Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Кто контролирует рынок цемента

Фото : 24 апреля 2010, 10:37

В модернизацию отрасли государство готово вложить более $1 млрд.

Не будет цемента - не будет стройки. Это понимают и правительство, и частные инвесторы, которые рассчитывают на то, что рано или поздно строительная отрасль вновь станет одной из главных точек роста для казахстанской экономики. Тем более что грандиозные планы по индустриализации обещают подогреть спрос на цемент уже очень скоро. Поэтому, несмотря на «временные трудности», и государство, и частный сектор уже сегодня готовятся к новому витку строительного бума.

Сейчас на рассмотрении в правительстве находится проект Программы развития строительной индустрии и производства стройматериалов на 2010-2014 годы. Согласно этому документу в ближайшие четыре года выпуск цемента в стране предполагается довести до 13,5 млн т.

Сегодня в Казахстане действуют семь цементных заводов. Два из них (Almaty Cement и Хантауский) были введены в эксплуатацию уже во время кризиса. Дальнейшее развитие отрасли будет идти в трех основных направлениях.

1. Модернизация старых заводов

Почти все старые цементные заводы используют устаревший и неэкологичный «мокрый» способ производства. Правительство предлагает до 2014 года потратить (только со стороны государства) свыше 100 млрд тенге на то, чтобы перевести их на более прогрессивный «сухой» способ и увеличить их мощность на 2,5 млн т. При этом степень износа основных средств на этих заводах планируется сократить с 80 до 30%.

С разработчиками проекта программы не согласны представители Каспийской цементной корпорации. По словам ее гендиректора Серика Сайбулатова, «перевод действующих заводов с «мокрого» способа на «сухой» - это эксперимент в размере многих миллиардов бюджетных тенге». «Мы считаем, что намного более целесообразно построить новые мощности цементного и клинкерного производства - затраты те же, эффект выше, рисков значительно меньше», предлагает он. Г-н Сайбулатов пояснил, что компоновка узлов, агрегатов и переделов старых заводов принципиально другая, чем у предприятий, работающих по новому «сухому» способу. Поэтому стоимость реконструкции сравнима со стоимостью строительства новых производственных мощностей. «Старые заводы уйдут с рынка по законам естественной конкуренции», - считает г-н Сайбулатов.

2. Строительство новых предприятий

Согласно проекту программы в ближайшие несколько лет в Казахстане должны быть построены четыре новых завода общей мощностью 4,4 млн т в год. Причем три из них должны быть сданы уже в текущем году.

Кстати, на карте хорошо видно, что как действующие, так и строящиеся заводы раскиданы по всей территории Казахстана, кроме западного региона. Это притом что на западе расположена почти вся отечественная «нефтянка», ведется и планируется строительство крупных промышленных объектов, автомобильных и железных дорог. Поскольку возить цемент на большие расстояния крайне невыгодно, появились проекты строительства цементных заводов в Уральске и Актау, а также в Костанайской области.

Однако, судя по проекту правительственной программы, эти планы пока отложены до лучших времен. Вообще, как рассказывают цементные компании, на пике строительного бума, в 2006-2007 годах, было заявлено порядка 15-20 проектов по строительству цементных заводов в разных регионах РК. Уже тогда было понятно, что это явный перебор. Поэтому с началом кризиса многие такие проекты были благополучно забыты.

3. Строительство клинкерно-цементных терминалов

Предлагается организовать целую сеть таких терминалов по стране. Для начала - в Мангистауской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Павлодарской и Алматинской областях, общей мощностью свыше 2 млн т. Суть проекта в том, чтобы перенести последнюю стадию производства цемента ближе к потребителю. То есть завод производит клинкер (основная составляющая цемента), затем клинкер доставляется в терминал. Там к нему добавляют минеральные компоненты, и цемент готов. Поскольку транспортировать приходится только клинкер, значительно сокращаются издержки на транспортировку. Например, в Китае порядка 50% цемента производится на заводах, остальная часть - в терминалах.

По мнению Мининдустрии, до 51% акций терминалов должны быть у цементных заводов. Один завод инвестирует в один терминал, «пары» формируются по принципу географической близости. Кроме того, в состав учредителей терминалов войдут комбинаты индустриального строительства (эти институты тоже являются новацией проекта программы). Государственные институты развития со своей стороны готовы инвестировать в развитие сети клинкерно-цементных терминалов 22,5 млрд тенге до 2014 года.

Сама идея строительства терминалов хорошая, соглашается гендиректор Каспийской цементной корпорации. Но нуждается в более детальной проработке. С его точки зрения, мощности действующих и строящихся заводов не хватит для бесперебойной загрузки терминалов. Возникнет дефицит клинкера и, соответственно, его удорожание. Кроме того, в Алматы и Павлодарской области плечо транспортировки цемента не превышает 500 км, поэтому целесообразности строить в данных регионах терминалы в текущий момент, по мнению г-на Сайбулатова, нет.

Кто чей собственник

Из пяти давно действующих в РК заводов четыре полностью или частично принадлежат иностранным инвесторам. И только «Семейцемент» - казахстанским. Кроме того, казахстанцам принадлежит недавно введенный в эксплуатацию Almaty Cement Company. Собственники обоих отечественных заводов предпочитают себя не афишировать, как это часто бывает с казахстанскими инвесторами.

Иностранцы более прозрачны. По данным, почерпнутым в СМИ, а также полученным у самих компаний:

● АО «Бухтарминская цементная компания» принадлежит Heidelberg CementGroup (Германия) (доля неизвестна)

● Заводом «Централ Азия Цемент» владеет Steppe Cement Limited (Малайзия) (100%)

● АО «Шымкентцемент» находится в собственности Italy Cement Group (Италия) (свыше 90%)

● АО «Сас-Тобе цемент» - у компании БАЗЭЛ (Россия) (доля неизвестна).

Среди строящихся проектов есть как казахстанские, так и иностранные. Так, отечественная компания BI Group строит близ Астаны завод ¬ BI Cement. Действующее предприятие «Семейцемент» вкладывает деньги в строительство нового «Казахцемента». Французская Vicat Group инвестирует в «Жамбылцемент». Heidelberg CementGroup планирует построить завод около Актау («Каспий Цемент»).

Кроме того, некоторые казахстанские инвесторы владеют цементными активами за рубежом. Так, группа компаний «Каспийские ресурсы» (не путать с «Каспийской группой», в состав которой входит Каспийская цементная корпорация) владеет двумя заводами в России, одним в Кыргызстане и одним в Узбекистане.

Подготовлено аналитической службой медиахолдинга Business Resource


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии