Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Концепция общества правовых приоритетов

Фото : 10 ноября 2009, 10:09

Эффективная национальная правовая стратегия всегда являлась важнейшим условием укрепления и развития основ государственности и правопорядка, верховенства закона, независимости судебной системы, защиты прав и свобод человека и гражданина. Ее формирование и осуществление всегда были и остаются в центре внимания Президента республики Нурсултана Назарбаева.

Подтверждением твердого курса на построение правового государства служит тот факт, что за исторически короткий период суверенного развития в Казахстане принят третий программный документ, на принципах преемственности, поэтапности и системности, развивающий национальную модель становления общества правовых приоритетов.

В Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Главы государства 24 августа 2009 года (далее - концепция), на основе анализа современных тенденций развития права и государства определены основные направления дальнейшего совершенствования отечественной правовой системы. Она предусматривает обновление кодифицированных отраслей, систематизацию и консолидацию законодательства.

Концепция послужит основой для разработки ежегодных и перспективных планов законопроектных работ Правительства на предстоящий период, ориентиром для создания нормативно-правовых актов нового поколения с учетом международных стандартов, а также ратифицированных Парламентом конвенций. В ней также четко обозначены перспективы развития правовой системы, в том числе касающиеся деятельности правоохранительных и судебных органов.

Хотел бы обратить внимание на следующие ключевые вопросы реализации концепции, связанные с правоохранительной сферой.

Одной из основных целей данного документа являются совершенствование правовой базы в соответствии с международными стандартами и гуманизация политики уголовного наказания. Прежде всего найдут свое продолжение последовательные меры по декриминализации преступлений, не представляющих общественной опасности. Такие деяния будут переведены в категорию административных правонарушений. Это позволит сократить численность «тюремного населения» и сделать менее затратной уголовно-исполнительную систему.

Одной из причин ухудшения ситуации в этой сфере является устойчивая судебная практика назначения наказания в виде лишения свободы. Данная проблема обусловлена незначительным применением мер, альтернативных лишению свободы, в том числе ареста ввиду отсутствия арестных домов. Не приносят ожидаемого эффекта периодически проводимые акты амнистии.

В настоящее время при рецидиве преступлений, в первую очередь имущественных, доля которых превышает 40% в структуре преступности, судьи обязаны назначать наказание в виде лишения свободы. В результате та же мелкая кража, совершенная повторно, влечет уже лишение свободы.

В связи с этим, несомненно, представляет интерес опыт некоторых стран, предусматривающий повторное лишение свободы только при совершении тяжких и особо тяжких преступлений и применение наказаний, не связанных с лишением свободы, при одновременном развитии службы пробации. Важно также рассмотреть вопрос о сокращении сроков отбытия наказания для условно-досрочного освобождения при условии возмещения вреда потерпевшему.

В то же время политика уголовного наказания будет жесткой по отношению к виновным в совершении особо опасных деяний. Прежде всего речь идет об участниках организованных преступных формирований, лицах, совершивших коррупционные преступления, причастных к наркобизнесу, а также при рецидиве преступлений, представляющих повышенную общественную опасность.

Государство и впредь будет адекватно реагировать на вызовы и угрозы преступной среды, в том числе путем усиления ответственности за отдельные виды правонарушений.

В настоящее время по поручению Главы государства Агентством РК по борьбе с коррупционной и экономической преступностью разрабатывается законопроект об уголовной ответственности юридических лиц. Правительством одобрены и внесены на рассмотрение Парламента законопроекты, направленные на систематизацию административных правоотношений. Это - проект Кодекса об административных правонарушениях, регламентирующий вопросы материального права, а также Административный процессуальный кодекс. В последнем прописан механизм привлечения к административной ответственности, предусматривается защита в административных судах прав физических и юридических лиц от неправомерных решений и действий должностных лиц госорганов. Таким образом, создается новая сфера правового регулирования - административная юстиция, определяющая процедуру рассмотрения и разрешения дел об административных спорах и об административных правонарушениях.

В сфере уголовного судопроизводства получит развитие ряд фундаментальных принципов, таких как состязательность и равноправие сторон, право на защиту и юридическую помощь. Гарантии объективности правосудия и защиты прав личности будут обеспечены совершенствованием института доследственной проверки, упрощением досудебного производства, внедрением механизма медиации, расширением полномочий стороны защиты. В частности, при упрощенном уголовном судопроизводстве дела по преступлениям, не представляющим общественной опасности, из этапа доследственной проверки станут переходить в судебные стадии без производства дознания или предварительного следствия.

Предполагается, что по таким делам срок или размер наказания за совершенное преступление не превысит половины максимального срока или размера наказания, предусмотренного соответствующей статьей Уголовного кодекса. По предварительной экспертной оценке, до 25% от всех зарегистрированных преступлений могут расследоваться по данной форме. Это позволит органам уголовного преследования сосредоточить усилия на расследовании наиболее опасных деяний.

В соответствии с Концепцией правовой политики перспективы развития судебной системы связаны со специализацией, расширением подсудности судов присяжных, возможностью поэтапного расширения контроля на досудебных стадиях процесса. Наиболее предпочтительной может быть поэтапная передача в компетенцию суда санкционирования отдельных мер уголовно-процессуального принуждения, связанных с досудебным ограничением физической свободы лица и неприкосновенности собственности. Этот вопрос требует дополнительной проработки прежде всего с учетом положений Международного пакта о гражданских и политических правах.

Концепция отражает насущные потребности общества и государства в совершенствовании правоохранительной системы. В этих целях получит продолжение административная реформа органов правопорядка, в рамках которой предполагается осуществить оптимизацию их организационно-управленческих структур и функций. В частности, планируется разработать научно обоснованные нормативы штатной численности каждого уровня управления, укрепить подразделения, выполняющие основные функции, перераспределить отдельные полномочия между органами, исключить либо передать в конкурентную среду несвойственные им функции.

Эти и другие изменения осуществляются в русле реализации Указа Президента «О мерах по модернизации системы государственного управления Республики Казахстан» от 13 января 2007 года, в соответствии с которым создана и действует Межведомственная комиссия по проведению административной реформы, возглавляемая Премьер-Министром. В ее состав включены и руководители правоохранительных органов.

Концепция правовой политики также предполагает совершенствование критериев оценки деятельности правоохранительных органов, ориентированных на конечные результаты. Они уже отчасти нашли свое отражение в стратегических планах развития правоохранительных органов на 2009-2011 годы в качестве целевых индикаторов. Во главе угла при этом ставятся прежде всего интересы граждан.

Алик ШПЕКБАЕВ,

заведующий отделом правоохранительной

системы Администрации Президента РК

фото с сайта www.annews.ru


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии