Были ли соблюдены все необходимые нормы антимонопольного законодательства при повышении цены на бензин?

Стоило нацкомпании «КазМунайГаз» заявить, что она считает необходимым поднять оптовые цены на бензин в стране, как Агентство РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) тут же дало «добро» на эту затею. «Республике» стало интересно, были ли соблюдены при этом все необходимые нормы антимонопольного законодательства. Например, предупредили ли компании - производители топлива о своем намерении повысить цены госорганы, ответственные за рынок ГСМ в стране, за 30 дней до этого, как положено по закону?

Самое интересное в том, решение АРЕМ озвучило Агентство по защите конкуренции (АЗК). Учитывая этот факт и то, что расследованиями на рынке горючего занимается как раз таки АЗК, мы попросили руководство агентства ответить на следующие вопросы:

1. С чем связано резкое повышение стоимости на топливо в Алматы?

2. Можно ли считать, что заявление директора по переработке и маркетингу нефти АО «КазМунайГаз» Данияра Тиесова говорит о том, что позиция нацкомпании согласована с АЗК и, соответственно, повышение цен на бензин одобрено агентством?

3. Если да, то получили ли такое же одобрение на повышение цен «Гелиос» и Sinooil?

4. Повышение стоимости ГСМ на внутреннем рынке Казахстана состоялось, как положено по закону, по истечении 30 дней с того момента, как компании-доминанты заявили об этом своем намерении?

5. Какие оптовые и розничные цены на ГСМ для внутреннего рынка АЗК считает конкурентоспособными?

Ответа мы ждали долго, но каково же было наше удивление, когда он пришел.

Ни одного ответа газете

Ни на один наш вопрос у АЗК не нашлось ответа. Зато большая часть официальной бумаги состояла из громких фраз об особой миссии госагентства по пересечению антиконкурентных соглашений на рынке ГСМ. Только в конце письма сообщалось, что по закону тарифное регулирование неподвластно АЗК. С этим вопросом, мол, нужно обращаться в АРЕМ.

Мы последуем совету господ из АЗК, а потом расскажем читателям о том, что нам ответили в АРЕМе. Только вот что примечательно. Ответ АЗК пришел по электронной почте, и отправителем значится некий Алимкулов Е. Судя по всему, это тот самый Еркегали Алимкулов, начальник управления мониторинга и анализа топливно-энергетического комплекса Госагентства по защите конкуренции, который 2 ноября от имени АРЕМ объявил общественности о 12%-м повышении цен на бензин. Получается, что г-н Алимкулов в каком-то случае может говорить от имени антимонопольного агентства, но, когда нужно ответить на неудобные вопросы журналистов, отсылает к АРЕМ. А может, АЗК просто нечего было нам сказать?

А народ — против!

Чтобы чиновники не обвинили нас в предвзятом отношении, «Республика» решила предоставить слово народу, которого тот же АЗК пытается убедить, что увеличение стоимости на бензин — временная и крайне необходимая мера.

Наши респонденты сошлись в едином мнении: у правительства нет никаких оснований для способствования росту цен на бензин.

- Ну какое этому может быть оправдание? — задался вопросом Аскар, владелец Toyota Camry. — Даже урожай уже собрали!

За последнюю неделю его затраты на бензин возросли примерно в два раза. Пока Аскару удается выкручиваться, но, если цены продолжат расти, уровень его жизни сильно пострадает, с беспокойством сказал автовладелец.

Цены на отечественные ГСМ подросли, потому что российские повысились, предположил владелец BMW Тимур.

- Нашим не пристало отставать от соседей, — засмеялся он. — Конечно, мой бюджет страдает от этого, цены-то не на 1—2 тенге поднялись.

Если бензин подорожает еще на 10 тенге, то придется машину ставить на стоянку, погрустнев, сказал Тимур.

- В стране вон сколько нефти добывают, по всем каналам кричат, что будут еще больше выкачивать, а цены на бензин «задираем», — резонно подметил Галымжан, владелец Lexus LX 470. — Вспомните, правительство еще неделю назад говорило, что принимает самые жесткие меры, чтобы решить эту проблему и что повышения цены не будет больше. И что мы сегодня видим?

Нет стабильности в стране, сделал вывод автовладелец, разочарованно качая головой.

- Сначала цены подняли мелкие заправки, но мы радовались, что хоть на крупных можно заправляться по нормальной цене. Сейчас к этим ценам подтянули и их. Я думаю, что это сплошной сговор, — уверен Галымжан.

Заочно его поддержал Александр, занимающийся частным извозом на Mitsubishi.

- Они что думают, что люди такие дураки и не понимают, что к чему?! — эмоционально начал он. — У нас захотели те, у кого в руках большой бизнес, установить свои порядки, так правительство все условия для этого создаст. Тем более если это касается ГСМ.

Поэтому там, «наверху», есть только одна проблема: как бы получше преподнести такое «пособничество», чтобы народ на дыбы не встал, заявил таксист.

- А что делать таким, как я, которые на жизнь зарабатывают на колесах? — вздохнув, спросил Александр. — Бензин аж на 10 тенге подорожал, а за такси, думаете, кто-то захочет больше платить? Доходы у простых людей ведь не выросли. Пусть тогда государство обеспечит меня и таких, как я, работой!

...Вот вам и глас народа, господа чиновники.

Автор: Ксения БОНДАЛ

Фото: Серикжан КОВЛАНБАЕВ


9 ноября 2009, 16:12
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Загрузка комментариев...
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код