Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Один из актуальных вопросов в стране - это обеспечение безопасности дорожного движения

Фото : 5 ноября 2009, 15:43

О состоянии и мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в республике рассказывает председатель комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан полковник полиции Кайрат Сагатханович Тыныбеков

Вопрос обеспечения безопасности дорожного движения продолжает оставаться одним из актуальных в стране. За последние десять лет на дорогах республики погибли более 30 тысяч человек и свыше 164 тысяч человек получили увечья.

 На 100 тысяч жителей у нас приходится 21 погибший в дорожных авариях, что в два с лишним раза больше, чем в странах Евросоюза. Как вы знаете, сложившаяся кризисная ситуация с дорожной безопасностью в стране стала предметом специального рассмотрения главой государства на заседании Совета безопасности в ноябре 2006 года. Действуя в соответствии с решением Совета безопасности и личными поручениями главы государства, Министерство внутренних дел провело значительную работу по наведению порядка на дорогах страны. Впервые за 15 лет мы добились существенного сокращения всех показателей аварийности.

В 2008 году количество зарегистрированных ДТП сократилось на 14 процентов, погибших в них граждан - на 23 процента, а это более 1000 спасенных жизней.

По итогам восьми месяцев текущего года число погибших уменьшилось на 20 процентов.

Этому способствовали вступившие в силу с 1 августа 2008 года новые законодательные нормы, ужесточившие ответственность за нарушения Правил дорожного движения и предусматривающие наказание в виде лишения права управления автотранспортными средствами сроком до 10 лет, а также в виде административного ареста.

В своей работе мы ни для кого не делали исключений - ни для сотрудников правоохранительных органов, ни для высокопоставленных чиновников, ни для их детей.

С начала года на дорогах пресечено свыше 1 млн 371 тысячи правонарушений, задержано более 50,6 тысячи пьяных водителей.

Судами лишены права управления 45 тысяч человек, административному аресту подвергнуты порядка 7 тысяч водителей.

За счет средств местного бюджета, в том числе и в рамках региональных программ, создаются системы фото- и видеофиксации нарушений с процессинговыми центрами.

Практика стран, использующих такие системы, показывает, что это позволяет сократить уровень аварийности до 35 процентов, а за счет исключения контактов полицейских с правонарушителями минимизировать коррупцию на дорогах и устранить конфликтные ситуации. Их эффективность очевидна. Если один полицейский выявляет за сутки пять правонарушений на дорогах, то один прибор фиксирует за это же время до 50-60 нарушений.

Также нами приняты меры по улучшению качества подготовки водителей. С 2007 года эта деятельность включена в перечень лицензируемых, утверждены соответствующие правила и квалификационные требования.

Многие автошколы мы вынуждены были закрыть. Из 906 существовавших учебных организаций на сегодняшний день 705 подтвердили соответствие установленным требованиям. Это повлияло на снижение аварийности по вине молодых водителей (со стажем управления до 1 года) на 14,2 процента.

По нашей инициативе с 2008/2009 учебного года в I-III классах школ введена новая программа занятий по Правилам дорожного движения и оказанию первой медицинской помощи.

Наряду с этим нами предложена школьная программа обучения старшеклассников Правилам дорожного движения и практическому вождению с последующей выдачей водительского удостоверения, которая уже с этого учебного года вводится во многих школах.

Положительно сказалось на состоянии аварийности принятое в январе 2007 года решение правительства о запрете ввоза в страну праворульных автомобилей.

Сегодня в стране эксплуатируется около 153 тысяч таких автомашин. В текущем году наблюдается снижение совершаемых ими ДТП на 16 процентов, числа погибших в них людей - на 25 процентов и раненых - на 20 процентов.

Вместе с тем произошедшие в июле-августе текущего года крупные дорожно-транспортные происшествия отражают слабые стороны и еще нерешенные проблемы формируемой в современных условиях системы управления безопасности дорожного движения в стране.

 Анализ условий, которые порождают эти правонарушения, показывает, что постоянное увеличение штрафов и санкций, особенно к водителям и пешеходам, не позволит обеспечить необходимый уровень безопасности на дорогах.

Так, 16 августа 2009 года в Алматинской области водитель грузовой автомашины HOWO, принадлежащей ТОО «Корпорация «Прогресс», в результате резкого ухудшения здоровья допустил столкновение с автомашиной «Тойота Королла», а затем наезд на автобусную остановку. В этом происшествии 11 человек погибли и 5 получили ранения различной степени тяжести.

Установлено, что ТОО «Корпорация «Прогресс», имея на балансе 78 большегрузных автомобилей, располагается в строительном вагончике, какой-либо ремонтно-технической базой не обладает, медосмотр водителей перед рейсами не проводит.

Такая ситуация складывается на многих предприятиях.

Нарушается режим труда и отдыха водителей, не обеспечивается должный контроль за техническим состоянием транспортных средств и их эксплуатацией.

На сегодняшний день только в каждом четвертом предприятии, эксплуатирующем автотранспорт, проводится предрейсовый технический осмотр транспортных средств и медицинский контроль водителей.

Темпы развития улично-дорожной сети и дорожной инфраструктуры явно отстают от темпов роста автопарка. Проезжая часть большинства дорог составляет всего 7,5 метра и обеспечивает лишь двухполосное встречное движение автомобилей.

Необходимо строительство новых дорог с разделительной полосой и ограждениями, поскольку каждый пятый погибает в ДТП по причине выезда на полосу встречного движения и каждый четвертый - в результате опрокидывания.

Мы об этом уже говорили три года назад, но ситуация практически не изменилась. Сейчас, как и прежде, улучшается только качество покрытия дорог, но не меняются их параметры.

Указанные проблемы предполагалось решить в рамках региональных программ обеспечения безопасности дорожного движения.

Однако в прошлом и текущем годах в целях оптимизации местных бюджетов, обусловленной влиянием мирового экономического кризиса, многими акиматами были сокращены расходы, предусмотренные под реализацию региональных программ.

В Казахстане свыше 75 процентов (или 2,4 млн) всех эксплуатируемых автомобилей по западным стандартам являются устаревшими, срок эксплуатации которых превышает 7 лет.

Имея высокие скоростные характеристики, но низкое техническое состояние, они являются потенциальной угрозой возникновения аварий.

Государственный технический осмотр - фактически единственный инструмент государства, побуждающий владельцев поддерживать автомобили в исправном состоянии.

Сегодня эта функция возложена на дорожную полицию, которая не имеет возможности проведения технического диагностирования транспортных средств.

В этой связи необходимо ускорить законодательное решение вопроса передачи диагностики в конкурентную среду, что повысит качество технического состояния автопарка, за которое сегодня никто, кроме водителей, не несет ответственности.

Назрела необходимость переходить на европейские стандарты. Каждая автомашина должна иметь сервисную книжку, регламентное обслуживание и гарантию.

Большую роль мы отводим созданию в стране специальной службы спасения, обеспеченной автомобильной, вертолетной техникой с соответствующей инфраструктурой, для своевременного оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

Однако этот вопрос по сегодняшний день остается открытым.

Вместе с тем, по оценкам экспертов Всемирной организации здравоохранения, медицинская помощь, оказанная в первые девять минут, спасает жизни 90 процентов пострадавших в ДТП.

Также остается низким уровень организации информационно-пропагандистской работы среди населения.

В тоже время реализация наших проектов по созданию постоянных теле-, радиопередач, целенаправленной социальной рекламы, документальных и художественных фильмов, пропагандирующих законопослушное и безопасное поведение на дорогах, сдерживается недостаточным финансированием и слабой региональной поддержкой.

И последнее - социальная защита дорожных полицейских.

Профессиональная деятельность сотрудников строевых подразделений дорожной полиции связана с постоянным нахождением на дороге (ежедневно 8 и более часов) вне зависимости от погодных условий и многочисленными контактами с участниками дорожного движения.

При этом заработная плата сотрудников строевых подразделений не превышает 40 тысяч тенге, что во многом обусловливает текучесть кадров и способствует распространению коррупции среди личного состава.

В этой связи Министерство внутренних дел предлагает вернуться к рассмотрению вопроса об увеличении заработной платы сотрудникам строевых подразделений дорожной полиции.

Решение комплекса этих и ряда других вопросов позволит повысить эффективность обеспечения безопасности дорожного движения.

Адиль МИРАСОВ, Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии