Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Крупнейший оператор страны «КазТрансОйл» модернизирует нефтепроводы

Фото : 29 апреля 2010, 10:22

 «Индустриальное развитие - это наш шанс в новом десятилетии, новые возможности для страны», - четко обозначил Нурсултан Назарбаев в своем Послании народу Казахстана. Интенсивный рост промышленного производства всегда дает сильнейший мультипликативный эффект, активизируя и тем самым развивая практически все другие непроизводственные, малодоходные, но социально очень важные сферы деятельности государства. В Казахстане объемы добычи нефти - традиционно главный показатель отраслевого развития, а объемы транспортируемой нефти - основной показатель доходности, что вкупе обеспечивает благополучие страны в целом. АО «КазТрансОйл» как крупнейший оператор нефтетранспортной системы республики приоритетом своей деятельности ставит оперативную и бесперебойную транспортировку нефти потребителям. Как будет решаться главная задача компании? Насколько загружены нефтяные магистрали страны? Что необходимо сделать для улучшения эффективности компании? На эти и другие вопросы «КП» отвечает генеральный директор АО «КазТрансОйл» Нурбол СУЛТАН.

- Нурбол Сарыбаевич, казахстанская система магистральных нефтепроводов весьма протяженная, при этом большая часть трубопроводов была спроектирована и построена еще в советские времена. А ведь эффективность процесса транспортировки в первую очередь зависит от состояния фонда эксплуатационных трубопроводов. Какова на сегодня ситуация с технической поддержкой нефтепроводных магистралей у КТО?

- Для АО «КазТрансОйл» вопросы технического обслуживания и развития собственной системы магистральных трубопроводов являются определяющими. С момента создания в 1997 году компания поставила перед собой несколько приоритетных задач, и одна из них - повышение надежности и обеспечение безаварийной работы трубопроводов. В построенную в конце 70-х и в начале 80-х годов прошлого века магистральную систему заложен значительный запас прочности.

Тем не менее практика показывает, что по истечении 10-15 лет эксплуатации магистральных нефтепроводов, вследствие их физического износа и естественного старения, возможен рост отказов и аварий. Однако «КазТрансОйл», несмотря на ежегодное увеличение объемов транспортировки нефти, обеспечивает стабильность функционирования собственной системы магистральных нефтепроводов. Это достигается благодаря внедрению прогрессивных методов диагностики, новых эффективных автоматизированных систем контроля и управления, проведению планово-предупредительных и ремонтных работ.

В соответствии со стратегическими целями компании в конце 2009 года мы разработали детальный мастер-план на среднесрочную перспективу. В настоящее время на его основе производственный блок компании разрабатывает программу по техническому перевооружению производственных объектов - нефтепроводов и водоводов с учетом внедрения энергосберегающих технологий и других инноваций, повышающих производительность и надежность основного технологического оборудования и установок.

Судите сами - на балансе КТО сегодня состоят и эксплуатируются 7 465 километров магистральных трубопроводов. В их числе - 5 309 километров нефтепроводов и 2 154 километра водоводов, резервуарный парк объемом 1 миллион 353 тысячи кубометров, 34 нефтеперекачивающих станций (НПС) и другие важные производственные объекты. При этом все объекты распределены по огромной территории Казахстана, порой на значительных расстояниях друг от друга. И для эффективного управления этой огромной системой необходимо, чтобы все объекты работали как швейцарские часы - без сбоев.

Современное предприятие невозможно представить без систем автоматического контроля и управления. Поэтому в свое время мы провели огромную работу по внедрению автоматизированных систем управления, в частности, SCADA (система диспетчерского контроля и управления), промышленной безопасности, линейной телемеханики нефтепроводов и другие. КТО стал первой казахстанской компанией, кто внедрил SCADA на своих объектах. Причем наша система стала одной из крупнейших в мире.

Из-за больших расстояний между нашими объектами ее пришлось внедрять в два этапа. В рамках первого, в 2001-2006 годах, система охватила 33 объекта, в числе которых - 23 НПС и станции подогрева нефти, 10 региональных, центральных диспетчерских пунктов и главное диспетчерское управление, расположенное в Астане.

В рамках второго этапа, в 2007-2009 годах, SCADA внедрена на пяти НПС и двух региональных диспетчерских пунктах. В ближайшие два года, 2010-2011, мы планируем внедрить эту систему еще на четыре НПС. Благодаря проведенным работам нам удалось не только значительно увеличить надежность и безаварийность эксплуатации нефтепроводов, но и в разы повысить эффективность производственно-экономической деятельности.

Качественное управление предприятиями предполагает учет и контроль использования имеющихся активов. Одним из универсальных свойств, присущих большинству материальных активов, является их пространственная локализация - будь то граница лицензионного участка, трасса прохождения трубопровода, положение скважин, перерабатывающих заводов, заправок и других объектов инфраструктуры. Пространственный подход к хранению, анализу и отображению информации обеспечивает Корпоративная геоинформационная система магистральных трубопроводов (КГИС). Эта система принята в промышленную эксплуатацию «КазТрансОйл» в 2005 году и визуализирует данные об объектах на цифровой карте. В том же году на международной конференции пользователей программных продуктов КГИС АО «КазТрансОйл» была удостоена звания «Проект года в СНГ».

Эффективность автоматизированных систем обеспечивается во многом благодаря волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС). За восемь лет компания проложила вдоль своих производственных объектов 3 810 километров ВОЛС, осуществив тем самым крупнейший в Казахстане ведомственный телекоммуникационный проект. Сегодня высокотехнологичные линии связи соединяют между собой девять нефтепроводных управлений, 41 НПС, свыше 200 линейных пунктов.

- Внедрение современных и дорогостоящих автоматизированных систем управления, судя по ежегодным итогам деятельности КТО, не прошло даром. Все 13 лет деятельности компания стабильно наращивала объемы транспортировки нефти и грузооборот. Даже в период кризиса. Что этому способствовало - накопленный опыт или новые механизмы управления?

- Основные показатели нашей деятельности напрямую зависят от объемов добычи нефти ресурсовладельцами. Наша страна даже в период кризиса не снизила объемов производства. Более того, по последним прогнозам, Казахстан планирует последовательно их увеличивать. А обретающие все более четкие очертания проекты по освоению казахстанского сектора Каспийского моря ставят новые задачи перед трубопроводной системой транспортировки. Для достижения поставленных государством целей необходимо развитие мощностей действующих нефтепроводов и создание новой транспортной инфраструктуры.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем Послании, определяя политику индустриализации страны, особый акцент сделал на инновационном развитии. В этом плане я подчеркну, что стратегия развития АО «КазТрансОйл» представляет собой систему целей, направленных на получение и внедрение новых технических решений, обеспечивающих повышение эффективности, надежности, технического уровня и промышленной безопасности, создание и освоение новых технологий и техники в трубопроводном транспорте нефти и воды. И чтобы воплотить в реальность все задуманное, сегодня мы ведем активную работу по реализации масштабных проектов и техническому перевооружению компании.

- В прошлом году «КазТрансОйл» запустил в эксплуатацию нефтепровод Кенкияк - Кумколь, тем самым завершив создание трубопровода Казахстан - Китай. Событие, несомненно, очень важное для экономики страны и дальнейшего развития двусторонних отношений Казахстана и Китая. Сейчас новая ветка работает вполовину проектной мощности, до 10 миллионов тонн в год. Когда же экспортный трубопровод начнет перекачивать до 20 миллионов в год?

- Да, в октябре прошлого года ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод», созданное АО «КазТрансОйл» на паритетных началах с китайскими партнерами, реализовало крупный инвестиционный проект - строительство и ввод в эксплуатацию нефтепровода Кенкияк - Кумколь. Тем самым мы завершили создание единой системы магистральных нефтепроводов Атырау - Кенкияк - Кумколь - Каракоин - Атасу - Алашанькоу (нефтепровод Казахстан - Китай), обеспечивающей экспортное направление Казахстан - Китай. Совместно с китайскими партнерами планируем увеличить пропускную способность нефтепровода Казахстан - Китай и запустить нефтепровод на полную мощность с 2013 года.

Говоря о наших крупных проектах, я бы хотел остановиться на развитии экспортного маршрута казахстанской нефти Атырау - Самара. В 2009 году мы разработали технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта по расширению его пропускной способности до 25 миллионов тонн в год. Результаты ТЭО показали, что данный маршрут является очень интересным и экономически привлекательным как для нефтяных компаний, добывающих и планирующих добывать легкую нефть в республике, так и для двух трубопроводных операторов Казахстана и России. В конце прошлого года презентовали результаты ТЭО казахстанским нефтяным компаниям, и при наличии интереса и предоставления гарантий по транспортировке нефти с их стороны готовы приступить к реализации проекта.

Другим крупным инвестиционным проектом, по которому наша компания обеспечила в 2009 году разработку ТЭО, является строительство нефтепровода Ескене - Курык. Полномочия по его реализации находятся в ведении ТОО «КМГ-Транскаспий». Обладая бесценным потенциалом и опытом в организации проектирования и строительства нефтетранспортных активов, «КазТрансОйл» готов принять самое непосредственное участие в развитии данного проекта.

- Помимо реализации масштабных проектов, компания проводит работу по техническому перевооружению. Каков экономический эффект?

- Процесс транспортировки нефти требует мониторинга за состоянием нефтепроводов и производственными объектами, оперативного управления технологическим оборудованием. В КТО на постоянной основе проводятся высокотехнологичные работы по внутритрубной диагностике, результаты которых обрабатываются автоматизированной системой контроля и управлением технического состояния (АСКиУТСиР) и программным комплексом по расчету оптимальных технологических режимов транспортировки нефти по магистральным нефтепроводам OilSmartControl. Эти программные комплексы помогли производственным подразделениям КТО значительно снизить количество отказов в работе технологического оборудования нефтепроводов.

В феврале прошлого года в АО разработана Программа по управлению затратами, рассчитанная на 2010-2014 годы. В рамках данного документа в компании начата работа по внедрению энерго- и ресурсосберегающих технологий. В их числе - система АСКУЭ (автоматизированная система контроля и учета электроэнергии). В целом мы ожидаем от внедрения данного проекта экономию до 10% от общего потребляемого объема электроэнергии, или порядка 40 миллионов квт/час в год.

- Недавно в Мажилисе Парламента приняты поправки по вопросам усиления госконтроля в сфере оборота нефти и нефтепродуктов. Закон нацелен на ужесточение наказания за незаконные врезки в трубопроводы. На сегодня существует немало современных и хорошо зарекомендовавших себя автоматизированных систем охраны нефтепроводов. Скажите, неужели эта автоматика не спасает от незаконных врезок?

- Актуальный вопрос, особенно если учесть, сколько средств компания ежегодно затрачивает на охрану нефтепроводов и оснащение новейшими системами защиты от несанкционированных врезок. Но без этих мер наши потери были бы просто удручающими. Последний пример - в декабре 2009 года в рамках пилотного проекта мы внедрили систему охраны QinetiQ Optasense на одном из самых криминогенных по числу врезок нефтепроводе Жанажол - Кенкияк (Актюбинская область). Система основана на методе акустического мониторинга несанкционированных вторжений в охранную зону нефтепровода с использованием волоконно-оптического кабеля связи и позволяет проводить круглосуточный мониторинг в режиме реального времени. Возможно, 3,5 месяца - небольшой срок для каких-либо серьезных выводов, однако в 2008 году за аналогичный период уже были совершены три врезки, в 2009-м - пять. Всего в 2008-м году на этом нефтепроводе было зафиксировано 11 врезок, в 2009 - 10.

QinetiQ Optasense позволяет предупредить несанкционированные врезки в нефтепровод и тем самым повысить экологическую и промышленную безопасность производства. В текущем году мы планируем внедрить эту систему на магистральных нефтепроводах, проходящих по территории Мангистауской и Южно-Казахстанской областей. В феврале текущего года в Актюбинской области были проведены испытания и работы по монтажу сигнализационного комплекса «Радиобарьер». В настоящее время система эксплуатируется в тестовом режиме.

Но одними техническими и охранными средствами нам незаконные врезки не остановить. Потому что, как показал анализ подобных фактов, воровство нефти из трубопроводов уже превратилось в организованный преступный бизнес. Тому способствует деятельность частных предприятий по приему и переработке сырой нефти, в частности нефтяных терминалов и незаконно действующих мини-заводов. А с такой организованной преступностью нам без поддержки государства не справиться.

Принятие ужесточающих поправок в закон на практике приведет к уменьшению числа правонарушений в сфере оборота нефти и нефтепродуктов, в том числе таких стратегически важных объектов, как магистральные нефтепроводы.

- Одним из главных показателей успешной деятельности компании является ее природоохранная деятельность. Какую работу проводит КТО по внедрению экосберегающих технологий?

- Специально для этих целей в компании была разработана и действует комплексная экологическая программа (КЭП). Изначально программный документ был разработан на 2007-2010 годы и включает огромный комплекс природоохранных мероприятий, которые, во-первых, направлены на сбережение природных ресурсов Казахстана и минимизацию экологического вреда, а во-вторых, снижают затраты компании. И результаты деятельности КЭПа налицо - несмотря на ежегодный рост объемов транспортировки нефти и ввод в эксплуатацию новых производственных объектов, фактические объемы выбросов от их деятельности остаются ниже установленного норматива.

В 2009 году мы приступили к разработке комплексной экологической программы на период 2010-2014 годы. Помимо основных природоохранных мероприятий одним из новых пунктов программы будет реализация механизмов Киотского протокола по управлению выбросами парниковых газов. Несмотря на то что процесс транспортировки нефти не оказывает значительного воздействия на окружающую среду, только в случае внештатных ситуаций, у нас есть источники выбросов парниковых газов. Новая экологическая программа предполагает проведение ежегодной инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и впоследствии - разработку соответствующих мероприятий по их сокращению.

АО «КазТрансОйл» развивается в соответствии с потребностями нефтегазового комплекса нашей страны в экспорте и транспортировке нефти на внутренний рынок. На фоне всевозрастающего мирового спроса на энергоисточники и роста объемов добычи нефти в Казахстане, исправная транспортировка углеводородов приобретает все большую актуальность, и, несомненно, является важной составляющей геополитического фактора стабильного развития страны. Проводя системную работу по развитию и модернизации собственной системы магистральных нефтепроводов, АО «КазТрансОйл» тем самым подтверждает реноме компании как важнейшего элемента экономической стабильности государства.

Алия РАХИМОВА


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии