Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Годится ли законопроект о производстве и обороте алкоголя для потребления

Фото : 9 ноября 2009, 13:55

Как будут производить и продавать спиртное? Для ответа на этот вопрос глава правительства взял неделю на раздумья. Годится ли законопроект о производстве и обороте алкоголя для потребления, министры в прошлый вторник соображали за закрытыми дверями, без журналистов.

Довели до дна?

На совещании с участием премьер-министра разработчики в лице налогового Комитета Минфина ещё раз заявили, что новый закон создан для того, чтобы пусть и не совсем завязать с алкоголем, находящимся в теневом обороте, то хотя бы сократить его размеры. По неофициальным данным, около 35-40% горячительных напитков производится в Казахстане в обход налогового законодательства, что значит мимо казны. Цифра эта тоже была озвучена за столом в Кабмине. Однако производители, которые были представлены руководителями Ассоциации добросовестных производителей алкогольной продукции «Казалко» и национальной экономической палатой «Атамекен», им возразили. Суть возражений в том, что, принимая закон, мы будем поднимать тост «за здравие» отечественной алкогольной отрасли, а в итоге доведем отечественных производителей «до дна». И без упомянутого законопроекта, по данным «Казалко», с начала года в Казахстане по тем или иным причинам закрылось 16 предприятий, производивших водку, а это почти 40% от предприятий страны этой отрасли. К тому же Таможенный союз, который вот-вот вступит в силу, оптимизма отечественным производителям спиртного не добавляет - уже сегодня видно, в каких неравных условиях окажутся наши бизнесмены с их коллегами из России и Белоруссии.

О том, какие «сюрпризы» ждут казахстанских производителей алкоголя в разрабатываемом проекте закона, «Мегаполис» уже писал, поэтому напомню лишь ключевые из них. Во-первых, в предлагаемом законе налоговики хотят обязать предприятия выпускать минимальный объем продукции, исходя из производственных мощностей. Якобы сегодня эти свободные мощности предприятий пополняют теневой доход. Тех, кто будет нарушать данное требование, накажут, отобрав лицензию. Во-вторых, предлагается запретить повторное использование стеклотары для производителей водки. В-третьих, проект документа предполагает обязать заводы по производству спирта в течение трех лет оборудовать на предприятиях линии по переработке жидкой барды. Это такой побочный продукт при производстве спирта, который, к примеру, вполне можно использовать для производства комбикормов. В-четвертых, документ предлагает специальные требования к торговым залам. В частности, торговая площадь там, где продается спиртное, должна составлять минимум 40 квадратных метров. Ещё один значимый пункт - нет в предлагаемом документе специальных условий, которые бы защитили отечественных производителей после вступления в силу Таможенного союза.

По каждому из вышеназванных «ключевых» пунктов производители привели свои аргументы «против». Со слов производителей, в планах Минфина многое выглядит довольно абсурдно. Во-первых, сам факт желания государства регулировать минимальный объем производства. Как говорят очевидцы, именно на этот пункт глава правительства Масимов попросил привести примеры из мировой практики. Таких примеров озвучено не было, но опять же, если верить источникам, на том совещании бывавшим. По стеклотаре тут вообще президент ассоциации «Казалко» Амиржан Калиев предвидел «экологическую катастрофу». На повторную переработку и производство новой стеклотары идет только 15-20%, а куда девать и где перерабатывать остальные 80-85%? К тому же эти самые бутылки бесплатно могут достаться «теневикам», что сделает рентабельность нелегального бизнеса ещё выше, сообщил Калиев. Поэтому попросил исключить это требование или хотя бы ввести переходный период в 5 лет. По переработке барды Калиев привел такой факт: в соседней России, где такое оборудование производят, власти уже 10 лет не могут заставить все предприятия установить его. Пришлось передвинуть сроки. В Казахстане же, где необходимое оборудование придется импортировать, хотят заставить бизнес перерабатывать барду всего за 3 года. И это в годы кризиса, когда средств и так не хватает. Производители попросили увеличить срок до 10 лет. А вот требования к торговым помещениям вообще могут подкосить львиную долю малого бизнеса, занятого в торговле, считает представитель производителей. К примеру, по статистике до 80% алкоголя в стране продается через розницу в магазинах, и только 20% - в гостиницах, ресторанах и кафе. Магазинчики, ютящиеся в квартирах на первом этаже, будут вынуждены убирать спиртное с прилавков, если площадь торгового зала меньше 40 кв. метров, а это значит лишать себя большей части прибыли. Здесь ассоциация настаивает на сокращении минимальной площади с 40 до 30 квадратных метров.

Самое примечательное, на что обратил внимание Калиев в своей эмоциональной и недолгой речи, то, что Таможенный союз ни-сколько не уравняет наши предприятия с российскими и белорусскими. По национальному законодательству России импортер алкоголя должен иметь уставный капитал не менее 345 тысяч долларов, что ограничивает мелкий импорт. Разница между размером лицензионного сбора для импортеров в РФ и ставками, применяемыми для российских производителей, впечатляет. Ставка составляет 500 МРОТ. МРОТ - это минимальный размер оплаты труда, который с первого января в РФ равен 4330 рублей. То есть производитель в России должен уплатить государству около 71 тыс. долларов, а вот импортер только за разовую лицензию должен уплатить сумму в два раза большую - 1000 МРОТ, или 142 тыс. тенге. Генеральная лицензия вообще обходится в 2 млн 150 тыс. долларов. При этом в Казахстане лицензия выдается на год, и нет ограничений по объему импорта, а в России разовая лицензия выдается всего на два месяца, и по ней нельзя завозить в страну более 2 тыс. дал. Как говорится, почувствуйте разницу. Плюс к этому в каждом субъекте РФ действуют свои законы, которые по жесткости защиты своих производителей во многом превосходят федеральные. И это только несколько примеров. Да, с вступлением в силу Таможенного союза тарифы будут равны, а вот национальное законодательство в этой области, читай условия производства и продажи алкоголя в трех странах останутся различными. И, как считают наши производители, не в их пользу. Председатель «Атамекена» Азат Перуашев Калиева поддержал, предложив Минфину пересмотреть нормы законопроекта с учётом озвученного.

Для того чтобы сократить теневой оборот, как минимум, в два раза, представители бизнеса предложили правительству задействовать два рычага. Для начала отменить предоплату акцизного налога и оплачивать его, как три года назад, - по факту. Сегодня получается: бизнесмен закупил акцизных марок на такой-то объем, потратив десятки миллионов тенге, а реально алкоголя продал меньше. Деньги оказываются «замороженными» на складах, которыми кредит в банке не погасить и заработную плату не выдать.

Второй инструмент - повысить ответственность так называемых акцизных постов налоговой службы. То есть направлять на предприятия самых неподкупных и ответственных своих сотрудников. Тогда и возможностей для теневого бизнеса будет меньше. Кроме того, усилить их ответственность за нарушения и повысить заработную плату, чтобы не зарились на взятки.

Булат МУСТАФИН, Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии