Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Владислав Марышев, заслуженный пилот СССР: На польских летчиков, видимо, давили...

Фото : 13 апреля 2010, 11:10

Владислав Марышев, заслуженный пилот СССР: На польских летчиков, видимо, давили...

Авиакатастрофа с польским правительственным самолетом ТУ-154 под Смоленском всколыхнула мир. Вчера траур по погибшим в трагедии объявили в России, Украине, Грузии, три дня скорбят о погибших в Литве. В самой Польше с субботы недельный траур.

- Владислав Васильевич, вы долгое время возили Динмухамеда КУНАЕВА, Байкена АШИМОВА, Нурсултана НАЗАРБАЕВА. Скажите, первые лица государства - дисциплинированные пассажиры?

- В воздухе экипаж сам по себе, а пассажиры - сами по себе. Об их “дисциплине”, наверное, больше скажут бортпроводницы. И давление на пилотов со стороны “ноль первых” в моей практике было исключено. Даже если они хотели зайти в кабину пилотов, то просились, причем через стюардесс. Я соглашался при условии, что высокий гость только в окно посмотрит и уйдет.

- Однако в мире известны случаи, когда из-за политиков происходят катастрофы. Именно из-за этого, по одной из версий, разбился вертолет с красноярским губернатором Александром ЛЕБЕДЕМ: говорят, он лично заставил летчиков лететь в неблагоприятных погодных условиях.

- Два года назад прежний экипаж, который раньше летал с президентом Польши, вез Леха КАЧИНЬСКОГО в Тбилиси. Там погода была хуже того минимума, чтобы безопасно посадить самолет. Летчик доложил президенту, но тот возразил: надо сесть! Пилот не послушал и ушел на запасной аэродром в Баку. Когда они вернулись в Польшу, экипаж был уволен.

- Впервые слышу, чтобы самолет делал четыре захода на посадку, как это было в случае с разбившимся бортом №1 Польши.

- Да, четыре захода на посадку не делают, не практикуют даже третьего - в этом нет смысла. Обычно уже после первого захода становится понятно - или нужно уходить на запасной аэродром, или можно садиться со второго раза. Из этого мы можем сделать предположение: видимо, на летчика оказывалось давление.

- Летчики не хотели садиться?

- Наоборот! Они сделали четыре круга потому, что во что бы то ни стало хотели сесть. Ведь когда летит такая представительная делегация, все ее действия расписаны по минутам, и летчику нужно постараться не сорвать график своих пассажиров. Но если командир экипажа поддался на уговоры сесть - он, конечно, не прав: существует предел “послушности”, через который перешагивать нельзя: ведь на борту - живые люди.

- Бывали ли у вас похожие нештатные ситуации?

- В рейсе с Ашимовым (Байкен Ашимов - бывший председатель Совмина КазССР, недавно скончавшийся. - В. Б.) случилась как-то неприятность. Мы летели из московского Домодедово в Алма-Ату, был хороший прогноз погоды. Но на подлете к столице Казахстана город накрыло туманом. Тогда мы ушли на запасной аэродром в Ташкент. Там пробыли часа три, затем нам доложили, что в Алма-Ате туман рассеялся, и мы снова вылетели. Когда до пункта назначения оставалось минут пятнадцать лету, нам сказали, что погода снова резко ухудшается. Вы представляете, что значит опять уходить в Ташкент? Нехорошо доставлять неприятности пассажиру. Я сделал контрольный заход на посадку и посадил самолет.

- Разбившийся Ту-154 был произведен в начале 1990-х...

- Ту-154 - хороший самолет, но мне кажется, что 20 лет - это многовато для машины, перевозящей первых лиц государства.

Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Катынский рог

Глава польского правительства Дональд ТУСК назвал авиакатастрофу под Смоленском самым трагическим моментом в послевоенной истории страны, а экс-президент Польши Лех ВАЛЕНСА заявил, что это вторая Катынская трагедия.

На борту потерпевшего аварию самолета находились 96 человек. 88 из них были членами официальной польской делегации.

Президент Польши Лех КАЧИНЬСКИЙ с супругой Марией КАЧИНЬСКОЙ и сопровождающая его делегация летели в Катынь для участия в торжественной церемонии, посвященной памяти польских офицеров, расстрелянных в Катыни. Среди пассажиров были: вице-спикеры сейма Кшиштоф ПУТРА и Ежи ШМАЙДЗИНЬСКИ, вице-спикер сената Кристина БОЧЕНЕК, начальник президентской канцелярии Владислав СТАСЯК, глава Национальной безопасности Александр ЩИГЛО, начальник генерального штаба Войска Польского Франтишек ГОНГОР, глава Национального банка Польши Славомир СКШИПЕК и другие. В субботу экс-премьер-министр Польши Ярослав КАЧИНЬСКИЙ опознал тела президента Польши, своего брата, и его супруги.

Тела остальных погибших переправили в Москву в ночь с субботы на воскресенье. Родственники погибших также прибыли в столицу России для опознания. Все они бесплатно живут в московских гостиницах.

В столицу РФ также доставили так называемые бортовые самописцы польского правительственного самолета. Как сообщают в ВВС России, экипаж Ту-154 еще за 50 км до аэродрома был оповещен о плохих метеоусловиях, и рекомендовали уйти на запасной аэродром. Однако пилоты решили выполнить заход на посадку.

“Подробности”. Самолет президента был обречён

С самолетом президента Польши Леха Качиньского неоднократно случались неприятные ситуации.

12 августа 2008 года командир экипажа Ту-154 по соображениям безопасности отказался выполнять указания Леха Качиньского сажать самолет в столице Грузии и приземлился в Азербайджане. Тогда с ним на борту летели президенты Украины, Литвы, Эстонии и премьер Латвии. По возвращении в Польшу экипаж был уволен.

2 декабря 2008 года, во время пребывания Качиньского в Монголии, его самолет был выведен из строя из-за 20-градусных морозов. “Полетел” механизм управления закрылками.

14 января 2009 года из-за обледенения самолета Лех Качиньский с опозданием вылетел на встречу с главой Украины Виктором ЮЩЕНКО.

Только факты

Печальная статистика

За последние почти тридцать лет произошло пять авиакатастроф, в которых погибли первые лица государств.

В 1981 году погиб президент Эквадора Хайме Рольдос АГИЛЕРА. Самолет ВВС, на котором летел глава государства, врезался в гору. Катастрофа произошла из-за ошибки пилота.

В 1986 году разбился самолет Ту-134, на котором летел президент Мозамбика Самора Мойзес МАШЕЛ. Экипаж сбился с курса, и на территории ЮАР Ту-134 врезался в гору. Погибли 39 человек.

В 1988 году в Пакистане произошла авиакатастрофа военного самолета С-130 Hercules. На его борту был премьер-министр Зия уль-Хак. Он возвращался в Исламабад. По версии специалистов, на борту произошли диверсия или теракт.

В 1994 году около аэропорта Кигали в Руанде ракетой был сбит самолет, в котором находились президент Руанды Жювеналь ХАБИ-АРИМАНА и глава республики Бурунди Сиприен НТАРЬЯ-МИРА. Оба лидера и все, кто был на борту, погибли.

В 2004 году погиб президент Македонии Борис ТРАЙКОВСКИЙ. Его самолет разбился, не долетев 10 км до боснийского города Мостара. По официальной версии, катастрофа произошла из-за ошибок пилота.

Smi.ru


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии