Горячие новости
Читайте также

Последствия кыргызской смены власти расходятся, как круги по воде, порождая новые события

Фото : 29 апреля 2010, 14:52

Последствия кыргызской смены власти расходятся, как круги по воде, порождая новые события. Вообще, возникла интересная ситуация. На постсоветском пространстве многие страны экспортируют сырье. Немногие пытаются экспортировать инновации. Но лишь Кыргызстан специализируется на экспорте своих президентов.

 И в то время как министерства иностранных дел России и Казахстана отрицают факт давления на Бакиева, которого якобы заставили написать заявление об отставке, семья еще одного экс-президента Кыргызстана - Аскара Акаева не исключила своего возвращения в страну. По крайней мере, об этом заявила Бермет Акаева, которая в свое время уже пыталась это сделать после прихода к власти Курманбека Бакиева. И если она снова решится нырнуть в политическую жизнь Кыргызстана, то ее появление внесет явную сумятицу в стане оппозиции в преддверии парламентских и президентских выборов.

У политологов то, что сейчас происходит в соседней республике, вызывает повышенный интерес. Главный вопрос звучит так: «Может ли политический хаос породить новый порядок?» Образно говоря, Кыргызстан сейчас напоминает лабораторию, где пытаются создать новую легитимную политическую модель управления. Здесь много «химических» взрывоопасных веществ. И неправильное перемешивание их способно вызвать очередной взрыв. Тогда вместо одного большого Наполеона может появиться куча маленьких наполеончиков, которые загонят страну в тупик. Но в случае успеха в Центральной Азии появится первая форма правления с доминирующей ролью парламента. Хотя, если внимательно изучить проект новой Конституции, который был представлен для обсуждения временным правительством и, возможно, будет еще изменен, то речь все-таки пока не идет о классической парламентской республике, как об этом заявляли некоторые оппозиционные лидеры. У парламента, который будет формироваться по пропорциональной системе, действительно больше полномочий и влияния. В частности, речь идет о формировании правительства победившей партией или партийной коалицией. Но при этом Конституция сохраняет президентские выборы, а это, с точки зрения традиционной классификации, скорее говорит о создании парламентско-президентской системы, так как глава государства получает независимый от парламента мандат доверия со стороны населения. Можно согласиться с тем, что из него пытаются сделать скорее номинальную фигуру, некоего политического арбитра. Но, как показывает мировая практика, в условиях отсутствия стабильного равновесия политических сил роль арбитра обычно возрастает. Кстати, в том же проекте Конституции в случае, если по результатам выборов ни одна из политических партий не получит более половины депутатских мандатов, президент предлагает одной из фракций в течение 5 рабочих дней выдвинуть кандидатуру на должность премьер-министра путем формирования парламентского большинства. Получается, что президент сам выбирает одного игрока из множества. И этот сценарий - один из наиболее вероятных в случае проведения парламентских выборов, ведь, несмотря на 5-процентный избирательный порог, количество прошедших в парламент партий может быть значительным. Хорошо, если процесс формирования правительства пойдет быстрее, что кардинально важно в условиях катастрофической ситуации с экономикой. В противном случае может начаться «итальянский синдром», когда в течение длительного времени ни одна из партий не сможет создать правящую коалицию.

Досым САТПАЕВ, политолог


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии