Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Нельзя экспериментировать на образовании детей

Фото : 13 ноября 2009, 14:17

Французской таблицы умножения нет

Слева на фотографии вы видите учебник английского языка под редакцией Борисова, изданный в 1974 году. Как можно узнать из надписи на обложке, его цена составляла 23 копейки. Справа учебник и рабочая тетрадь издательства "Макмиллан", по которым ныне учатся четвероклассники-гимназисты. Идея оксфордская, распечатка египетская. Оптовая цена в Алматы 3000 тенге.

Пересчитаем на традиционный всеобщий эквивалент. В 1974 году цена бутылки водки (3 рубля 62 копейки) равнялась стоимости 16 учебников. В 2009-м один учебник стоит как пол-ящика водки. По сравнению с советскими временами подорожание в 160 раз.

Предвижу возражения - в СССР издание учебников дотировалось. Советское правительство считало, учебная литература должна быть недорогой и общедоступной - только грамотное, хорошо образованное поколение сможет противостоять вызовам времени.

Но разве сейчас этот постулат неверен?

Энциклопедия ляпов

Тема качества казахстанских учебников, как анекдоты про тещу, бессмертна. То и дело то в одном, то в другом периодическом издании ошеломленный автор делится с читателями потрясающими открытиями, которые он сделал, случайно открыв учебник своего чада.

Свое возмущение бесконечно высказывают как профессионалы-педагоги, так и родители. Приводятся умопомрачительные ошибки, грубейшие ляпы. Сам президент не раз с фактами на руках критиковал отечественные учебники. Но что изменилось?

Слабые учебники автоматически означают неадекватное испытание при отборе в вуз, ведь Единое национальное тестирование строится на их основе. Например, моей дочери на ЕНТ попался вопрос: "В каком году было построено здание Национальной библиотеки?" Интересно, это к какому из приоритетов нашей педагогики относится? К развитию креативных способностей учащихся или умению применять полученные знания на практике?

Впрочем, даже качественный учебник не гарантирует качественного учебного процесса, будучи употребленным не к месту. Например, тот самый макмиллановский учебник за 3000 тенге, рекомендованный Министерством образования и науки (МОН), сам по себе неплох. Беда в том, что четвероклассники переходят к нему после запрещенного МОН учебника Верещагиной за третий класс, который гораздо сложнее. А в пятом классе будут продолжать учиться по учебнику Аяповой и Укбаева для начинающих, который еще проще макмиллановского.

Таким образом, у нас в Казахстане сложилось свое уникальное ноу-хау. Если во всем мире и во все времена детей обучали последовательно - от простого к сложному, то наши школьники учат язык от относительно сложного к более простому, а от простого - и вовсе к примитивному.

Своя рука - владыка

Мы имеем низкое качество учебников при высокой цене на них, как известно из любого краткого курса политэкономии, это два классических симптома монополии. А может быть, так оно и есть?

Учебник кардинальным образом отличается от любой книги тем, что его обязательно купят. Причем купят по цене, многократно превышающей его себестоимость.

В этом великая ценность учебников для любого издательства. А кого им еще печатать, скажите на милость? Отечественных забронзовелых классиков? Не надо быть многоопытным маркетологом, чтобы безошибочно предугадать финансовые последствия такого шага. Амбиции не гарантируют спроса. Тенге назовет истинную цену многим корифеям.

А вот учебник для издательств - это "самый цимес", как говорила тетя Песя. В Казахстане 2 млн 555 тысяч учеников, у каждого минимум по десятку книжек. Причем некоторые из них по таким предметам, которые в советское время вообще не требовали бумажного сопровождения, вроде пения или физкультуры. Поскольку каждый учебник стоит как минимум пятьсот тенге, то нетрудно посчитать, что это рынок с годовым объемом продаж не меньше 75 миллионов долларов.

Впрочем, это вовсе не рынок - потребитель здесь права голоса не имеет. Ни родители, ни ученики, ни учителя учебники не выбирают.

Как мы знаем из разъяснения директора департамента среднего образования МОН господина Аршабекова, учебники для школ утверждаются согласно приказу министра МОН РК "Об утверждении Перечня учебных изданий, разрешенных в организациях образования". Все, что не разрешено, запрещено.

Учебные пособия проходят экспертизу в РНПЦ "Учебник" на соответствие ГОСО РК. Как и по каким критериям проводится этот процесс - тайна, покрытая мраком. Боюсь, что неспроста! Не там ли происходит священное бюрократическое таинство - назначение монополиста?

Издатель учебников - самый настоящий монополист, но его деятельность и ценообразование, в отличие от поставщиков газа и электричества, никем не контролируется. Как и всякий нормальный бизнес, оказавшийся в свободной от конкуренции зоне, издательства начинают лихорадочно "рубить бабло".

Одни лишь только торговые наценки на учебные материалы, как недавно убедилась наша газета, составляют 116-125 процентов (см. статью в "Экспрессе К" от 4 сентября "Накрутка на знание"). А во сколько раз отпускная цена учебника превышает себестоимость его издания, мы можем только догадываться. Впрочем, каждый родитель, выложив эдак 500-700 тенге за учебное пособие в полсотни страниц толщиной, чувствует, что оно того не стоит. Но мало ли что он чувствует - выбора ведь у него нет!

Отчего бы государственному Агентству по защите конкуренции не взять вопрос ценообразования на школьные учебники и учебные материалы под свой контроль?

Скромнее надо быть

Давайте попробуем "разрулить" ситуацию так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы, и пастуху вечная память.

Заманчиво иметь все свое, отечественное. Если это касается учебников географии, казахской истории, языка или литературы, то иначе, наверное, и быть не может - в конце концов, кто может знать все о нас лучше нас самих?

Понятно, что и издательства кровно заинтересованы издавать только свое. Каждый неказахстанский учебник в школьной учебной программе - это их упущенная прибыль. Патриотизм - замечательное и очень уместное прикрытие бизнеса.

Но точные науки аполитичны и интернациональны по определению. Французская булка бывает, а французской таблицы умножения нет. Стремление любой ценой иметь исключительно отечественный учебник, а остальные запретить, будет иметь для средней школы роковые последствия.

Чтобы у наших детей было лучшее будущее, они должны учиться по лучшим учебникам. Где гарантия, что этими учебниками окажутся именно казахстанские? Давайте трезво и честно: какие у нас есть к тому предпосылки? Многолетний опыт? Выдающиеся специалисты? А может быть, был такой прецедент, что наши учебники кто-то пытался пиратским образом переиздать?

С первой попытки и сразу хорошо обычно получаются только дети. Учебники - навряд ли. Издательствам нужны заказы - это понятно. Если пойти у них на поводу и разрешить печатать абы что, лишь бы отечественных авторов, то у издательств проблемы исчезнут. Но зато проблемы неизбежно и очень скоро появятся у наших детей.

Надо раз и навсегда расставить приоритеты, что более ценно для страны - сегодняшние прибыли издательств или будущее казахстанских детей.

В конце концов, есть и компромиссные варианты. Мы вполне можем выбрать самые лучшие учебники в мире. И купить их! Точнее, купить авторские права и разрешение печатать их у себя. Мы сможем адаптировать иностранные учебники для Казахстана. Мы можем безжалостно выкинуть из них Джона и Мэри и вставить Васю и Карлыгаш. Можем перекроить учебник так, чтобы ни одна картинка не выдавала иностранного происхождения книги. Можем пригласить отечественных авторитетов, и они за скромный гонорар рукой маэстро внесут необходимые изменения в текст. Можем все!

Вот только не можем экспериментировать на образовании для наших детей. Поскольку, если эксперимент окажется неудачным, то у Казахстана не будет будущего.

Александр КАМИНСКИЙ, Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии