Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Министр сельского хозяйства РК выступил на Правительственном часе в Мажилисе Парламента РК

9 ноября 2009, 13:34

Астана, 9 ноября, Дом Мажилиса. «О совершенствовании мер государственной поддержки агропромышленного комплекса». С докладом на эту тему перд парламентариями выступил сегодня в Мажилсие на Правительственном часе министр сельского хозяйства Ахылбек Куришбаев (тезисы):

Достигнутые успехи в аграрной отрасли являются результатом проводимой взвешенной государственной аграрной политики и системных мер господдержки.

За последние годы нам удалось создать современную законодательную базу аграрного сектора экономики, которая постоянно обновляется и совершенствуется. Безусловно, в этом деле есть огромная заслуга депутатов Парламента.

Мы чувствуем постоянную заботу депутатского корпуса и в вопросах финансирования АПК. Абсолютное большинство наших предложений по усилению государственной поддержки агропромышленного комплеса всегда находили и находят понимание и поддержку с вашей стороны.

Именно благодаря такой поддержке объемы финансирования АПК из республиканского бюджета из года в год растут впечатляющими темпами. Даже в текущем году, несмотря на всю сложность ситуации из-за финансового кризиса объемы субсидирования АПК не сократились, а выросли на 3%. Для проведения посевных и уборочных работ было выделено 82,6 млрд. тенге льготных кредитных ресурсов за счет средств республиканского бюджета и Национального фонда. Такого объема государственных кредитных ресурсов сельское хозяйство прежде не получало. Это и понятно, ибо сельскохозяйственное производство ввиду более высокой зависимости от погодных условий, чем другие отрасли экономики, нуждается в постоянной поддержке со стороны государства.

Тем не менее, несмотря на оказываемые меры господдержки аграрный сектор экономики все еще продолжает оставаться слабоконкурентным из-за низкого уровня производительности труда, высокой себестоимости продукции, технической, технологической отсталости и мелкотоварности производства.

В растениеводстве, например, отстает культура земледелия, мало применяются минеральные удобрения, химические средства защиты растений. В результате, средняя урожайность в северных областях составляет 10-11 ц/га, вместо потенциально возможных 15 центнеров. По причине медленных темпов диверсификации земледельческая отрасль все больше подвергается рыночной стихии перепроизводства или недопроизводства. Наглядным примером этого служит нынешняя ситуация на зерновом рынке. В основных зерносеющих регионах страны удельный вес зерновых культур составляет 87% при научно обоснованном 50-60%. Поэтому здесь зерно превратилось в монокультуру и в урожайные годы резко обостряются вопросы его сбыта.

В то же время, располагая необходимыми природно-климатическими условиями, страна остается импортозависимой по таким видам как масличные, плодово-ягодные культуры и ранние овощи.

Немалые проблемы имеются и в отрасли животноводства. Они, прежде всего, связаны с низким генетическим потенциалом животных и слабой кормовой базой. В результате страдает продуктивность, качество и конкурентоспособность продукции. Например, доля племенного скота у нас составляет 5%, а в развитых странах 40-50%.

Одним из слабых звеньев АПК остается сфера переработки. Здесь наряду с технической и технологической отсталостью сдерживающим фактором выступает практическое отсутствие интеграции переработчиков с сельхозтоваропроизводителями. И как следствие мощности предприятий остаются незагруженными, а выпускаемая ими продукция отличается низким качеством.

В настоящее время вся деятельность министерства направлена на решение этих и других проблемных вопросов отрасли.

В растениеводстве, стратегия развития будет направлена, прежде всего, на увеличение продуктивности пашни, снижение себестоимости продукции. Для этого необходимы переход к современным влаго-водосберегающим технологиям и химизации земледелия. О принимаемых для этого мерах я остановлюсь позже.

Главной задачей в отрасли является диверсификация зернового производства. Это позволит нам с одной стороны уйти от рыночной стихии и добиться стабильности в экспортных поставках сельхозпродукции, обеспечить внутреннюю потребность страны, а с другой стороны - создаст условия для соблюдения севооборотов, сохранения плодородия почвы.

При этом, нам необходимо четко представлять, что без формирования спроса на ту или иную культуру, одними административными методами вопрос не решить. Диверсификацию структуры посевных площадей необходимо рассматривать в увязке с мерами государственного стимулирования и развития в стране отрасли животноводства.

Развивая земледелие нам необходимо дальше усилить ее экспортоориентированность, в первую очередь, продовольственного зерна. Надо откровенно признать, что в этом вопросе мы уже отстаем, так как существующая транспортная логистика не соответствует растущему экспортному потенциалу зернового производства. В настоящее время, завершается строительство зернового терминала в Амирабаде, планируется строительство такого терминала на границе с Китаем, расширение мощности зернового терминала в Актау, внесено предложение по приобретению соответствующей инфраструктуры на портах Черного моря. Кроме того, изучается возможность создания альтернативных маршрутов экспорта зерна с использованием железнодорожного транспорта через Туркменистан и Иран.

Таким образом, предстоит очень большая работа по организации транспортной логистики для экспорта зерна. В этой связи, надеемся на Вашу поддержку, уважаемые депутаты.

Вместе с тем, перспектива развития производства пшеницы в стране должно быть увязано с развитием его глубокой переработки. Это направление стало одним из приоритетов деятельности холдинга «КазАгро».

В животноводстве наша стратегия будет направлена на перевод отрасли на промышленную основу, ибо в условиях жесткой конкуренции только у крупного производства, основанного на современных технологиях кормления животных, есть реальные шансы для развития. Для решения данной задачи, прежде всего, предстоит добиться повышения генетического потенциала животных. С этой целью нами с этого года начата работа по реализации программы крупномасштабной селекции. Суть ее заключается в полном охвате селекционно-племенной работой всех сельхозформирований, занятых животноводством под непосредственным руководством научных организаций. При этом, будет обеспечен 100%-ный охват коров искусственным осеменением, введен метод ускоренного воспроизводства животных, имеющих высокий генетический потенциал прежде всего завезению импортного скота, с использованием таких биотехнологических методов как трансплантация эмбрионов и осеменение однополым семенем. Наряду с этим будет создана единая электронная база данных, позволяющих четко отслеживать движение каждого породного животного по всей республике.

Принимаются меры по развитию системы кормопроизводства, восстановлению комбикормовой промышленности. Вместе с тем, нами проводится комплекс мероприятий, направленных на развитие переработки и экспорта нашей животноводческой продукции на внешние рынки мяса, кожи и шерсти. Так как только в экспортоориентированности отрасль получит такое же развитие как зерновое производство. В этой связи, нам необходимо вопросы обеспечения безопасности продукции и их соответствие требованиям международных норм. Для чего недавно были внесены соответствующие изменения и дополнения в закон «О ветеринарии» и сегодня принимаются соответствующие меры по их реализации.

В сфере переработки все усилия будут сосредоточены на преодоление существующего технического и технологического отставания. Внедрение в производство международных стандартов качества, интеграция товаропроизводителей с переработчиками и формирование пищевых кластеров.

Здесь главной задачей государства является создание перерабатывающим предприятиям таких же условий, как и у наших основных торговых конкурентов - выделение в полной мере удешевленных кредитов на обновления основных и оборотных средств.

Министерство в стратегическом плане будет добиваться укрупнения производства путем объединения мелких товаропроизводителей на основе кооперации, т.к. без этого невозможно охватить их техническим и технологическим перевооружением.

Решение этих задач требует принятия комплекса действенных мер. И в этом вопросе мы большую роль отводим мерам государственного регулирования и поддержки. За счет их умелого использования можно будет активно влиять на эти процессы, стимулируя товаропроизводителей.

Сегодня субсидирование агропромышленного комплекса осуществляется по 13 направлениям. Следует отметить, что в последние годы, разрабатывая правила и механизмы использования субсидий, министерство все больше стремится усилить стимулирующую роль выделяемых бюджетных средств.

Так, например, в целях диверсификации в растениеводстве установлены различные нормативы субсидирования культур. При этом приоритетные культуры имеют повышенные нормативы субсидирования. В результате использования этого механизма за последние 2 года удалось расширить площади возделывания масличных культур на 76%, сахарной свеклы - на 39%, овощей - на 10%, а также заложить около 9 тысяч гектаров садов и виноградников.

Начиная с этого года, мы пошли на дальнейшую дифференциацию субсидирования в зерновом производстве путем установления повышенных нормативов для тех товаропроизводителей, которые применяют влагоресурсосберегающие технологии. Такая мера позволила за год на 2,6 млн. гектаров расширить площади применения влагоресурсосберегающих технологий и охватить ими 60% зернового клина. С целью сохранения и повышения плодородия почвы было выделено в отдельную программу субсидирование стоимости производимых в стране минеральных удобрений. Со следующего года будет осуществляться удешевление гербицидов. Таким образом, создаются условия для развития химизации земледелия.

Дифференцированные меры господдержки были введены и в отрасли животноводства. Так, нормативы субсидий, предназначенных на повышение продуктивности животных через удешевление комбикормов, были установлены в зависимости от уровня генетического потенциала животных. Чем выше породность скота, тем выше и нормативы выдаваемых субсидий на производство мяса и молока. Помимо этого было установлено, что обязательным условием получения субсидий является первичная переработка произведенного мяса и молока в специализированных предприятиях переработки. Данная мера была сделана с одной стороны для обеспечения максимальной загруженности перерабатывающих предприятий, а с другой - для обеспечения безопасности продукции.

Были внесены соответствующие коррективы и в механизм субсидирования процентных ставок кредитов, полученных перерабатывающими предприятиями в банках второго уровня. Суть их заключалась в создании условий для непосредственного выхода заемщиков на администратора бюджетной программы и получение субсидий напрямую.

Дифференцированные нормативы субсидирования были введены и в орошаемом земледелии. Они установлены в зависимости от применяемых способов полива.

Теперь, нам предстоит дальше совершенствовать эти механизмы и максимально использовать их для технологического развития агропромышленного комплекса.

В земледелии, например, принцип дифференциации нормативов субсидирования будет и дальше совершенствоваться.

Так, субсидии, предназначенные для повышения урожайности культур, выделяемые из расчета на 1 гектар посевов, будут выдаваться дифференцированно.

В частности, по сахарной свекле, масличным культурам и хлопчатнику субсидия будет выплачиваться в 2 этапа. При этом 50% субсидий хозяйства получат на 1 гектар посеянной площади по итогам посевной кампании. А остальные 50% - на 1 тонну по итогам уборки и сдачи выращенной продукции предприятиям переработки. Это, с одной стороны, будет подстегивать товаропроизводителей на получение максимального урожая, а с другой - позволит максимально загрузить сырьем имеющиеся перерабатывающие мощности.

Что касается зерновых культур, то здесь субсидия будет выплачиваться только тем, кто применяет влагосберегающие технологии.

Со следующего года вводится новое направление господдержки - субсидирование затрат на производство ранних овощей в защищенном грунте.

В целях ускорения процесса укрупнения производства планируется выделять субсидии для товаропроизводителей, объединенных в потребительских кооперативы.

В отрасли животноводства все ныне применяемые дифференцированные меры государственной поддержки будут сохранены. Однако, они будут жестко увязаны с обязательностью участия товаропроизводителя в программе крупномасштабной селекции, о которой я говорил выше.

В настоящее время идет процесс согласования с местными исполнительными органами и обсуждение с участием сельхозтоваропроизводителей основных моментов этих новых механизмов субсидирования. С учетом их замечаний и предложений они будут доработаны.

Наряду с этим в целях повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики будет продолжена работа по реализации инвестиционных проектов по приоритетным направлениям АПК. Как известно, в этом году на эти цели нацхолдингу «Казагро» из Национального фонда было выделено 120 млрд. тенге. Из них к сегодняшнему принято решение для реализации 26 инвестпроектов на сумму 33,6 млрд.тенге.

Вместе с тем, для повышения эффективности сельскохозяйственного производства мы должны ставку сделать не только на организацию новых крупных инновационных предприятий, но и на использовании имеющегося потенциала личных подсобных хозяйств и мелких предприятий путем их объединения в потребительские кооперативы.

С этой целью нами подготовлены предложения о расширении бюджетной программы по льготному кредитованию сельских потребительских кооперативов. Если в этом году на эту программу было выделено 700 млн.тенге, то на следующий год подали заявку на 1,5 млрд.тенге.

Параллельно через социально-предпринимательские корпорации стимулируем участие сельских потребительских кооперативов в создании сервисно-заготовительных центров. На эти цели в этом году из республиканского бюджета планируется выделить 5,6 млрд.тенге.

Считаем, что укреплению хозяйств стимулирующую роль окажет предлагаемая система субсидирования ориентированные на современные крупномасштабные производства, а также ужесточения контроля за рациональным использованиям земель сельскохозяйственного назначения предлагаемые Агентством по земельным ресурсам.

В тоже время, очевидно, что процесс укрупнение и кооперирования хозяйств сложный и длительный. Поэтому это только начало большой системной работы.

Важным направлением нашей деятельности на пути качественного преобразования агропромышленного комплекса будет инновация, т.е. внедрение в производство как отечественных, так и зарубежных научных разработок. С этой целью, как вам известно, мы реорганизовали аграрную науку, усилив ее инновационную часть. В результате создали такие новые структуры как центр коммерциализации и трансферта технологий, научно-инновационный центр животноводства и ветеринарии, а также 4 региональных центра распространения знаний, которые начали свою деятельность с начала текущего года.

Следует подчеркнуть, что все вышеуказанные меры легли в основу разрабатываемого нами проекта отраслевой «Программы развития агропромышленного комплекса республики на 2010-2014 года», а также 8-ми мастер-планов по наиболее актуальным, прорывным направлениям аграрной отрасли.

В указанной программе мы предлагаем увеличить субсидирование отраслей АПК к 2014 году с 46 до 106 млрд.тенге, а государственное финансирование довести до 391 млрд.тенге.

В заключении хотел бы остановиться на актуальной проблеме сегодняшнего дня реализации зерна урожая текущего года.

Как вам известно, она возникла из-за увеличения объемов мирового производства зерна и его переходящих запасов на фоне глобального финансового кризиса. На всех мировых зерновых рынках сократились объемы продаж и резко снизились цены на зерно. Все это сегодня негативным образом отражается и на нашем внутреннем рынке, ориентированном на экспорт.

Для обсуждения возникших проблем мы провели совещания с депутатами из Аграрного комитета и наши совместные предложения в виде плана мероприятий представлены Правительству, которые затем были рассмотрены на совещании у Премьер-Министра с участием депутатов Мажилиса и Сената.

Принято решение:

- одобрить предложения о необходимости закупа АО «Продкорпорация» зерна у отечественных сельхозтоваропроизводителей в объеме до 5 млн.тонн. При этом, Нацкомпании поручено ускорить закуп зерна в объеме 3 млн.тонн, предусмотренных за счет средств Национального фонда.

- дополнительно обеспечить закуп зерна в объеме до 2 млн.тонн, из которых 1 млн. закупить до конца 2009 года по цене 18500 тенге за тонну, обеспечив при этом равный доступ к программе всех сельхозтоваропроизводителей.

Кроме того, в целях активизации экспорта зерна предусматривается удешевление затрат по его транспортировке транзитом через территорию Российской Федерации. На эти цели выделяется 5 млрд. тенге в этом году из резерва Правительства и закладывается еще 10 млрд. тенге в бюджет следующего года. Соответствующий механизм удешевления тарифов в настоящее время разрабатывает Министерство транспорта и коммуникаций.

Министерству финансов совместно с Нацхолдингом «КазАгро» поручено проработать вопрос пролонгации и частичного погашения кредитов, выданных Нацхолдингом «КазАгро» на проведение весенне-полевых и уборочных работ, а также пролонгации на 1 год кредитов и лизинговых платежей АО «КазАгроФинанс» и АО «Аграрная кредитная корпорация».

Кроме того, Министерство транспорта и коммуникаций поручено принимает меры по своевременному обеспечению экспортеров зерновозами, расширению пропускной способности зернового терминала в порту Актау, перевозок зерна и муки в направлении Афганистана и Ирана, по решению вопросов снижения железнодорожных тарифов по российским железным дорогам, на территории Украины, Узбекистана и Туркменистана.

Министерство иностранных дел активизирует работу посольств по поиску внешних рынков сбыта казахстанского зерна и муки. На очередной казахстанско - китайской комиссии планируется обсудить вопрос открытия квоты на поставку казахстанского зерна в Китай с 2010 года.

Хочу доложить, что на 7 ноября текущего года Продкорпорцией закуплено 1592 тыс.тонн зерна, из них в государственные ресурсы - 471 тыс.тонн, за счет средств Нацфонда и собственных средств 1 млн. 121 тыс.тонн.

В настоящее время перед Продкорпорцией поставлена задача по ускорению темпов закупа зерна, что очень важно для оживления внутреннего рынка.

В целом считаем, что возникшую ситуацию можно стабилизировать, если своевременно реализовать все вышеуказанные меры.

Жигер Байтелесов, фото Сайлау Майлыбаева.

Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...