Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Урезанная дифференциация. Законодательные нормы требуют уточнения

Фото : 18 ноября 2009, 11:11

В Мажилисе Парламента рассматривается законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О естественных монополиях и регулируемых рынках». Этот документ предполагает введение дифференцированных тарифов на воду в зависимости от объемов ее потребления. Насколько эта норма соответствует интересам рядовых потребителей, мы попросили рассказать президента Ассоциации «Казахстан Су Арнасы» Валерия СЮНДЮКОВА.

- Проект закона был разработан Агентством РК по регулированию естественных монополий в рамках реализации поручения Президента по реконструкции и модернизации коммунальных сетей и объектов, - пояснил Валерий Владимирович. - Новый документ также нацелен на рациональное использование водных ресурсов, и это чрезвычайно актуальный вопрос, поскольку Казахстан и по запасам подземных вод, и по формируемым поверхностным водам является малообеспеченным регионом. В связи с этим разработчик проекта поставил перед собой цель законодательно стимулировать потребителей к экономии воды и в конечном итоге сбережению природных ресурсов. Было предложено ввести дифференциацию тарифа на водоснабжение только по объемам потребленной воды и только для тех, кто имеет индивидуальные приборы учета. То есть тот, кто расходует воду экономно и укладывается в определенную обоснованную величину, будет платить меньше, чем тот, кто превышает все установленные нормы.

Однако, принимая дифференциацию тарифов исключительно по признаку объемов потребления, разработчики проекта упустили из виду такое существенное отличие между физическими и юридическими лицами, как целевое использование воды. И таким образом уравняли рядовых потребителей (физические лица), которые используют воду на естественные бытовые нужды, с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, использующими воду и для иных, в том числе коммерческих целей. Поправку внесли в обсуждаемый законопроект несмотря на то, что в Гражданском кодексе изначально потребители подразделяются на две большие группы, отличие которых заключается и в целевом использовании воды, и в объемах прав и обязанностей. Кроме того, в Водном Кодексе помимо водопотребителей существует понятие водопользователей, которое также должно быть принято во внимание.

- То есть получается, что вместо внесения ясности в правовые отношения между субъектами естественной монополии и их потребителями, новый документ дает различное их толкование, что может породить новые проблемы?

- В Ассоциацию уже звонят люди и недоумевают, почему разработчики законопроекта хотят приравнять их, использующих воду для естественных бытовых нужд, с предприятиями? И они правы. Если среднестатистический человек и превысил норму потребления воды у себя дома, то все равно он использовал ее для естественных нужд. В то время как коммерческие предприятия льют воду для извлечения прибыли. Считаю, необходимо законодательно стимулировать предприятия, «делающие деньги на воде», использовать водосберегающие технологии. Например, власти Алматы сегодня ставят обязательным условием при сдаче в эксплуатацию, к примеру, новой автомойки наличие в ней очистного оборудования для повторного использования воды.

- Позвольте напомнить, что в Алматы в текущем году уже были введены дифференцированные тарифы на воду, и этот опыт оказался положительным. Глава государства Нурсултан Назарбаев на одном из совещаний городского акимата, в работе которого он принял участие, сказал, что такой опыт необходимо распространить по всему Казахстану.

- Во время подготовки к введению новых тарифов в Алматы специалисты подсчитали составляющую воды в себестоимости продукции предприятий различных отраслей, и в большинстве случаев она не превышала одного процента. Поэтому дифференциацию тарифа на услуги водохозяйственной системы ввели с учетом целевого использования, то есть не только по объемам водопотребления, но и по группам потребителей. Благодаря такой ценовой политике использование воды в мегаполисе снизилось на семь процентов, при этом стоимость услуги доставки воды для рядовых горожан поднялась лишь на один тенге и составила половину расчетного тарифа, а для юридических лиц увеличилась в пять раз. Более того, благодаря нововведению водоканал Алматы в нынешнем году смог увеличить свой ремонтный фонд в 11 раз - до 3,1 миллиарда тенге против 278,4 миллиона в 2008 году, а также снизить забор воды из источников на 29,5 миллиона кубометров.

На это я и хочу обратить особое внимание, так как в обсуждаемом законопроекте не идет речи о дифференциации по целевому использованию воды. Ассоциация «Казахстан Су Арнасы» всецело поддерживает введение тарифов и предлагает в первую очередь включить нормы, учитывающие не только объемы потребления, но и дифференцированные по группам потребителей.

Раушан ШУЛЕМБАЕВА

Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии