проблемы местного значения.

Вместе с тем, в Мажилис Парламента поступают обращения депутатов маслихатов из различных регионов страны, связанные с реализацией данного закона, в частности, деятельностью ревизионных комиссий маслихатов.

Несомненно, принятие закона - только один из этапов внедрения местного самоуправления. Поэтому новый статус маслихатов требует решения ряда организационных вопросов, в том числе широкой разъяснительной работы.

1. Разработка и реализация программы.

Видится необходимым разработка и реализация государственной программы развития местного самоуправления, как и было определено в Народной платформе НДП «Нур Отан».

22 июня текущего года на расширенном собрании фракции НДП «Нур Отан» в Мажилисе Парламента мною на Ваше имя был адресован вопрос о целесообразности разработки данной программы. Вы в своем ответе признали, что после вступления закона в силу необходимо либо принять государственную программу, либо сделать вопросы местного самоуправления большой составной частью разрабатываемой программы «Стратегия развития до 2020 года». На какой стадии находиться эта работа? Предусмотрена ли возможность участие в подготовке проекта различных заинтересованных сторон, в том числе депутатов маслихатов и Парламента?

2. Укрепление аппарата ревизионных комиссий маслихатов.

Как известно, основная роль в осуществлении контроля за местным бюджетом по закону и новому Бюджетному кодексу отводится ревизионным комиссиям маслихатов, уполномоченным осуществлять внешний контроль за местными бюджетами. Как отмечал Глава государства в своем выступлении на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан 16 мая 2007 года, «Эти решения резко повышают политическую роль маслихатов, которые будут представлять действенное местное самоуправление, благодаря большей подотчетности им исполнительных органов». Несомненно, что для осуществления новых полномочий и решения поставленных задач маслихаты должны организовать работу в соответствии с новым Конституционным статусом.

Они должны быть укреплены создаваемыми аппаратами ревизионных комиссий с введением дополнительных штатных единиц. Решение данного вопроса оставлено до 2010 года. Это в свою очередь не позволяет в полной мере осуществлять предусмотренные законодательством функции.

На сегодняшний день неукомплектованность аппарата ревизионных комиссий маслихатов в соответствии новому статусу не позволяет в полной мере осуществлять предусмотренные законодательством функции и из-за этого нередко подвергаются необоснованной критике. Невнятная позиция центральных органов не позволила местным органам принять решение по кадровым и организационно техническим вопросам. Бюджеты уже в основном сформированы, а своевременных заявок по этим расходам в бюджетные комиссии не поступало. До сих пор нет согласованной позиции по статусу членов ревизионной комиссии. Будут ли они являться государственными служащими? Отсылка на самостоятельное решение этого вопроса самими маслихатами не вносит полной ясности в этот вопрос, т.к. существует ограничение по численности аппаратов маслихатов. В то же время отсутствие у будущих ревизоров статуса государственных служащих снижает их роль и степень ответственности, в том числе и коррупционной, на законодательном уровне.

Вместе с тем, согласно письму министра экономики и бюджетного планирования в адрес маслихатов, было принято решение о сохранении Комитета финансового контроля с учетом того, что в настоящее время значительно увеличились объемы трансфертов и субвенций местным бюджетам, что требует усиления контроля за эффективностью их использования.

Между тем, задается резонный вопрос: разве контроль за использованием республиканского бюджета, в том числе трансфертов и субвенций местным бюджетам не прерогатива Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета? Это напрямую противоречит Бюджетному кодексу.

3. Организационные вопросы.

Во многих регионах все еще остаются неясным порядок проведения сходов жителей, методика осуществления ревизионных проверок, вопросы отчетности депутатов.

Это приводит к тому, что в ряде областей мероприятия, предусмотренные законом, не соответствуют нормам законодательства. В большинстве акиматов не проведено перераспределение должностных обязанностей, учитывающих их изменившийся статус как исполнительных органов местного самоуправления. Обязательные ежегодные отчеты депутатов не носят систематизированный характер.

4. Разъяснительная работа.

Внедрение нового в нашей стране института местного самоуправления требует и широкой разъяснительной работы, как среди органов самоуправления, так и членов местных сообществ. Процесс введения местного самоуправления - задача, требующая тщательно разработанной, логически взаимоувязанной политики, отражающей все важнейшие аспекты регулирования местного сообщества. Они, к сожалению, в силу различных причин остаются недостаточно раскрытыми как в теоретико-методологическом, так и практическом плане, оставаясь по-прежнему недостаточно разработанной областью отечественной науки. Поездка по регионам показала отсутствие информации о новом институте управления у большей части населения

Необходимо включать в учебные планы обучения учащихся всех учебных заведений, особенно связанных со сферой государственного управления, программы по вопросам местного самоуправления. Определить темы курсовых работ кандидатских и докторских диссертаций, запланировать проведения научных конференций и семинаров. В средствах массовой информации проводить целенаправленную работу по разъяснению гражданам их конституционных прав. Для депутатов маслихатов проводить обучения в связи с изменившимся статусом. Разработать различные методические рекомендации и брошюры по данному вопросу.

5. Создание необходимых условий.

Согласно ст. 39-5 Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении», все государственные органы должны создавать необходимые правовые и организационные условия для становления и развития местного самоуправления. С учетом неотложных задач, стоящих перед органами местного самоуправления по реализации поручений, озвученных в Послании Президента РК, виделось бы целесообразным мобилизовать усилия всех исполнительных и представительных органов на местах для скорейшего его внедрения.

Хотелось бы напомнить слова Президента страны Н.А. Назарбаева о том, что реформирование системы государственного управления имеет конечной целью, в первую очередь, повышение удовлетворенности населения качеством услуг, предоставляемых государством. И это главный критерий оценки эффективности работы государственного аппарата».


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии