Горячие новости
Читайте также

Современные городские казахи: сознание, ценности, установки

Фото : 27 апреля 2010, 15:07

Заседание Клуба Института политических решений на тему

«Современные городские казахи: сознание, ценности, установки»

Клуб Института политических решений (КИПР) провел 15 апреля очередное заседание, участники которого - философы, писатели, представители искусства и культуры, социологи и политологи, представители политических и неправительственных организаций, аналитики, журналисты-обозреватели - проанализировали проблемы современных городских казахов, их роль и миссию в контексте процесса национального строительства Казахстана.

Известно, что казахский этнос представлен сегодня двумя большими группами: городскими и сельскими казахами. Отличия между ними не только в географической плоскости, но и в культурной, языковой, информационной, экономической и социальной сферах.

Эксперты пытались найти ответы на вопросы: кто они - современные городские казахи? Носителями каких ценностей и установок являются? В чем их конкурентные преимущества, а в чем слабость? Насколько они консолидированы? Какова их роль в долгосрочном развитии страны?

Предлагаем Вашему вниманию интересные фрагменты высказываний участников заседания, озвученных в стенах КИПР.

Канат Кабдрахманов, писатель:

Так сложилась наша новейшая история, что мы, казахи, внутри себя разделились на две национальные группы: городских, в основном русскоязычных казахов, и казахов традиционалистского склада. Явление существует, с ним нужно разбираться и целенаправленно работать. Ценностные установки русскоязычных казахов претерпели и претерпевают, по мере трансформации сознания, связанного с переменой языка самовыражения, существенные изменения. Мы обречены постигать самостоятельно, что значат в жизни человека отношения с людьми и миром, что другими словами именуется жизненными ценностями.

Городские русскоязычные казахи, имеющие определенные достижения, - это личности, сотворившие сами себя. Self-made men. Индивидуалисты и нередко - эгоисты. Наша драма в том, что отдавая все силы на становление себя, укрепление себя, самообразование, профессионализацию, мы, своевременно не замечая того, невольно лишаемся богатства, которое принадлежало нам при рождении по естественному праву. Это связь со своим народом, связь со своими предками, укорененность на своей Родине. С нами происходит кажущаяся естественной космополитизация сознания. Событие и явление, которые в нашу информационную глобалистскую эпоху проявляют все больше положительных свойств, но событие и явление, которые в плане личной жизни могут привести многих из нас к непоправимой жизненной катастрофе. Потому что нельзя представлять на этом свете одного себя.

Наше счастье в том, что мы - народ генеалогической культуры. В каждой казахской семье имеется листок бумаги с изображением генеалогического древа семьи. Если смотреть на семейные генеалогические древа с дистанции, то они предстанут в виде нашей персонифицированной общенациональной истории. Осознавая гуманитарное значение собственной генеалогической линии, осознавая свое положение в истории своей семьи, я, как всякий индивидуум, могу прийти к осознанию значения моей жизни в жизни всего народа, ибо моя генеалогическая линия и есть по сути народ.

Я вижу нашу историческую роль в том, чтобы мы, сознательно совершая путь в народную жизнь, совершили тем самым качественное изменение народной жизни, изменение народного сознания. Делаясь органичной частью народа, мы не можем не изменять своим присутствием, своей активностью состояние всего народа. Мы - модерновая часть народа, и мы, народизируя свои разумы, модернизируем всю нашу действительность. Вот в этом наша историческая роль.

Рустем Кадыржанов, доктор философских наук, профессор:

Городской казах есть русифицированный казах, продукт имперской политики царской России, СССР, а также неоимперской политики современной России. Другой важнейший фактор феномена городского казаха и резкого культурного и цивилизационного разделения казахов на городских и сельских - номадическая культура казахов. Сформировавшиеся установки и ценности городских казахов: рациональное поведение; индивидуализм; стремление к образованию; стремление к карьере и личному успеху; ценность городской жизни (жизни в больших городах); широкий взгляд на общество и мир.

Модернизационная развитость казахов достигается за счет русификации. Проблема современных городских казахов в том, что они в силу сложившихся исторических, порой неблагоприятных обстоятельств, поставлены перед альтернативой, в которой противоположные варианты в нормальном обществе не противопоставлены, а едины, направлены в одно русло. Но, к сожалению, сейчас в Казахстане сложилась такая ситуация, что соовременный городской казах выбирает или идентичность - это казахский язык и казахская культура, или развитие - это предпочтение русскому языку и культуре. И так, альтернатива городского казаха: 1) казахская культура, казахский язык - национальная идентичность, 2) русская культура, русский язык - развитие. Отсюда возникает феномен городского казаха: нечеткая граница между казахами и русскими. Если сравнить ситуацию с коренным населением и русскими в СССР, то можно увидеть, что граница между коренной нацией и русскими в бывших советских республиках четко выражена. А граница между казахами и русскими в Казахстане размытая, граница же между городскими и сельскими казахами выражена, но не четко.

Что такое гражданская нация? Многие думают, что существующая в Казахстане нация, сложившаяся сейчас, - это гражданская нация, а казахи - это этническая нация. На самом деле мировой опыт говорит нам о другом. Что этническая нация ассимилирует, гомогенизирует все общество, состоящее из многих других этносов и создает нечто единое целое - это и есть гражданская нация. По этому пути и должен идти Казахстан. Казахский этнос должен ассимилировать все этносы в Казахстане и создать нацию. Например, самые руссифицированные из прибалтийских народов, латыши, сейчас начали ассмилировать русских. В национальном государстве это должно быть нормой. Я согласен, что в ближайшее время это невозможно, но это должно быть нормой и займет много времени.

Как городские казахи могут стать фактором национального строительства в Казахстане? Во-первых, через преодоление альтернативы «идентичность - развитие»; акцент на гражданское общество, а не на государство; поиск альтернативы доминированию русского языка и культуры; демократизацию политической системы.

Хочу обратить внимание на еще один момент: многие думают, что городские казахи - развитые, а сельские - неразвитые. Тут понятие развитости условное. Развитость городских казахов в их модернизированности в более западности, но означает ли модернизированность и западность развитость - это большой вопрос. Какой человек является внутренне счастливым? Тот человек, который чувствует свою идентичность, вот в этом плане тогда, к более развитым относятся сельские казахи. В более широком, в человеческом плане развит ли городской казах? Об этом надо задуматься.

Тимур Козырев, старший научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК:

Чтобы какие-либо коммерческие проекты были рентабельными, нужна как минимум несколько миллионная аудитория. Суть в том, что у нас в Казахстане такой аудитории просто физически нет, даже если не делить на городских и сельских. Отсюда ясно, что единстивенный выход - госзаказ, это государственное финансирование литературы, кино. То что есть «Ұлытау», «Музарт» - хорошо, но этого недостаточно, понятно всем. Поэтому нужна государственная поддержка национальной культуры, литературы и искусства.

Если говорить о роли городского казаха, то надо придерживаться идеи, высказанной в монографии «Шала қазақ», где ясно сказано, что нужно синтезировать позитивные стороны «шала қазақ» и «нағыз қазақ» и получить «жаңа қазақ».

О роли генеалогической культуры родства: это один из самых древних элементов номадической культуры, который сохранился и перенесся казахами до современных дней через все трудности и перепетии истории. Хотя материальная культура кочевых казахов ушла в небытие, политическая претерпела существенные изменения и неизбежна была ее модернизация к оседлости, уничтожившая все ее особенности, а вот генеалогическая культура родства осталась тем ядром, благодаря которому те же самые городские казахи не отрываются все-таки полностью от основного массива и это очень позитивный фактор. Если взять сегодняшнюю ситуацию, когда общество разделилось на два противоположных полюса - традиционалистов, в основной массе сельских казахов, и модернистов, состоящих из городских русских, европейского населения и городских казахов, между которыми образовалась такая социокультурная пропасть, которую, казалось бы, перейти невозможно. И если бы не существовало этой прослойки городских казахов, которая объединила эти два полюса, то угроза была бы очень большой. И опять же, эти городские обрусевшие казахи только потому будут играть роль связующего этих двух полюсов, что они приобщены к собственной генеалогической культуре и не отрываются полностью от основной массы казахов. Если бы не это, то цивилизационный шок, который претерпели все номадические народы в СССР, просто привел бы к полной утрате идентичности казахами.

...Хочу отметить, что нужен всеобщий проект, который бы не только никого не отталкивал, но наоборот - притягивал бы всех. По этому поводу хочу привести простой пример - это Украина, ХІХ век, Тарас Шевченко, поголовно сельский народ, отсутвие письменной культуры, язык, который никто не признает. Тем не менее Шевченко и кучка интеллегенции нащупывают струю и выдвигают новую идею - идею антикрепостничества, освобождение народа от крепостного права. И эта идея прозвучала на украинском языке, завершившись тем, что даже представители польского и русского дворянства примкнули к этому движению. Образовалась современная масса интеллигентов-сподвижников, развился литературный язык. Так же и в Казахстане на казахском языке должна прозвучать идея, объединяющая всех. Кто ее скажет, тот войдет в историю.

Мухтар Тайжан, Президент фонда Болатхана Тайжана:

Эта тема очень личная и эмоциональная особенно для меня, так как я тоже городской казах. Своя миссия у городских казахов есть, и вольно или невольно они ее выполняют. Феномен разделения этноса на сельских и городских присутствет во всех этносах. Я бы хотел обратить внимание на алжирцев: их городская часть была офранцужена настолько, что абсолютно не знала своего языка. Но они, не зная арабского, были готовы отдавать свои жизни за арабов, и воюя за независмость своей страны с французскими колонизаторами на войне в 1954-1962 годах, говорили между собой на французском языке. Известно, что на этой войне их полегло около 2 миллионов. Это очень показательно. Также мы знаем пример России, когда российская элита была полностью офранцужена, она не говорила по-русски - это считалось плохим тоном. Посмотрите, сейчас все в порядке.

Я бы не говорил об ассмиляции. Я лично не хочу никого ассмилировать, меня самого ассимилировали, и я знаю, что это такое. Никого заставлять говорить на казахском языке не нужно, нужно, чтобы граждане Казахстана знали государственный язык в той степени, в которой это необходимо для получения гражданства. Главное - нужно быть патриотом. Надо сделать акцент на патриотизм. Если русский - патриот, то он в полной мере казахстанец. Мы знаем многих наших русских сограждан, которые служат для укрепления суверенитета, но есть еще и такие казахи, которые ничего не делают для своей страны.

В процентном соотношении от своего тела в ХХ веке больше других народов пострадали именно казахи, в 30-х годах ХХ века, кроме того, они были лишены традиционного образа жизни, и к 80 годам - все знаем, какая была плачевная ситуация с национальной идентичностью, с казахами вообще, но буквально за 20 лет из этого пня начали произрастать свежие ростки. И поэтому проблема языка, мне кажется, касается только тех, кому за 35 лет, а уже 20-летние современники казахи прекрасно говорят на казахском языке. По-моему, эта проблема наша - 35-летних и старше. Поэтому своим чередом проблема казахского языка встанет на свое место. Кроме того, ведь и наши казахстанские русские оказахиваются, ведь они совсем другие, чем их сородичи в России. Те, кто уезжает, говорят о том, что их там не принимают, и они возвращаютя, поэтому сближение идет естественное. И проблемы рождаются только тогда, когда вмешивается политика - как с «Доктриной», но в целом сближение казахстанцев как процесс идет спокойно. В заключение хочу сказать, что основной платформой для нас, всех казахстанцев, и казахов, и городских, и сельских, и русских, и др. этносов должен быть патриотизм, потому что все, что происходит у нас в стране, касается всех и отражается на всех нас. И хочу обратить внимание на высказывания в СМИ по поводу патриотизма - они оскорбительны, и в нашей стране слово «патриотизм» обретает смысл зазорности, тогда как в любой другой стране он ассоцируется с гордостью. Все это - следствия нашей низкой политической культуры. Я предлагаю прекратить оскорблять друг друга в СМИ, повысить культуру диалога, политическую культуру, начать движение навстречу друг другу, прекратить конфронтационные действия и со стороны русскоязычных, и со стороны казахскоязчных.

Аскар Елемесов, Тройка Диалог Казахстан:

Я не совсем согласен с мнением г-на Кадыржанова о том, что роль городских казахов в нациестроительстве отрицательная. Их миссия в этом деле, по-моему, связана с их возможностями и способностями. А именно основная роль городских казахов лежит в институциональном развитии нашей страны.

Бакыт Туменова, ОФ Аман-Саулык:

Когда говорили, что есть городские казахи, сельские казахи и казахи-мигранты внутренние, т.е. те, кто недавно переехал в города из сел, то к этому я добавила бы и четвертую группу казахов - иммигрантов внешних, оралманов. Их количество растет, и это тоже важная прослойка общества, с которой не считаться нельзя. Об этом надо помнить. И это тоже большая проблема.

Возвращение городских казахов к своим корням через язык должно происходить от самой личности. И несмотря на то, что городские казахи имеют все - и образование, и карьеру, и материальное благополучие, все равно есть у них какая-то ущербность, связанная с пониманием того, что много чего недополучил. И вот это внутреннее понимание движет городскими казахами в возвращении к своим истокам, родному языку. И именно это понимание дает мне, городской казашке, чувствовать себя внутри своей нации. Городские казахи как более модерновая, более осовремененная часть нации должна взять на себя миссию возрождения национальных ценностей, и пора также ставить перед собой сложные вопросы и решать их, не давая возможность некоторым силам использовать этот барьер для все большего раздробления казахов. Человек, который более образован и более умен, делает первый шаг, и первым шагом должно быть изучение языка и национальных ценностей и традиции своего народа. И шаг этот первый должны сделать городские казахи. И надо начинать с себя, и не надо во всем надеяться на государство.

Дина Ешпанова, кандидат философских наук, социолог:

Мы должны выявить, кто является носителем инновационного развития. Это и городские, и сельские казахи. Инновационно-реформаторский потенциал состоит из трех компонентов: первый реформаторский компонент составляет элита, это в основном городские казахи. Реформаторский потенциал создает правила игры развития, модернизации общества. Второй компонент - социально-инновационный потенциал. Это тот средний слой, который использует возможности, данные ему реформой, и в свою очередь разивает их. Это прежде всего бизнесмены, предприниматели, а затем врачи, учителя, деятели культуры. Значение этого слоя заключается в том, что он не только осуществляет реформы, воплощает и реализует их, но и изменяет и корректирует, создает гражданское общество. И третий компонент - адаптационный. Это обычные социальные слои, такие как служащие, сельское, городское население, массовая интеллегенция. Кажется, что значение этого слоя незначительно, но такое мнение обманчиво, потому что в зависимости от поведения и от тех условий, которые создаются для этого слоя, зависит протекание и успешность и ускоренность реформ.

И еще один важный момент связан с инновационой личностью. Потому что для казахстанского общества создание инновационной личности имеет большое значение. Нисколько не умаляя традионных ценностей, надо мотивировать людей к уважению либерально-демократических ценностей. В этом должна быть сильная мотивация.

Жанат Бердалина, Президент КPMG Казахстане и странах Центральной Азии:

Мы, т.е те, кому около 40 лет, живущие в городе, явились продуктом этой проблемы, проблемы городских казахов. Почему я так говорю: наши родители все владеют казахским языком, наших детей мы, по крайней мере многие из нас, отдали в казахские школы, чтобы они не пережили то, что сейчас переживаем мы. Мои дети, например, закончили казахские школы, обучались за рубежом, там они казахи, все собираются и говорят на родном языке, и это уже не исключение, а правило. Если перейти к нам, шестидесятникам, то я считаю не так, как привел спикер Кадыржанов: у нас нет проблемы с идентификацией. Ведь большинство из нас, здесь сидящих, давно уже решили для себя остаться здесь, и никто не собирается отсюда уезжать, потому что мы идентифицируем себя с Казахстаном, с казахским этносом. Несмотря на то, что язык общения городских казахов русский, они не идентифицируют себя с русскими, и это не значит, что язык выражает нашу ментальность. У нас у всех сохранилась казахская ментальность. Так же как, например, вы говорили о русских в Казахстане, которые отличаюся от русских в России, они (казахстанские русские) - совершенно другая «народность».

У нас, у городских казахов, сознание есть, ценности есть, если мы что-то упустили, подзабыли, то еще живы, здоровы наши родители, можем это восполнить, а установка очень простая: изучить свой язык, начать с себя.

Для меня есть городской казах со знаком плюс и со знаком минус. Городской казах со знаком минус - это тот, который еще ходит со своим комплексом и не решается учить казахский язык, а со знаком плюс - те, кто смог объединить эти два противоположных полюса как идентификация и развитие. Они уже определились со своей идентификацией и разобрались с недостатками в развити, то есть четко определили, что им не хватает знаний казахского языка в развитии. Ведь у нас очень много умных городских казахов со знаком плюс, которые и в правительстве сидят, и руководят бизнесом. О более высоких задачах я сейчас не стала бы говорить, потому что сейчас должны справиться с этой простой установкой на изучение родного языка на нашем личном или семейном уровнях. Если мы сейчас не будем примером для наших детей и внуков, то о какой такой национальной, высокой идее может идти речь? Из личного опыта: когда я обратилась к своему служащему впервые на казахском языке и попросила впредь разговаривать со мной только на родном, то я заметила что впервые за 15 лет мы стали с ним ближе, и я увидела в его глазах совершенно новое для меня выражение, выражение понимания и поддержки. Пусть это примут во внимание социологи. Поэтому язык многое значит для интеграции. Сначала всех казахов надо поставить на одну и ту же языковую плоскость, а потом уже говорить о высоких вещах.

Арман Касенов, PR-специалист:

На каких условиях мы будем интегрировать городских и сельских казахов? Все качества городских казахов, перечисленные спикером Кадыржановым, - это показатели конкурентоспособности казахов, их умения адаптироваться к сложившейся ситуации. Поэтому основная масса городских казахов в советскую эпоху чтобы выжить выучила русский и стала говорить на нем без акцента. Но с развалом Советского Союза все эти критерии конкурентоспособности перестали работать, Россия стала отдельным государством, Казахстан - отдельным. Теперь встает вопрос: на каких условиях интегрироваться и как быть конкурентоспособными городским казахам. Тут уже многие стали понимать: если они не знают казахский язык, то в глобальном плане они становятся неконкурентоспособными. Если интегрироваться на базе казахского ядра, то это невозможно в силу того, что его просто надо поднимать, и культура, и литература казахская сейчас не конкурентоспособны в силу многих обстоятельств. Мне кажется, что сейчас для нас на этом этапе национальной идеей, которая и будет интегрировать все слои общества, должна стать идея изучения казахского языка. То есть изучение казахского языка - это национальный проект для всех нас. И он есть самый инклюзивный проект, т.е. он не отталкивает ни городских казахов, ни казахскоговорящих, ни русских, ни узбеков и ни одного представителя этносов, сейчас проживающих в Казахстане.

Ерлан Смайлов, модератор КИПР:

Подводя итоги, можно сказать, что городской казах более индивидуален, рационален. Его ценности больше отвечают современным вызовам модернизации и глобализации, и с точки зрения профессиональных навыков они, или мы, более приспособлены к условиям современности, модернизированы. Их роль заключается в институционализации казахстанского общества, они должны выступить, с одной стороны, инициаторами реформ и, с другой стороны, их реализаторами и организаторами инфраструктуры изменений. Миссия городских казахов заключается в активном участии в процессе развития страны и модернизации ее экономики, культуры, в формировании современной инновационной личности.

Сегодня нельзя сказать, что энергия этой страты эффективно расходуется на эти цели.

И нам важно понять, что мешает и чего не хватает для этого. В этом вопросе мнения экспертов сошлись - не хватает знаний о своей культуре, которые возможно будет получить только через знание и понимание родного языка. При восстановлении этих духовных составляющих личности современного городского казаха можно будет говорить о нем как о представителе движущей, созидательной силы общества, служащем для сближения всех его слоев и консолидации самих казахов - русскоязычных и казахскоязычных.

И хотелось бы отметить: есть позитивные примеры - например, проект «Кобланды наизусть» по изучению казахского языка. Гражданская инициатива, реализованная без помощи государства и финансовых структур.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии