Коррупционно опасные

Коррупционно опасные

20 апреля 2010, г. Алматы

Институт политических решений совместно с Республиканским общественным советом по борьбе с коррупцией при НДП «Нур Отан» провел в Алматы пресс-конференцию на тему «Коррупция в Министерстве финансов РК» по результатам масштабного социологического исследования на одноименную тему.

Коррупция в Министерстве финансов РК носит системный характер и достигает критического уровня - главный вывод исследования, проведенного по инициативе РОС по борьбе с коррупцией. Результаты опроса - это измеряемые количественные параметры и характеристики, реальный материал для принятия решений в сфере борьбы с коррупционными проявлениями в одном из ключевых ведомств по оказанию госуслуг.

Цифры, обнажающие деятельность финансовых органов РК, дают понимание наиболее уязвимых для коррупции точек, от «лечения» которых зависит эффективное наполнение госбюджета, работа бизнеса, качество государственных услуг для населения.

По словам генерального директора ИПР Бахытжамал Бектургановой, все без исключения ведомства Министерства финансов входят в группу коррупционно опасных структур. «Лидеры» по индексу коррумпированности - Комитет таможенного контроля, Налоговый комитет, Комитет госимущества и приватизации, Комитет финконтроля и госзакупок. От 50% до 60% опрошенных считают их «полностью и частично коррумпированными». Степень коррумпированности акционерных обществ при Министерстве финансов значительно ниже. Наиболее высокий коррупционный рейтинг среди данных структур имеет Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана.

Относительно таможенных органов особо отмечаются высокие ставки таможенных сборов как одна из основных причин коррупции. Зачастую бизнесменам легче и дешевле заплатить чиновнику за осуществление той или иной операции, чем оплатить официальный таможенный сбор.

Среди казахстанцев широко распространен стереотип того, что коррупция может быть минимизирована за счет повышения зарплат чиновникам. Показательно, что данная установка присутствует в большей степени у сотрудников финансовых органов и отчасти - у населения. Представители бизнеса более взвешенно и прагматично подходят к данному вопросу, видя главную причину в забюрократизированности процедур и отсутствии должного контроля, гласности и прозрачности в работе госорганов.

Чиновники, зная законодательство и все «лазейки», позволяющие обойти закон, отмечают в качестве одной из основных причин коррупции несовершенство законодательства, противоречивость и нестабильность правовой базы.

Средние размеры разовых взяток в финансовых органах, указанные респондентами, колеблются в пределах от более 1000 до более 2000 долларов США. Эти цифры незначительно отличаются от размеров реальных взяток, что свидетельствует о том, что население прямо или косвенно вписано в коррупционную систему и знает, какая услуга сколько стоит.

В силу особенностей профессиональной деятельности представители бизнеса чаще сталкиваются с финансовыми органами и со всем спектром коррупционных сделок, чем, например, население. В связи с этим их оценка заслуживает большего доверия.

Специфика фокусной группы сотрудников финансовых органов заключается в том, что большинство участников уклоняется от прямого ответа на поставленные вопросы, что может трактоваться как нежелание или даже опасение делиться конфиденциальной информацией. Вместе с тем, значительная часть представителей данной группы относится лояльно к наличию коррупции и степени ее распространения в их ведомствах.

В группах населения и бизнеса отмечается сходство позиций по большинству вопросов, за исключением оценки деятельности тех финансовых органов, с которыми большая часть населения не сталкивается в повседневной жизни.

Проводимые в стране мероприятия по борьбе с коррупцией в финансовых органах являются недостаточными и не способствуют минимизации ее уровня. Так считают три четверти респондентов (73,6%). В целом, представители фокусных групп настроены достаточно противоречиво относительно возможностей снижения уровня коррупции в финансовых органах. При этом их большинство негативно относится к самому явлению (63,6%). Активную гражданскую позицию, направленную на борьбу с коррупцией, занимает каждый третий опрошенный (30,3%). Однако только 18,7% респондентов готовы сотрудничать с правоохранительными органами для противодействия коррупции. Низкий уровень мотивации к сотрудничеству с правоохранительными органами объясняется опасениями преследования с их стороны и затягиваниями расследования (52,6%). Кроме того, граждане опасаются мести со стороны финансовых органов. Очевиден «кризис» доверия граждан к государственным органам по борьбе с коррупцией и низкая эффективность их деятельности.

 

Исследование - совместный проект ИПР и Ассоциации социологов и политологов РК. Уникальность его - в масштабах и структуре выборки. Было опрошено 2500 респондентов: представителей малого и среднего бизнеса, населения и самих сотрудников фискальных ведомств Министерства финансов РК в 16 крупных городах страны.

 


21 апреля 2010, 10:26
Источник, интернет-ресурс: Клуба Института политических решений

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript