ПРООН хочет возродить в Казахстане пчеловодство

1 мая 2010, 10:48
Фото:

ПРООН хочет возродить в Казахстане пчеловодство.

В последнее время среди чиновников становится модным «ставить отечественный бизнес на ноги». Этим уже несколько лет увлеченно занимаются правительство и депутаты, а сейчас за МСБ взялись еще и в ПРООН. Они предлагают бизнесу новый проект и обещают, что его участники не только встанут на ноги, но и смогут убить двух зайцев. Сами предприниматели относятся к этому скептически, но на всякий случай идею поддержали.

Нынче в стране реализуется множество проектов и выделяются внушительные суммы на поддержку МСБ. Свой вариант создания в стране устойчивого бизнеса предлагает и ПРООН. «Такие проекты можно использовать, например, в пчеловодстве. Мы собираемся поехать в Восточно-Казахстанскую область, чтобы познакомиться с местными пасечниками», - говорит «&» координатор проектов ПРООН Ботагоз Буралкиева.

Сегодня в ВКО насчитывается от 3 тыс. до 5 тыс. пчеловодов, которые производят 2,5 тыс. т меда в год. Между тем еще несколько лет назад область выдавала до 25-30 тыс. т. Однако высокая себестоимость и отсутствие сбыта привели к сокращению пчелосемей. «В такой ситуации пчеловоды могли бы сдавать свою продукцию крупным компаниям «Пчелоцентр», «Кызылмай», «Пчелоцентр Айтас», «Пчелка Мая». Это позволит людям выстроить устойчивый бизнес и получать стабильный доход», - поясняет г-жа Буралкиева.

Подобную схему предлагается применять и молочникам, ведь 90% молока в республике производится на мелких хозяйствах. «На юге, - продолжает перечислять г-жа Буралкиева, - очень много шерсти, и она никуда не используется, ее просто сжигают. А ведь можно создать цепочку, перерабатывать шерсть и продавать за рубеж. Там из нее ткут ковры».

Еще одна схема действует в обратном направлении: крупные оптомаркеты поставляют в небольшие магазины, которые обычно находятся в подъездах домов, продукцию под своей маркой. «Оптомаркет будет не только завозить свою продукцию, но и обеспечит магазин фискальным оборудованием, облагородит внешний вид. Это в интересах поставщиков: магазинчики начнут работать легально и расширят ассортимент», - говорит г-жа Буралкиева. Таким образом, планирует работать сеть оптомаркета «Арзан» в Алматы, у которой есть точки в четырех районах города.

В целом подобных схем взаимодействия бизнеса может быть много, поэтому сейчас рассматривается вопрос о создании торгового союза, который регулировал бы эти отношения. «Здесь мы выступаем в качестве посредников, находим бизнес-проекты и партнеров, помогаем заключить договоры. Сейчас проект создания торгового союза находится в нашем головном офисе в Братиславе, если его утвердят, союз может заработать уже в июне-июле», - поясняет координатор проектов ПРООН.

Предприниматели относятся к этому проекту довольно скептически. «Бизнес пока не готов, но нужно объяснять преимущества. Если магазинчик зарабатывал в месяц 300 тыс. тенге, а проект поможет ему выручить 1 млн, то все поймут, почему это выгодно», - говорит «&» председатель Форума предпринимателей Казахстана Раимбек Баталов. Создание торгового союза позволит убить двух зайцев, считает он. С одной стороны, потребитель получит качественный товар в хорошем ассортименте, с другой - бизнес сможет расширить рынки сбыта и зарабатывать больше.

А государство со своей стороны могло бы помочь сокращением разрешительных процедур. «Мы провели мониторинг и подсчитали: чтобы открыть небольшой магазинчик, требуется порядка 800 дней и 140 оригиналов документов», - возмущается г-н Баталов. Есть у бизнеса, занятого в сфере торговли, и внутренние резервы, отмечает собеседник. Они заключаются в повышении профессионального уровня кадров (кладовщиков, фасовщиков и т.д.) и выстраивании грамотного менеджмента. «За границей в маленьких магазинчиках стоит только касса, витрин нет, товар размещен в емкостях типа корзин, клиент сам ходит и выбирает. А у нас сплошные прилавки, площадь используется неэффективно. С торговой площади можно получать прибыли в два раза больше», - рассказывает предприниматель. По его мнению, создание торгового союза не решит проблемы бизнеса за один день, но сидеть сложа руки нельзя - данный проект нужно прорабатывать.

Справка:

Проект ПРООН по развитию инклюзивных рынков реализован более чем в 15 странах мира. Сейчас параллельно с Казахстаном проект реализуется в четырех странах региона Восточной Европы и СНГ: Боснии и Герцоговине, Турции, Косово и Узбекистане. Проект рассчитан на три года. Его бюджет - $1,428 млн.

Джамиля Каримова


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?