Наследие Казахстана - Литве. Вслед за Казахстаном Литва начнет председательство в ОБСЕ

4 августа 2010, 10:20
Фото:

В следующем году Литва станет председателем в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Этот тяжелый, но почетный статус наша страна перенимает у Казахстана, который подводит первые промежуточные итоги своего председательства. Действующий председатель ОБСЕ, государственный секретарь - министр иностранных дел РК Канат САУДАБАЕВ в рамках проекта «Большой разговор», организованного информационным центром «Казахстан медиа», рассказал «Литовскому курьеру» о том, что уже сделано в укреплении безопасности в Европе и что предстоит делать Литве.

- Насколько тесное сотрудничество по линии ОБСЕ в настоящий момент можно наблюдать между Казахстаном и Литвой - действующим и будущим председателями?

- В рамках председательства нами осуществляется плодотворное взаимодействие с нашими литовскими друзьями, включая совместное участие представителей обеих стран в мероприятиях по линии ОБСЕ, проработку совместных инициатив по дипломатическим каналам и в ходе непосредственных контактов, а также консультации по актуальным вопросам деятельности Организации.

В ходе состоявшегося в апреле традиционного тура действующего председателя ОБСЕ по странам Восточной Европы, по договоренности с литовской стороной, в состав делегации была включена советник премьер-министра Литовской Республики по внешнеполитическим вопросам Л. Закаревичене.

В плане общеполитического взаимодействия мы поддержали ряд инициатив литовской стороны, в частности по проведению в Вильнюсе международной конференции по вопросам Приднестровского урегулирования, по участию Казахстана в некоторых проектах, включая «ОБСЕ-Интерпол: поддержка деятельности Интерпола в Кыргызстане и Таджикистане», а также по организации в течение 2010 года поездки в Казахстан делегации представителей литовского OSCE Task Force для изучения опыта председательства и обсуждения путей обеспечения преемственности.

В вопросах экономического сотрудничества следует подчеркнуть активную позицию, занятую послом по особым поручениям МИД Литвы Витаутасом Наудужасом в свете выполнения им функций личного представителя действующего председателя ОБСЕ по транзитно-транспортным вопросам. В. Наудужас активно участвует во всех мероприятиях казахстанского председательства в экономико-экологической сфере, способствуя продвижению выбранного нами приоритета развития трансконтинентальных транспортных коридоров.

Так, 30 марта - 4 апреля В. Наудужас и личный представитель действующего председателя по экологическим вопросам, европарламентарий Струан Стивенсон посетили ряд стран Центральной Азии с целью обсуждения с официальными лицами этих государств состояния дел и перспектив сотрудничества в сфере транспорта, энергетики и природоохранной деятельности в русле реализации приоритетов казахстанского председательства в ОБСЕ.

Хочу также отметить успешное проведение 29 января нынешнего года в Алматы международной конференции «Роль логистики на пути Азия - Европа», которая прошла под патронатом МИД и министерств транспорта и коммуникаций Казахстана и Литвы. Полагаем, что это мероприятие имело большое значение в свете обозначенного единства приоритетов в экономической сфере председательств РК и ЛР в ОБСЕ.

С учетом приоритетности афганской проблематики в контексте председательства Казахстана наша республика высоко оценивает деятельность Литвы в восстановлении и реабилитации Афганистана. Нам хорошо известен вклад литовской стороны в восстановление афганской провинции Гор, в том числе осуществление двух крупных инфраструктурных проектов по строительству автомобильной дороги Кабул - Чагчаран - Герат общей протяженностью 750 километров и ремонту взлетной полосы аэропорта в городе Чагчаран.

Казахстан солидарен с Литвой в стремлении к скорейшей стабилизации ситуации в ИРА, становлении ее в качестве мирного и процветающего государства. Казахстанская сторона через свое посольство в Кабуле изучает возможность скоординированных действий в этой стране, включая обучение студентов из провинции Гор в рамках своей образовательной программы, соглашение по которой подписано мной в ходе визита в Афганистан 22 ноября прошлого года.

Вопросы взаимодействия в рамках «тройки» ОБСЕ, повестки дня планируемого Саммита Организации рассмотрены в ходе моей недавней встречи с литовским министром иностранных дел Аудронюсом Ажубалисом в Стамбуле 7 июня. Важно, что мы едины во мнении о важности дальнейшей тесной координации усилий двух стран в продвижении таких вопросов на повестке дня ОБСЕ, как урегулирование затяжных конфликтов и развитие экономического сотрудничества в транспортной сфере, что является приоритетом как для действующего председателя - Казахстана, так и для будущего - Литвы.

Приведу еще такой пример из нашего опыта. Состоявшаяся в июне 2009 года неформальная министерская встреча стран - участниц ОБСЕ на греческом острове Корфу не только продемонстрировала свою полезность и эффективность в плане свободного обсуждения важнейших вопросов повестки дня Организации на уровне глав внешнеполитических ведомств, но и положила начало одноименному процессу, способствующему осмыслению всеобъемлющей и неделимой безопасности на обширном пространстве от Ванкувера до Владивостока. Казахстанское председательство продолжило эту добрую традицию и 16-17 июля текущего года провело в Алматы очередную неформальную министерскую встречу.

Мы надеемся, что литовское председательство продолжит данную практику. Наши балтийские друзья выдвинули в предварительном порядке следующие приоритетные вопросы на период своего руководства в ОБСЕ в 2011 году: развитие диалога по европейской безопасности («процесс Корфу»), укрепление безопасности на пространстве ОБСЕ, энергетическая безопасность, реализация потенциала Организации в продвижении многосторонних транспортных проектов, защита базовых прав человека, и особенно свободы СМИ. Кроме того, мы признательны Литовской Республике за намерение сохранить Центрально-Азиатский регион в фокусе своего председательства. Все эти направления входят в число и наших приоритетов.

- Вслед за Казахстаном Литва начнет председательство в ОБСЕ. Какое наследие РК оставит ЛР в этой организации? Какие, на ваш взгляд, есть самые долгоиграющие проблемы, которые невозможно решить за время, отведенное стране-председателю, и которые приходится «перехватить» следующему?

- Безусловно, в контексте нашего председательства и активной деятельности в ОБСЕ мы не можем и не будем ограничиваться временными рамками нашего председательства. Мы - реалисты и отчетливо осознаем, что продвигаемый казахстанским председательством процесс обновления ОБСЕ не ограничивается лишь 2010 годом, это задача на длительную перспективу, и Казахстан как активный член Организации настроен на кропотливую и, если понадобится, многолетнюю работу в этом направлении.

Надеемся, что инициируемый нашим председательством Саммит ОБСЕ придаст мощный импульс развитию Организации, создав благоприятный фон для активной и плодотворной работы литовского председательства в 2011 году. Мы настроены оказывать всемерную поддержку нашим литовским друзьям по всем заявленным ими предварительным приоритетам, которые в большой степени перекликаются с интересами Казахстана как государства Центральной Азии и действующего председателя ОБСЕ. Имею в виду в первую очередь обеспечение безопасности в Европе и Центральной Азии, противодействие новым вызовам и угрозам, укрепление мер доверия и безопасности, межэтническую и межрелигиозную терпимость, транспорт и экологические проблемы.

В целом мы готовы активно делиться с литовскими партнерами нашим опытом председательства. Кроме того, следует учитывать и то, что в 2011 году Казахстан будет входить вместе с Литвой и Ирландией в состав руководящей «тройки» ОБСЕ. В течение определенного периода мы будем председательствовать в такой важной структуре Организации, как Форум по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ).

- Один из самых главных вызовов для страны, председательствующей в ОБСЕ, - это так называемые «замороженные» конфликты. У Казахстана есть свой рецепт решения таких конфликтов?

- В настоящее время в зоне ОБСЕ насчитывается ряд неразрешенных конфликтов: Косово, Приднестровье, Нагорный Карабах, грузино-осетинский и грузино-абхазский. Эти конфликты возникли как результат обострения межэтнических противоречий в условиях распада или ослабления государств, на территории которых они протекали.

В рамках урегулирования этих конфликтов работают соответствующие структуры с участием ОБСЕ - переговорный формат «5+2» (Приднестровье), Женевские дискуссии (грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты), Минская группа ОБСЕ (Нагорный Карабах).

По традиции с начала текущего года я в качестве действующего председателя ОБСЕ посетил ряд стран, вовлеченных в данные процессы. Мной назначен специальный представитель по затяжным конфликтам посол - Болат Нургалиев, который активно ведет ежедневный диалог со всеми заинтересованными сторонами.

Считаю, что успех каждого председательства во многом зависит от результативности усилий по содействию урегулированию и достижению позитивных подвижек в рамках затяжных конфликтов, значение которых в международной и региональной политике существенно возросло.

Хотел бы отметить, что сравнительным преимуществом ОБСЕ являются ее мандат и экспертиза в области предотвращения и урегулирования конфликтных ситуаций, нейтральная и прозрачная политика. Организация остается уникальным форумом для продолжения переговорного процесса с участием всех заинтересованных сторон.

Но, к сожалению, как мы видим, ОБСЕ иногда оказывается не в состоянии достичь видимых результатов, так как является консультативным органом, лишенным, в отличие от ООН, реальных рычагов воздействия на подобные ситуации (размещение военного контингента, введение режима санкций). Как вы знаете, все решения в ОБСЕ принимаются на консенсусной основе, и такой подход в значительной мере затрудняет оперативное решение конфликтных ситуаций, трансформируясь в длительный процесс.

Кризис на Южном Кавказе в августе 2008 года продемонстрировал реальную угрозу размораживания и эскалации конфликтов, а потенциал ОБСЕ в их предупреждении и предотвращении был поставлен под серьезное сомнение. Отрезвляющий опыт, полученный Организацией в последнее время, способствовал пониманию необходимости скорейшей ревизии используемой методологии, предназначенной для выполнения основного международного предназначения ОБСЕ.

В связи с этим в ОБСЕ активизировались дискуссии по вопросу создания механизма предотвращения кризисов Организации с широким спектром инструментов и каналов реагирования на возможные кризисные ситуации. В выработке механизма предупреждения кризисов должны применяться единые стандарты и принципы. Главное средство раннего распознавания конфликтов, считаю, - заинтересованные консультации, откровенный обмен мнениями по всему кругу вопросов, волнующих государства-участников.

Относительно рецептов для урегулирования затяжных конфликтов хотел бы отметить, что не может быть никакой альтернативы переговорам и постоянным дипломатическим усилиям. Главное же - желание у сторон двигаться вперед. Любое использование силы или угрозы ею - это путь в никуда, в тупик, из которого затем десятилетиями мы пытаемся найти выход.

Кроме того, продвижение вопросов толерантности и недискриминации является одним из ключевых приоритетов казахстанского председательства. Убежден, что принципы толерантности, создание законодательных основ, способствующих последовательному росту взаимного доверия и уважения, максимально бережные и ответственные действия в межнациональной сфере должны стать залогом урегулирования существующих и предупреждения потенциальных конфликтов.

Беседовал Степан ГОРОДОВ


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?