Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Правительство проводит сбалансированную антицикличную политику

Фото : 5 ноября 2009, 15:57

Правительство проводит сбалансированную антицикличную политику.

Антицикличная фискальная политика, реализуемая Правительством, - это форма государственного регулирования, целью которой является сглаживание циклических колебаний, предотвращение особенно глубоких циклических кризисов и массовой безработицы, а также создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики, способствующей непрерывной модернизации и прогрессу. Для выполнения поставленных задач необходимо формирование целостной системы реализации макроэкономической политики, включающей сбалансированное использование инструментов денежно-кредитной, фискальной, а также структурной политики.

Стабильный стимул для инвестиций

Параметры республиканского бюджета на 2010-2012 годы сформированы на основе новых редакций Налогового и Бюджетного кодексов, принятых в прошлом году.

Так, изменения, внесенные в налоговое законодательство, направлены на оказание поддержки диверсификации экономики и стимулирование экономического роста.

Для снижения налоговой нагрузки последовательно вдвое, против ранее действующей к 2014 году, уменьшится ставка корпоративного подоходного налога (КПН). В целях сохранения сбалансированности бюджета снижение ставки КПН будет осуществляться поэтапно, а именно: с первого января 2009 года - с 30 до 20%, до 17,5% - в 2013-м и до 15% - в 2014-м. Снижение налога создаст дополнительные источники финансирования для приобретения и модернизации основных средств и позволит расширить инвестиционные возможности предпринимателей.

В дополнение к этому значительно упрощен порядок получения инвестиционных налоговых преференций путем отнесения на вычеты расходов налогоплательщиков единовременно или в течение трех лет по приобретению, строительству зданий, сооружений производственного назначения, машин и оборудования, а также расходов на их реконструкцию и модернизацию. Это откроет свободный доступ к инвестиционным налоговым преференциям широкому слою инвесторов, включая концессионные проекты, и значительно повысит мотивацию налогоплательщиков к увеличению инвестиций в несырьевой сектор.

Вместе с тем для частичного урегулирования ситуации, связанной с мировым финансовым кризисом и падением спроса и мировых цен на сырье и металлы, недропользователи получили право по впервые введенным в эксплуатацию фиксированным активам исчислять амортизационные отчисления по двойным нормам амортизации, при условии использования их не менее трех лет.

Сохранены инвестиционные налоговые преференции по контрактам, заключенным Комитетом по инвестициям до первого января 2009 года на весь срок их действия (не более десяти лет). Таким образом государство подтверждает стабильность инвестиционных контрактов.

В то же время ставка НДС с 2009 года равна 12%. Это делает казахстанский налог одним из самых низких в мире, при этом введено положение о возврате превышенной суммы НДС, уплаченной поставщикам, над суммой НДС, уплаченной покупателями, так называемого «дебетового» сальдо. Эта мера направлена на устранение замороженных оборотных средств налогоплательщика в форме НДС, уплаченного поставщикам, особенно в период модернизации и обновления основных средств. Увеличен порог минимального оборота по НДС при обязательной постановке на регистрационный учет с 15 000-кратного до 30 000-кратного размера месячного расчетного показателя, что позволит снизить налоговую и административную нагрузку на малый бизнес.

В Налоговом кодексе также нашли отражение ряд вопросов, касающихся налогообложения финансового сектора. В частности, на период 2009-2011 годов увеличен размер вычета вознаграждения за счет увеличения предельного коэффициента левереджа (правило достаточной капитализации) для финансовых организаций - с семи до девяти, для иных юридических лиц - с четырех до шести. Предоставлено право микрокредитным организациям относить на вычеты суммы расходов по созданию резервов против сомнительных микрокредитов, не превышающих 15% от суммы кредитов, выданных в течение налогового периода.

Сохранены льготы по финансовому лизингу в случае замены лизингополучателя в связи с его реорганизацией, а также в случае вторичного лизинга при сохранении условий, предусмотренных в расторгнутом договоре лизинга.

В рамках реформирования социального налога осуществлен переход от регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до пяти процентов к плоской шкале со ставкой 11%. Сумма социального налога уменьшается на отчисления в Государственный фонд социального страхования (в 2009 году на четыре, с 2010 года - на пять процентов), реальная ставка социального налога, зачисляемая в бюджет, будет равна семи процентам в текущем году и шести - в следующем.

По налогу на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сокращены объекты налогообложения со всего имущества до зданий, сооружений, жилых строений, помещений, а также строений, прочно связанных с землей, являющихся основными средствами или инвестициями в недвижимость. Это позволяет не взимать налог с оборудования и машин. При этом предлагается увеличить ставку с одного до 1,5%.

По налогу на имущество физических лиц повышены ставки на дорогостоящее имущество с 0,5 до одного процента, начиная со стоимости свыше 120 млн. тенге. Это изменение позволяет более полноценно облагать дорогостоящую недвижимость и придать большую прогрессивность в налогообложении физических лиц.

Снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор, создание благоприятных инвестиционных условий требует повышения экономической отдачи от добывающего сектора экономики. Это направление, определенное в Послании Президента, было реализовано в коренном изменении системы налогообложения недропользователей. Налоговым кодексом платеж роялти заменен налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление его производится от стоимости объема добываемых полезных ископаемых, рассчитанных по мировым ценам. При этом для недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, малодебетные месторождения, решением Правительства будут установлены льготные ставки НДПИ.

Изменена методология исчисления рентного налога и налога на сверхприбыль, база исчисления - объем добычи исходя из мировых цен. По налогу на сверхприбыль база обложения уменьшается на инвестиционные расходы.

Налоговая политика в предстоящем пятилетнем периоде в полной мере отражает контрмеры государства, способствующие модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», созданию условий для ведения бизнеса путем совершенствования налогового администрирования и упрощения налоговых процедур.

Налоговое администрирование приведено в соответствие с реалиями нового этапа развития Казахстана, значительно упрощены налоговые процедуры, сокращены формы отчетности, а также продлены и унифицированы сроки ее представления.

Сберечь Нацфонд и приумножить ВВП

Одной из составляющих регулирования государственных финансов является использование средств Национального фонда. Начиная с 2010 года из него будет привлекаться только гарантированный трансферт, который не превысит установленный предел в одну третью часть от активов фонда на конец года, предшествующего году планирования. В результате продолжится политика накопления активов Национального фонда, которые на конец 2012 года составят 31 млрд. долларов.

В качестве меры антицикличной фискальной политики нужно также рассматривать построение целостной и эффективной системы государственного планирования, ориентированной на достижение стратегических целей и реализацию приоритетных задач социально-экономического развития страны.

С этой целью был принят новый Бюджетный кодекс и в его реализацию - указ «О системе государственного планирования в Республике Казахстан». Внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты, удлиняющего период планирования, носит стратегический характер и направлено на долгосрочные изменения, обеспечение качественного сбалансированного роста экономики, что предполагает гибкость реализации бюджетной политики.

В нынешних условиях путем бюджетного регулирования Правительством принимаются меры по поддержке социально незащищенных граждан страны, снижению безработицы и активизации хозяйственной деятельности.

На обеспечение диверсификации экономики направлена разрабатываемая программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на предстоящий пятилетний период. Ее цель - обеспечение диверсификации и повышение конкурентоспособности экономики Казахстана в долгосрочном периоде и увеличение ВВП до 2015 года на семь триллионов тенге, примерно на 50% от ВВП 2008 года. В рамках мер по поддержке агропромышленного комплекса, обеспечения занятости сельского населения страны предусмотрены средства на субсидирование сельского хозяйства.

Между тем проект республиканского бюджета на 2010-2012 годы в большей, чем когда-либо, степени является социально ориентированным, соотношение расходов, направляемых на социальную сферу, к общему объему расходов бюджета составляет свыше 40%, для сравнения: в 2007 году - 31,5%, в 2008 году - 26,4%.

Несмотря на кризисные явления в экономике проектом предусмотрена выплата с 2010 года нового вида пособия - родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов, размер которого будет приравнен к минимальной заработной плате, направленного на улучшение положения детей-инвалидов и возврат их в семьи. Помимо этого, предусмотрено повышение размера спецгоспособия многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алка», «Куміс алка» или получившим ранее звание «Мать-героиня» и награжденным орденом «Материнская слава», с 3,9 до шести МРП, которое коснется в 2010 году более 221 тыс. человек.

В связи с отказом от привлечения дополнительных средств из Национального фонда расходы, направленные на реализацию Стратегии региональной занятости, будут осуществляться в пределах общих возможностей бюджета. В настоящее время прорабатывается несколько вариантов реализации «дорожной карты» в 2010 году, в том числе путем распределения общих лимитов финансирования между регионами, исходя из доли численности населения региона в общем количестве жителей страны.

Для рационального размещения трудовых ресурсов предусмотрены средства на регулирование миграционных процессов в рамках реализации пилотных проектов по программе «Нурлы кош», финансирование которой составит 33 млрд. тенге ежегодно.

Переход к антицикличной фискальной политике требует наличия постоянного умеренного размера дефицита республиканского бюджета в зависимости от циклических колебаний экономики с поддержанием безопасного уровня правительственного долга. В связи с этим требуется обеспечивать необходимый объем обращения государственных ценных бумаг на фондовом рынке, позволяющий снизить зависимость республиканского бюджета от трансфертов из Национального фонда, а также сохраняющий его активы и инвестиционные доходы на период рецессионных явлений.

И, наконец, для обеспечения кредитными средствами экономики за счет имеющихся денег при фазе спада возможно применение механизма по сокращению минимальных резервных требований банков второго уровня и повышение при фазе роста экономики, что в определенной мере позволяет реализовывать косвенную политику по «стерилизации» денежной массы, а также осуществление других механизмов по стерилизации денежной массы и валютной интервенции, в том числе путем изменения ставки рефинансирования Национального банка.

Алексей ЖУКОВ

Изменения, внесенные в налоговое законодательство, направлены на оказание поддержки диверсификации экономики и стимулирование экономического роста.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии