Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Руководство меняется, а проблемы с электричеством остаются

Фото : 9 ноября 2009, 09:59

Руководство меняется, а проблемы с электричеством остаются. Напряжение в домах казахстанцев скачет, бытовая техника нещадно перегорает. Однако энергетикам все нипочем. Не было скачка напряжения в электросети - и все тут. Кому пожаловаться, где управу найти на скачущую в сети энергию?

- Когда это кончится? — возмутился позвонивший в редакцию читатель Сергей. — В новостях говорят, что проблемы с электросетями в стране решаются, а на деле никакого толка. В вашей газете было написано: если перегорели бытовые приборы, то можно обращаться по телефону, и весь ущерб возместят. У меня дома скакнуло напряжение. Благо на многих приборах стоят стабилизаторы. Испортилась лишь микроволновка. Позвонил в энергослужбу, а мне там сказали, что не занимаются этими вопросами. Пришлось идти в КСК с заявлением. Через три дня ко мне приехала бригада из РЭС, которая, посмотрев проводку, заявила, что скачок у них не зафиксирован, а значит, прибор сгорел по моей вине. Спросили, не включал ли я обогреватель. Выходит, что я этот скачок сам придумал? Или сам создал?

Перепады напряжения по Алматы, да и в целом по Казахстану не редкость. Многие, кому пришлось столкнуться с данной проблемой, уже давно поставили дома стабилизаторы на все бытовые приборы, чтобы избежать повторных потерь. Кто-то из них пытался добиться справедливости, обивая пороги энергетических компаний, другие, понимая, что получить компенсацию за испорченный прибор себе дороже, даже и не пытались «достучаться до небес».

Весной этого года в энергетической отрасли назрел скандал. Когда город надолго погрузился во мрак, чиновники быстро нашли виновных. Первого мая в результате короткого замыкания аварийно отключилась подстанция № 118 «Арман», спровоцировав возгорание в распределительном устройстве. Значительная часть Медеуского района тогда осталась без электроснабжения (район проспектов Достык и Абая, улиц Луганского, Хаджи Мукана, Сатпаева, Фурманова, микрорайоны Коктобе-1, -2, Самал-1, -2).

Тогда алматинские градоправители решили круто разобраться с нашим горсветом.

Заместитель акима Ербол Шорманов подверг резкой критике начальство акционерного общества «АЖК» за ЧП. Он выразил крайнее недовольство аварийными отключениями электричества, которые вдруг стали для алматинцев нормой. Господин Шорманов подчеркнул, что на подстанции «Арман» с начала года уже произошло четыре аварии.

- Возникает вопрос о профессиональном уровне людей, стоящих во главе АЖК! — отметил в своей речи Ербол Шорманов.

Через некоторое время председатель правления АО «Алатау жарык компаниясы» Серик Оспанов с позором был снят со своей должности.

Но решили ли проблему аварийных отключений электроэнергии в Южной столице перестановки в руководящем составе? Или теперь просто большее внимание уделяется «золотому квадрату»? Как сообщают наши читатели, перебои со светом и скачки напряжения в сетях возникают довольно часто в микрорайонах «Казахфильм», «Таугуль», на улице Раимбека и в других районах города.

За свет взимают больше чем нужно? По какому праву энергетики требуют аванс за освещение придомовых территорий? И кто ответит за сгоревшую технику при скачке напряжения? Вопросы и негодование потребителей нарастают.

После опубликования обзора онлайн-конференции главных энергетиков Алматы в редакцию с вопросами обратились читатели. На некоторые из них мы уже получили ответы.

- Счета выставляются на 30% и более, чем показывают общедомовые счетчики, — заявил первый позвонивший. — Это мошенничество!

«Все начисления производятся автоматически специальной программой, поэтому двойная оплата или взимание с потребителей большей оплаты невозможны, — сказано в ответе энергетиков. — Надо разобраться с проблемой индивидуально по лицевому счету. Просим потребителя предоставить нам номер лицевого счета, адрес и ФИО владельца квартиры или дома».

Другой читатель жалуется, что энергетики требуют аванс за освещение.

- С каждого дома требуют аванс за освещение общедомовых помещений, — заметил мужчина. — Если его нет, отрубают свет в подъездах и опечатывают рубильники. По какому праву?

«Ответственность за внутридомовое освещение (подъездов, лестничных площадок, лифтов) несет КСК, — ответили энергетики. — Вопрос лучше переадресовать КСК. Однако сотрудники АЭС не имеют права собирать оплату на месте. Если кто-либо представляется сотрудником АЭС или АЖК и требует оплатить электроэнергию на месте, сообщите в полицию или службу безопасности АО «АЖК» по телефону 376-15-90».

Обратившийся в редакцию читатель Алексей рассказал, что произошедший в его квартире скачок напряжения испортил все электроприборы в доме. Но возмещать материальный вред ему не спешат.

- Огромная компания-монополист, которой я исправно из месяца в месяц плачу за свет, устраивает мне фейерверк в проводке, — заявил Алексей. — В течение нескольких месяцев компания не смогла решить вопрос о возмещении материального ущерба, который по приблизительным подсчетам составил 400 евро.

Прождав более трех месяцев, устав от отговорок энергетиков, Алексей оставил затею. Однако, прочитав во «Взгляде» слова первого заместителя председателя правления АЖК Гани Салимжуарова, где последний заявил: «Если скачок напряжения — вина АЖК, то они выплатят нанесенный материальный ущерб», — он возмутился.

- Как они могут заявлять, что выплачивают, если мне даже ответа на заявление не предоставили? — заметил Алексей.

Редакция получила ответ АЖК по данному делу, но вопросов не уменьшилось.

«Электроснабжение данного дома осуществляется от трансформаторной подстанции, которая находится на балансе у КСК "Дружба". Потребителю по вопросу возмещения материального вреда необходимо обратиться в этот КСК. Кроме того, согласно оперативной документации перепадов напряжения в сетях АЖК в тот день не отмечалось».

В КСК нашему корреспонденту объяснили, что трансформаторная подстанция относится не к ним, а к РЭС-5.

- Перепадов напряжения в мае у нас не было, — сказала председатель КСК Гульзада Шарманова. — Если у человека есть доказательства на руках, то можно подать в суд на РЭС, но все надо делать вовремя, а не через полгода. В любом случае подавать заявление надо было сразу в несколько инстанций, в том числе и нам.

Главный инженер РЭС-5 Алтай Медебаевич заметил, что заявление надо подавать в АЖК, но комиссия, которая создается по факту скачка напряжения, работает всего неделю после ЧП.

- Потом установить причину скачка сложно, — заметил он. — А спустя полгода никто и заявления не примет.

Выходит, сотрудники АЖК знали, что сроки по работе комиссии довольно сжаты, однако кормили обещаниями Алексея целых три месяца.

АЖК никогда не признает вину за скачок напряжения. Такого мнения придерживается правозащитник Сергей Уткин.

- Вопрос всегда упирается в доказательства. Был скачок напряжения или нет и где все это зафиксировано? — заметил он. — Надо разобраться: есть энергетическая компания, которая продает электроэнергию, и есть компания, которая доставляет ее потребителю. У КСК тоже теоретически есть кусочек сети. Надо определить причину скачка и на каком этапе он возник. Выяснить, у кого на балансе находится трансформаторная подстанция. Закинуть всем заинтересованным сторонам заявления, и пусть отвечают. Уверен, что КСК даст такой ответ: мы не при делах, у нас нет фиксирующей аппаратуры. По нашей вине ничего не было. А из АЖК ответят, что не было скачка — и все.

Энергетики, как правило, во избежание материальной ответственности стараются эти скачки не фиксировать. И соответственно они никогда никаких справок не дадут о произошедшем скачке, ведь сами на себе крест не захотят поставить.

На мой взгляд, если энергетическая компания уже заявила, что скачка в тот период не было, то рассчитывать уже не на что. Доказать, что на самом деле скачок напряжения был, невозможно.

По словам Сергея Уткина, в стране уже есть приборы учета, позволяющие фиксировать произошедшие скачки напряжения, которое подавалось в здание.

- Я знаю, что некоторые компании специально устанавливают у себя в офисах подобные счетчики, — заметил правозащитник. — Именно с помощью этих приборов руководство сможет потом доказать скачок и потребовать материальный ущерб, если с аппаратурой фирмы что-то случится. Однако для простых граждан это слишком дорогое удовольствие. Проще говоря, кроме больших корпораций, никто не сможет себе позволить данный счетчик.

Автор: Дарья МАКСИМОВА


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии