Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

После прямой линии президента вновь остро встала тема ценообразования в Казахстане

Фото : 17 ноября 2009, 10:31

После прямой линии президента вновь остро встала тема ценообразования в Казахстане. Есть два вида мер для регулирования ценообразования. Первый - политические меры, административные. Второй вид - экономические меры.

И те люди, которые выполняют поручения по снижению цен, чаще всего идут по самому короткому пути - проводят переговоры с региональными поставщиками, убеждают их умерить аппетиты, где-то прибегают к давлению. И цены действительно снижаются, но долгосрочных результатов это не приносит. После того как политическая тема становится менее актуальной, вопрос снимается с повестки дня и цены возвращаются на свои высокие позиции. А реальными экономическими мерами у нас мало кто занимается. Ценообразование - это сложный закономерный процесс. Есть вопросы, связанные с себестоимостью продукции, нормами прибыли, налоговыми особенностями. Если со стороны министерств, ведомств и акиматов будут предприняты шаги для снижения накладных расходов в отдельно взятом секторе экономики, то цены на конечный продукт упадут. Например, есть возможность пользоваться более дешевой электроэнергией, но для этого необходимо помочь энергетическим компаниям с развитием инфраструктуры, предоставлением земельных участков, оформлением оборудования, имущества. Почему надо отказываться от таких шагов? Это ведь напрямую снижение коррупционной нагрузки на итоговую стоимость продукта - давайте не будем делать вид, что у нас этого нет. Уже не один год идут разговоры о том, что необходимо уменьшать число посредников между производителем и потребителем. Все прекрасно знают, что посредник появляется тогда, когда производитель не может попасть на рынок, и берет свой процент за помощь. И бывает, что среди посредников оказываются чиновники, которые сначала создают проблемы производителю, а потом решают их, но не бесплатно. Давайте разбираться в этом механизме, убирать лишние звенья. И чем, кстати, занимаются налоговые органы? Разве не они должны отслеживать нормы прибыли и знать, чем занимаются компании, для каких целей они созданы? И уж если через них просто гоняют деньги, то пусть платят налоги в полном объеме. И чем активнее будет действовать налоговое администрирование, тем меньше станет всяческих схем по продаже воздуха.

Опять-таки, помогаем ли мы реально производителю, который сам хочет реализовывать свою продукцию, не повышая цен? Крайне редко. Необходимо говорить о таких компаниях, награждать, премировать в конкурсах. Как раньше был «Знак качества». Куда это делось сейчас? Пусть люди знают, что у этого производителя и продавца цены ниже, а продукция не хуже. Пусть потребитель знает, куда идти.  У нас же уделяют внимание краткосрочным мерам, трубят о том, что поручение получено, команда выполнена. И вот теперь мы приближаемся к главной проблеме - не везде в нашей стране применяют реальные экономические меры. Не хватает выверенных расчетов, которые приносили  бы эффект. И такие решения должны приниматься в каждом регионе. Посмотрите, как оперативно работает центр, как в правительстве под пристальным вниманием СМИ и общественности принимают важные и выверенные решения. А что происходит в регионах? Свежих идей нет, критики особой тоже нет. Крайне редко акимы выступают с экономическим анализом ситуации в своем регионе. Все ждут поручений главы государства. И при этом на местах явно не хватает сильных экономистов, не хватает экономического интеллекта. Когда в регионах будет работать больше профессионалов, тогда и ценообразование станет вопросом экономическим, а не политическим.

Мурат АБЕНОВ,секретарь комитета по реформе и региональному развитию мажилиса парламента


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии