Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Доктрина национального единства Казахстана

Фото : 6 ноября 2009, 10:41

Вчера на всенародное обсуждение был предложен прогрессивный проект Доктрины национального единства. Этот документ является основой для разработки программ, законодательных и других нормативных правовых актов, направленных на формирование благоприятных условий для дальнейшей консолидации общества.

Так как межэтническое согласие является главным фактором успешности развития казахстанской государственности. А для этого необходимо сохранение баланса интересов населяющих страну этнических групп, не допускающего привилегированного положения одних и ущемления прав других.

Реализация доктрины направлена на активизацию и мобилизацию человеческого, интеллектуального потенциала страны в целях ускоренного развития Казахстана, достижения достойного уровня жизни каждого казахстанца, соблюдение и защиту гарантированных Конституцией республики прав и свобод граждан. Для решения этой задачи у Казахстана как независимого, суверенного и признанного во всем мире государства имеются все необходимые экономические, социальные и политические ресурсы - считают разработчики доктрины.

1. Общие положения

Обеспечение межэтнического и межконфессионального согласия, гражданского единства является важным условием развития Казахстана, реализации стратегических задач социально-экономической и политической модернизации страны.

Доктрина национального единства (далее - Доктрина) разработана в целях реализации поручения Президента Республики Казахстан, данного на XIV сессии Ассамблеи народа Казахстана 23 октября 2008 года.

Доктрина основана на положениях Конституции, Закона «Об Ассамблее народа Казахстана» и других нормативно-правовых актов Республики Казахстан, а также нормах международного права в данной области.

В Доктрине изложены цели, задачи, принципы национальной политики, а также основные направления ее реализации.

Доктрина является основой для разработки программ, законодательных и других нормативных правовых актов, направленных на формирование благоприятных условий для дальнейшей консолидации общества.

2. Межэтнические и межконфессиональные отношения в Казахстане на современном этапе и актуальность укрепления национального единства

На протяжении веков на исторической земле казахов перекрещивались судьбы многих народов - носителей различных культур, религий и традиций. В результате сложилась уникальная ситуация, когда вместе с казахами мирно живут представители 140 этносов и 40 конфессий. При этом длительное совместное проживание различных этносов сформировало в обществе устойчивые традиции толерантности.

С первых дней обретения независимости консолидация казахстанского общества, обеспечение равноправного сосуществования всех этнических групп стали основополагающими направлениями национальной политики государства. В сложных условиях транзитного периода благодаря целенаправленной и последовательной политике государства в Казахстане не было столкновений на межэтнической почве, дестабилизации и раскола общества.

Фундаментом согласия и стабильности в обществе стал изначальный выбор в пользу формирования гражданской, а не этнической общности. Время доказало, что это самый разумный путь совмещения интересов всех граждан страны независимо от их этнической принадлежности.

Сегодня в Казахстане сформирована собственная модель межэтнического согласия, получившая высокую оценку в мировом сообществе.

Созданы эффективные нормативно-правовые и концептуальные основы обеспечения межэтнического согласия. Конституция Республики Казахстан гарантирует защиту интересов всех граждан независимо от этнической, расовой, религиозной или иной принадлежности. Нормы Основного закона заложили основу для доверия и взаимоуважения между всеми этническими группами.

Приоритеты обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия отражены в программной работе Президента Н.А. Назарбаева «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана», Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Концепции формирования государственной идентичности РК. Эта тема всесторонне раскрыта в книгах Главы государства «В потоке истории», «Критическое десятилетие», его докладах на сессиях Ассамблеи народа Казахстана и других выступлениях.

Кроме того, по поручению Президента страны приняты Государственная программа развития и функционирования языков на 2001-2010 годы, Стратегия Ассамблеи народа Казахстана на среднесрочный период (до 2011 года) и другие документы.

Одним из главных инструментов национальной политики стала созданная в 1995 году Ассамблея народа Казахстана (АНК), объединяющая 818 этнокультурных объединений. Их руководители входят в состав АНК, а также малых ассамблей. 46 этносов имеют свои этнокультурные центры.

В 2007 году в рамках конституционной реформы Ассамблея получила право избирать девять депутатов Мажилиса Парламента. Таким образом, введен конституционный механизм представительства интересов этнических групп в Парламенте. В 2008 году принят Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», не имеющий аналогов в мире.

Важнейшим направлением деятельности государства в сфере межэтнических отношений стало проведение сбалансированной языковой политики. Согласно Конституции, государственным языком является казахский, в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана.

Принята Концепция расширения сферы функционирования государственного языка, повышения его конкурентоспособности на 2007-2010 годы.

Осуществляется поэтапный перевод делопроизводства на государственный язык в центральных и местных государственных органах. Во всех регионах страны действуют более 60 центров обучения казахскому языку, численность которых в 2009-2011 годах планируется довести до 120.

В настоящее время 61 процент казахстанских школьников и 48 процентов студентов обучаются на казахском языке.

Наряду с этим, обеспечивается развитие языков других этносов, проживающих в Казахстане. В 1673 школах обучение ведется на русском языке. Действует 81 школа, в которых обучение полностью ведется на узбекском, таджикском и уйгурском языках. В 108 школах языки 22 этносов Казахстана преподаются в качестве самостоятельного предмета. Открыто 195 специализированных этнолингвистических центров, где дети и взрослые могут изучать языки 30 этносов. Для изучения родных языков выделяются бюджетные средства воскресным школам.

Уделяется большое внимание развитию многообразия культурной и информационной сферы. Так, кроме казахских и русских театров успешно функционируют 4 национальных (этнических) театра: узбекский, уйгурский, корейский и немецкий. Причем три из них - единственные на территории СНГ.

Газеты и журналы выпускаются на 15 языках, радиопередачи выходят на 8, телепередачи - на 11 языках, государством выделяются средства на поддержку деятельности 19 этнических СМИ, а всего их 33.

Стало традицией ежегодно проводить массовые народные празднования Наурыза, Масленицы, объявлены выходными религиозные праздники Курбан-айт и православное Рождество.

За годы независимости произошел настоящий ренессанс религии в Казахстане. За 18 лет численность религиозных объединений возросла в 6 раз - от 671 в 1991 году до свыше 4200 в 2009 году. В настоящее время действуют почти 3200 мечетей, церквей, молитвенных домов.

Начиная с 2003 года в нашей стране проводятся съезды лидеров мировых и традиционных религий, в которых принимают участие видные религиозные деятели и представители различных конфессий.

Таким образом, в Казахстане накоплен уникальный опыт национальной политики, обеспечивающей мирное сосуществование множества различных этносов и конфессий. При этом главным фактором успешности казахстанской модели межэтнического согласия выступает сохранение баланса интересов населяющих страну этнических групп, не допускающего привилегированного положения одних и ущемления прав других.

Вместе с тем существует ряд факторов, который может оказывать отрицательное влияние на межэтническую ситуацию.

В частности, это усиление этнорелигиозных противоречий в различных частях мира, в том числе и в некоторых соседних странах. Потенциальную опасность представляет проникновение в Казахстан извне различных форм этнорелигиозного экстремизма и радикализма. Этническую окраску могут приобретать имеющиеся в обществе локальные социальные и бытовые проблемы. Возможные упущения в работе по воспитанию молодого поколения содержат опасность для преемственности традиций межэтнической и межкультурной толерантности населения полиэтничного Казахстана.

Эти и другие аспекты требуют повышенного внимания как со стороны государства, так и всего общества.

В целом в полиэтничном обществе формирование и укрепление национального единства является базовым условием обеспечения безопасности и независимости государства, реализации стратегических приоритетов его социально-экономического и политического развития.

Актуальность сплочения и консолидации казахстанского общества значительно возрастает в современных условиях, когда перед Казахстаном стоят задачи по реализации планов новой индустриализации, обеспечения инновационно-технологического прорыва страны в ХХI веке.

В этой связи работу по обеспечению национального единства необходимо вывести на уровень долгосрочного стратегического приоритета государственной политики. Основные положения настоящей Доктрины должны войти в Стратегический план развития Казахстана до 2020 года.

3. Цель, задачи и принципы государственной политики, направленной на обеспечение национального единства

Целью настоящей Доктрины является определение приоритетов и механизмов обеспечения национального единства в Казахстане на основе гражданской идентичности, патриотизма, духовно-культурной общности, сохранения стабильности, межэтнического и межконфессионального согласия в обществе.

Под национальным единством понимается целостность существования этнических общностей в составе единого государства, высокая степень самоидентификации граждан страны с Республикой Казахстан, с существующей системой ценностей и идеалов.

Основой национального единства казахстанского общества является общность ценностей, которые близки абсолютному большинству казахстанцев и консолидируют общество в единое целое.

Объединяющим началом и предметом заслуженной гордости всех поколений казахстанцев является наша общая история.

С обретением независимости общими ценностями народа Казахстана стали свободный выбор своей собственной судьбы, сопричастность к строительству нового государства, совместная ответственность за судьбу страны и будущих поколений ее граждан.

Для казахстанцев присущ высокий уровень толерантности по отношению к образу жизни, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям представителей всех этносов, конфессий, социальных групп.

В то же время разнообразие и диалог этнических культур в стране являются источником постоянного обогащения и развития всех казахстанцев.

В казахстанском обществе глубоко укоренились нравственные ценности, почитание старших, уважение к институту семьи, традиции гостеприимства.

Все это способствует укреплению взаимопонимания и дружбы граждан различной этнической и религиозной принадлежности.

Для достижения поставленной в Доктрине цели необходимо сконцентрировать усилия государства и общества на решении следующих основных задач:

укрепление общеказахстанской идентичности, поддержка консенсуса по основополагающим ценностям казахстанского общества;

формирование эффективной системы взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических, межконфессиональных отношений;

развитие государственного языка как фактора единения народа Казахстана;

содействие сохранению и развитию этнокультурной, языковой самобытности казахстанских этносов;

противодействие проявлениям экстремизма и радикализма, недопущение ущемления прав и свобод человека и гражданина.

Реализация настоящей Доктрины, представляющей собой совокупность базовых установок, подходов и ориентиров политики государства в межэтнической сфере и направленной на обеспечение национального единства, строится на основе следующих принципов:

равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, этнической принадлежности, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, этнической, языковой или религиозной принадлежности;

пресечение деятельности, направленной на возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, подрыв безопасности государства;

уважение к государственному языку и его роли в обществе;

уважения национальных традиций, содействие развитию этнических культур и языков;

право каждого гражданина определять и указывать или не указывать свою национальную, религиозную принадлежность;

своевременное и мирное разрешение противоречий и социальных конфликтов;

унитарность и неделимость территории Республики Казахстан;

защита прав и интересов граждан Республики Казахстан за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и традиций, в укреплении их связей с исторической родиной.

4. Основные направления реализации Доктрины

Исходя из обозначенных выше цели и задач, Доктрина предусматривает следующие основные направления государственной национальной политики.

4.1. В сфере укрепления институтов межэтнического взаимодействия

Деятельность государства в данной сфере будет направлена на обеспечение эффективного участия Ассамблеи народа Казахстана, этнокультурных объединений и других институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, а также укреплении государственных органов, обеспечивающих ее проведение. Предполагается реализация следующих мер:

совершенствование организационной структуры и механизмов работы АНК и ее территориальных структур;

создание при АНК на базе научно-экспертного совета аналитико-исследовательского центра по системному и целенаправленному исследованию межэтнических отношений;

создание молодежного консультативного совета при АНК, работа которого будет направлена на выработку предложений по пропаганде межэтнического согласия и этнокультурной толерантности среди молодежи;

развитие сети исследовательских учреждений, обеспечивающих научно-прикладную базу национальной политики государства;

совершенствование механизмов взаимодействия государственных органов с этнокультурными объединениями, в том числе в области патриотического воспитания, изучения гражданами государственного языка;

совершенствование механизма привлечения в систему государственной службы граждан, обладающих соответствующей квалификацией и способностями, из числа различных этнических групп. При этом важно осуществлять практику выдвижения представителей этнических групп, свободно владеющих государственным языком, на ответственные должности в системе государственной службы;

регулярное финансирование этнокультурных объединений по линии государственного социального заказа;

совершенствование правовой базы деятельности этнокультурных объединений;

широкое вовлечение НПО в процесс консолидации общества и культивирования казахстанского патриотизма, распространения идей духовного единства, знаний об истории и культуре народа Казахстана, сохранения его исторического наследия;

налаживание взаимодействия, эффективной совместной работы государственных структур и НПО по превентивному решению комплекса социальных проблем, способных негативно повлиять на развитие межэтнических, межконфессиональных отношений;

широкое привлечение политических партий и общественных объединений к процессу формирования в казахстанском обществе культуры мира и ненасилия на основе толерантности и культурного многообразия.

Перечисленные меры должны способствовать повышению эффективности институтов межэтнического взаимодействия, укреплению сотрудничества государственных органов и институтов гражданского общества в данной области.

4.2. В сфере языковой политики

Языковая политика призвана создать в стране гармоничное социолингвистическое пространство, стать фактором единения народа. Она должна быть направлена на расширение и укрепление социальных и коммуникативных функций государственного языка; сохранение диалоговой функции русского языка; развитие языков других этнических групп. В данном направлении будут приняты следующие меры:

обеспечение функционирования казахского языка в качестве государственного в делопроизводстве центральных и местных государственных органов;

развитие правовой базы употребления государственного языка, укрепление его консолидирующей роли;

дальнейшее развитие государственного языка через проведение терминологической и ономастической работы;

увеличение доли телерадиовещания на казахском языке, развитие интернет-сайтов на государственном языке;

расширение работ по переводу на казахский язык деловой, художественной и иной литературы;

установление специальных требований по овладению государственным языком для иммигрантов, желающих обрести гражданство РК, создание для них системы языковой подготовки;

расширение сети центров обучения государственному языку на уровне городов и районов, в высших учебных заведениях и других учреждениях, в том числе частных;

формирование системы мотивации к углубленному изучению казахского языка молодежью, приобщение молодых казахстанцев к культуре и традициям казахского народа;

совершенствование методик преподавания казахского языка;

улучшение качества преподавания казахского языка в дошкольных учреждениях, школах, вузах;

дальнейшая поэтапная реализация культурного проекта «триединство языков», переход к полиязычному образованию;

привлечение этнокультурных объединений к реализации государственных языковых программ с использованием механизма государственного заказа;

обеспечение функционирования русского языка в качестве официально употребляемого в государственных организациях и органах местного самоуправления;

оказание государственной поддержки в обучении родному языку представителям этнических групп;

содействие и создание условий для функционирования языков этнических групп в сфере культуры и СМИ.

Овладение казахским языком должно стать естественным стремлением каждого гражданина. В предстоящие годы все казахстанцы, особенно подрастающее поколение, должны овладеть государственным языком.

Знание государственного языка должно стать важнейшим фактором роста личной конкурентоспособности граждан, карьерного продвижения и активного участия в общественно-политической жизни. Государство должно создавать условия для изучения государственного языка.

4.3. В сфере образования и воспитания

Одними из главных факторов обеспечения национального единства в стране являются образование и воспитание молодого поколения казахстанцев на ценностях толерантности и согласия. В данном направлении будет принят ряд мер:

разработка Программы этнокультурного образования, предназначенной для всех уровней системы непрерывного образования;

внедрение в дошкольных, средних, профессионально-технических образовательных учреждениях и высших учебных заведениях интерактивных методов обучения этнокультурной толерантности, формированию устойчивых позитивных стереотипов в отношении представителей инокультурной среды;

создание условий для преподавания в школах обязательного учебного курса «Основы религиоведения» в целях повышения уровня информированности и знаний подрастающего поколения в вопросах религии;

повышение квалификации педагогов и их обеспечение методическими материалами по проблемам воспитания духовного согласия, основ толерантности и культуры межэтнического общения;

оказание помощи в разработке и приобретении учебно-методических материалов, распространении периодических и печатных изданий, трансляции теле- и радиопередач на языках этнических групп в местах их компактного проживания;

развитие сети школьных музеев исторической, боевой и трудовой славы народа Казахстана;

расширение реального взаимодействия школы и родителей учащихся через проведение внеклассных мероприятий по этнокультурному воспитанию, формированию гражданской позиции у подрастающего поколения, толерантности и культуры межэтнического согласия;

инициирование ежегодной народно-патриотической акции «Меніѓ Елім», приуроченной ко Дню единства народа Казахстана и направленной на консолидацию общества, укрепление казахстанского патриотизма.

Указанные меры должны способствовать дальнейшему упрочению среди подрастающего поколения идей и традиций этнической и религиозной толерантности.

4.4. В духовно-культурной сфере

Укреплению межэтнической интеграции призваны способствовать меры, направленные на приобщение граждан к единым духовно-культурным ценностям и традициям казахстанского общества при условии сохранения культурной самобытности всех этносов. Для этого необходимо:

совершенствование организационных форм воскресных школ и школ национального возрождения как инструментов сохранения и развития культуры и языка каждой этнической группы;

создание условий для укрепления института казахстанской семьи, ее воспитательной роли, в том числе в сфере сохранения и развития национальных традиций, укоренение в молодежной среде толерантного и уважительного отношения к культурным традициям, языку и ценностям всех этносов, проживающих в Казахстане;

оказание поддержки развитию и деятельности национальных (этнических) театров и творческих коллективов;

активизация работы культурно-просветительских учреждений, направленной на сохранение историко-культурного наследия казахского народа, дальнейшее взаимообогащение культур этносов Казахстана;

содействие широкому распространению знаний об истории и культуре этносов Казахстана;

обеспечение сохранения культуры, исторического наследия, традиций и самобытности каждого этноса Казахстана;

развитие межкультурного диалога и гуманитарного сотрудничества со странами проживания казахской диаспоры, а также со странами, являющимися исторической родиной для казахстанских этносов.

Осуществление этих мер позволит обеспечить сохранение и развитие этнокультурного многообразия Казахстана, дальнейшую реализацию формулы «Единство - через многообразие».

4.5. В информационной сфере

Важными направлениями должны стать поддержка этнических СМИ, проведение информационно-разъяснительной работы с целью освещения реализуемой национальной политики, укрепления патриотизма и этнокультурной толерантности. Для этого необходимо:

оказание поддержки развитию этнических СМИ, расширение практики выхода в них материалов на темы казахстанской идентичности, патриотизма, этнокультурной и межконфессиональной толерантности;

содействие производству позитивных информационных продуктов (телепередач, шоу, фильмов, публикаций, роликов и т.д.), пропагандирующих и закрепляющих в общественном сознании консолидирующие духовно-нравственные ценности и общенациональные идеалы;

расширение использования в СМИ символов, формирующих у населения чувства принадлежности и сопричастности Казахстану, патриотизма по отношению к государству, уважения к культуре и традициям народа Казахстана, осознания себя в качестве казахстанца;

соблюдение журналистами этических норм и профессионализма в вопросах освещения межэтнических и межконфессиональных отношений;

усиление в рамках действующего законодательства работы по предупреждению и пресечению выхода материалов СМИ, дестабилизирующих межэтническую ситуацию в стране;

упорядочение использования в СМИ понятий и терминов, связанных с этнической тематикой.

Предлагаемые меры должны способствовать формированию в общественном сознании устойчивых позитивных моделей межэтнического и межконфессионального поведения.

4.6. В правовой и правоохранительной сфере

Меры в данной сфере призваны содействовать совершенствованию законодательства в области национальной политики, предупреждению и пресечению любых форм и проявлений этнической и религиозной нетерпимости. Они предусматривают:

дальнейшее развитие законодательных норм, обеспечивающих равноправие граждан Казахстана вне зависимости от их расовой, этнической и религиозной принадлежности, защиту прав и свобод человека;

повышение политико-правовой культуры населения в области межэтнических отношений, формирование нетерпимого отношения к проявлениям ксенофобии, экстремизма и бытового национализма во всех их формах и проявлениях;

совершенствование правовой системы и правоохранительной деятельности по выявлению, профилактике и нейтрализации негативных тенденций и угроз в сфере межэтнических отношений;

недопущение политизации межэтнических отношений, дискриминации граждан по этническим, расовым, конфессиональным и иным мотивам;

создание и укрепление механизмов для раннего выявления предпосылок к возникновению противоречий и конфликтов социального и иного характера, могущих приобрести этническую окраску, а также разработка системы разрешения таких конфликтов;

разработку единых юридических стандартов применения понятийного аппарата по вопросам межэтнической сферы;

совершенствование национального законодательства в области регулирования миграции.

Государственная политика национального единства будет надежно обеспечена законодательными и правовыми механизмами, исключающими возможность возникновения предпосылок для межэтнической и межконфессиональной напряженности.

4.7. В сфере межконфессиональных отношений

Важным направлением укрепления национал

ьного единства должны стать опора на объединяющие начала религий, предупреждение негативного воздействия религиозного фактора на состояние межэтнических отношений. Для этого необходимо:

развитие партнерских отношений между государством и религиозными объединениями в целях развития межрелигиозного диалога и взаимопонимания, укрепления стабильности общества;

сотрудничество, совместная работа государственных органов и религиозных объединений в решении таких социальных задач, как укрепление нравственных ориентиров в обществе, повышение роли семьи, борьба с наркоманией, алкоголизмом, распространением детской, подростковой преступности и беспризорности;

использование духовных ценностей традиционных религий для укрепления морально-нравственных устоев общества, повышение религиоведческой грамотности населения;

проведение систематизированной информационно-просветительской работы с населением, особенно с молодежью, в целях противодействия распространению экстремизма и радикализма;

поддержка неправительственных организаций, чья деятельность направлена на информирование населения о псевдорелигиозных объединениях, на оказание жертвам таких объединений психологической, правовой и юридической помощи.

Благодаря указанным мерам религия должна способствовать укреплению в обществе правильной системы нравственных ценностей, идей толерантности, единства и согласия.

5. Заключительная часть

Обеспечение национального единства является важным условием создания демократического, светского, правового и социального государства.

Экономический рост, социальный прогресс и демократическое развитие страны возможны только при консолидации и сохранении единства казахстанского общества.

Для решения этой задачи у Казахстана как независимого, суверенного и признанного во всем мире государства имеются все необходимые экономические, социальные и политические ресурсы.

Доктрина выступает основой для создания целостной системы юридических, социально-экономических, политических, государственно-управленческих мер, направленных на укрепление единства народа.

Реализация Доктрины направлена на активизацию и мобилизацию человеческого, интеллектуального потенциала страны в целях ускоренного развития Казахстана, достижения достойного уровня жизни каждого казахстанца, соблюдение и защиту гарантированных Конституцией Республики прав и свобод граждан.

Астана, 2009 г.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии