Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Авиационная безопасность прежде всего

Фото : 26 апреля 2010, 11:36

Страшная авиакатастрофа под Смоленском, в результате которой погиб президент Польши Лех Качиньский и 87 членов правительственной делегации, потрясла весь мир. После того как люди немного оправились от шока, уверен, у каждого, кто привык летать, а не ездить поездом, в голове поселилась тревожная мысль: «Раз уж президентские самолеты падают, то что говорить о нас, простых смертных пассажирах?!»

Как быть нам, как чувствовать себя и о чем думать, собираясь в дальнюю дорогу? В надежных ли авиаруках находится наша судьба? Как оснащены наши аэродромы? Соответствуют ли они международным требованиям безопасности, и что конкретно предпринимается в целях авиационной безопасности авиапассажиров в нашей стране?

Напомню читателям «Мегаполиса»: президентский самолет Ту-154М потерпел катастрофу в субботу, 10 апреля, при заходе на посадку в Смоленске. В результате авиакатастрофы погибли президент Польши Лех Качиньский, его супруга Мария, другие высокопоставленные чиновники, офицеры и общественные деятели страны.

Уже совершенно точно известно, что оборудование и двигатели президентского Ту-154 до столкновения с землей находились в отличном рабочем состоянии, в воздухе на борту самолета пожара или взрывов не было. Специалисты полагают, что роковую ошибку мог допустить экипаж самолета. Несмотря на полученное предупреждение авиадиспетчера о плохой видимости в районе военного аэродрома «Северный» и рекомендацию «следовать на запасной аэродром», командир воздушного судна почему-то все равно принял решение садиться. Почему это произошло, пока для всех остается загадкой.

- Во время снижения по глиссаде в условиях сильного тумана пилоты вышли на взлетно-посадочную полосу, - рассказывает наш источник в Смоленске. - Однако при подлете экипаж определил, что самолет «не попадает в точку приземления». В этот момент командир корабля, возможно, и допустил ту роковую ошибку. Он включил форсаж, качнул самолет вправо и одновременно попытался набрать высоту с разворотом. В результате лайнер «просел», крылом зацепил макушки деревьев, после чего потерял управление и рухнул на землю...

По мнению следствия, если бы пилот, включив форсаж, начал просто набирать высоту по прямой, то были бы все шансы избежать столкновения с землей и спастись. Но этого, к великому сожалению, не произошло. А накануне вице-премьер России Сергей Иванов еще раз заявил, что «диспетчеры предупреждали пилотов о необходимости уходить на запасной аэродром, что подтверждается расшифровками переговоров».

Газета Dziennik опубликовала интервью с бывшим командиром президентского борта полковником Гжегожем Петручуком, который был отстранен от полетов после того, как в августе 2008 года отказался выполнять приказ Качиньского идти на посадку в Тбилиси во время бури и взял курс на Баку. В том рейсе, кстати, Аркадиуш Протасюк был вторым пилотом. По словам Петручука, летчиков, перевозящих VIP-персоны, учат не поддаваться прессингу со стороны важных пассажиров и действовать согласно инструкциям. «Каждый должен заниматься своим делом - пироги печь пирожник, а сапоги тачать сапожник», - заметил польский полковник. По этой аналогии самолетом должен управлять опытный пилот, а регулировать его движение в воздухе - не менее опытный авиадиспетчер. Почему летчик не прислушался к советам авиадиспетчера и не ушел на запасной аэродром, пока тоже остается загадкой.

ОТ ЧЕГО И ОТ КОГО ЗАВИСИТ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛёТОВ?

Ответ на конкретный вопрос пытаюсь найти в разговоре со специалистами авиации. Мнения разные, но практически все мои собеседники склоняются к одной классической формуле - решение заходить или не заходить на посадку в условиях плохой видимости какого-либо аэродрома должен принимать командир воздушного судна - и никто другой. Все остальные службы работают в режиме «рекомендаций и профессиональных советов».

Специалисты утверждают, что, находясь в 1,5 км от взлетно-посадочной полосы, «президентский самолет действительно предпринял резкое вертикальное снижение, в результате чего опустился ниже глиссады, начал заход с большим левым креном, игнорируя команды диспетчера держать высоту и горизонтальное положение. Облачность в районе аэродрома «Северный» была слишком низкой - от 100 до 400 м при допустимом для захода на посадку минимуме в 1000 метров. Столкновение с восьмиметровой березой произошло на расстоянии 1,2 км от полосы аэродрома. В этот момент самолет должен был находиться, как минимум, на высоте 60 метров. Страшной трагедии могло бы не произойти, если бы командир экипажа четко следовал профессиональным советам и указаниям авиадиспетчера и руководителя полетов».

Сложные метеоусловия и для наших аэродромов не редкость. То туман, то низкая облачность, то сильный боковой ветер… Прибывающим в аэропорты Астаны и Алматы лайнерам включая литерные руководители полетов тоже довольно часто предлагают отправиться на запасной аэродром. К примеру, самолет генерального секретаря ООН Пан Ги Муна недавно вместо Астаны приземлился в Караганде.

Отправлять самолеты на запасной аэродром не прихоть авиадиспетчеров и руководителя полетов, а жизненная необходимость. В их деле превыше всего - безопасность пассажиров и экипажа. Летчик генсека ООН принял совершенно правильное решение, уходя на запасной аэродром. Если он профессионал и четко дает оценку своим действиям, никто не может на него давить и тем более приказывать сажать самолет во что бы то ни стало.

САМОЛёТ-ЛАБОРАТОРИЯ UP-K3501

Итак, абсолютно все пассажиры хотят быть уверенными в квалифицированной работе пилотов, надежности самолёта и в том, что, когда воздушное судно поднимается в небо, за ним неустанно следят все наземные службы управления воздушным движением. Вернее, не просто следят, а именно управляют воздушным движением. А в этом им должна помогать высокоточная навигационная аппаратура радиотехнического обеспечения полёта. Надежно ли она работает? Ответить на этот вопрос как раз и может авиакомпания AirControl, которая является единственной в странах Центральной Азии, обладающей самой передовой системой лётных проверок. Именно эта система позволяет произвести проверку на точность и правильность функционирования всех наземных средств обеспечения полётов. Для этой работы авиакомпанией был приобретён в собственность самый современный автоматизированный цифровой лётно-испытательный комплекс AD-FIS-111 на базе самолёта Beech Super King Air B-350.

- Этот самолёт оснащен высокоточной аппаратурой для проведения измерений корректности работы абсолютно всех наземных навигационных систем, - рассказывает первый вице-президент АО «IJT-Aviation» Олег Лищук. - Поэтому мы и называем его «самолётом-лабораторией». Незаметная порой работа, которую выполняют наши ребята - летчики и операторы - оказывается очень важной и значительной для жизни каждого пассажира. Наша «небесная-лаборатория» курсирует по Казахстану, перелетает из аэропорта в аэропорт и выполняет свою важную работу - тестирует навигационную аппаратуру. Уже сделана работа в Астане, Семее, Усть-Каменогорске, Караганде, Павлодаре, Кокшетау, Петропавловске… На очереди другие аэропорты Казахстана. Проверить мы должны все восемнадцать.

Как стало известно, столичный аэропорт был сертифицирован по высшей категории (III-А) Международной организации гражданской авиации ИКАО еще в декабре 2007 года. Специалистами установлено и введено в эксплуатацию суперсовременное оборудование инструментальной системы посадки (ILS): радиолокатор обзора летного поля производства фирмы «Terma» и автоматизированный комплекс сопровождения и контроля движения по летному полю производства фирмы THALES. В 2008 году заменено оборудование ближних и дальних радиомаяков с обоих направлений посадки, произведена замена устаревшего радиомаяка РМА/РМД на радиомаяк DVOR/DME с высоким уровнем помехоустойчивости. В состав глиссадных радиомаяков включили дальномерное оборудование типа DME 415 французской фирмы THALES. Такая схема построения инструментальных систем посадки, как утверждают специалисты, полностью соответствует мировой практике.

- Пилоты даже в плохую погоду должны быть уверены на все сто процентов, что их самолеты приземлятся строго на центральную линию ВПП - вот это и есть та самая III-A категория посадки при нулевом метеоминимуме, - говорит Олег Лищук. - В августе прошлого года в Астане в столичном аэропорту была сделана калибровка и облет системы с обратным курсом. Все аэродромные системы работают в штатном режиме без каких-либо сбоев.

Казахстанский Super King Air В-350 - модернизированный вариант с увеличенной дальностью полета и улучшенной авионикой. Он оказался наиболее удачным для установки облетного комплекса, который состоит из двух мощных сверхпроизводительных компьютеров. Один работает в режиме on-line, со скоростью более 100 раз в секунду считывает все параметры с антенн (их установлено на самолете порядка 30-ти!) и передает их на второй - управляющий компьютер. Он готовит процедуры, управляет первым компьютером, обрабатывает информацию и выдает результаты в распечатанном виде - цветные графики, схемы можно увидеть прямо во время полета. Весь этот пакет - как результат работы комплекса - передается заказчику сразу после посадки.

В конце марта Super King Air B-350 вернулся из Кыргызстана, где выполнялись работы по лётным проверкам систем навигации и инструментальных систем посадки в аэропортах Бишкека и Оша.

- Ошский аэропорт находится в горном районе, и согласно установленных процедур заход на посадку осуществляется с территории Узбекистана, - продолжает Олег Лищук. - Было несколько сложно координировать работу в условиях полета вдоль границы двух государств, но благодаря слаженной работе наземных и авиаслужб все работы по настройке и лётной проверке этих систем были выполнены качественно и в короткие сроки. Недавно авиакомпания AirControl получила новые заказы из Армении и Азербайджана. Нам доверили выполнять лётные проверки наземных радиотехнических и светосигнальных систем в аэропортах Армении - Ереване и Гюмри. На очереди азербайджанские аэропорты Нахичевань и Гянджа. Эта работа планируется на конец мая, и мы приложим все усилия, чтобы выполнить свою миссию качественно и в срок, чтобы заказчики были уверены в функционировании своих наземных систем, а пассажиры летали спокойно и комфортно.

Владимир СЕВЕРНЫЙ


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии