Горячие новости
Читайте также

Заложники ситуации. Сотни казахстанцев, которые везли автомобили на территорию Казахстана, столкнулись с трудностями

Фото : 4 августа 2010, 10:44

Таможенный союз - явление новое, где-то неожиданное и уж точно непредсказуемое. А потому проблем на перспективу ожидается великое множество. Тем более, если принимать во внимание слабую эффективность взаимодействия между отечественными органами государственного управления.

В июле заложниками такой ситуации стали сотни казахстанцев, которые ввезли автомобили на территорию Казахстана. Но по сей день не понятно, кто же в этой ситуации виноват. Что написано пером, то не вырубишь топором. На сайте Министерства по экономическому развитию и торговле, а равно на сайте Таможенного союза черным по белому все прописано: кому, как и на каких условиях можно ввозить не новые автомобили в Казахстан в рамках дополнительного соглашения о ввозных пошлинах. Одновременно такая информация, как водится, публиковалась в официальной прессе и т.д. и т.п.

Другими словами, в источниках информации при наличии соответствующего желания недостатка не наблюдалось. На это, видимо, и понадеялись в Министерстве по экономическому развитию и торговле. Видимо, по наивности. Видимо, из-за недостатка опыта - министерство-то новое. Почему именно оно? Потому что именно глава Минэкономразвития госпожа Айтжанова курировала весь процесс объединения в рамках Таможенного союза.

Однако что очевидно в принципе, то на деле не всегда входит в рамки понимания. А потому едва Казахстан стал членом Таможенного союза не замедлил проявиться инцидент. Согласитесь, есть что-то общее в понятиях «таможня» и «Таможенный союз». Именно эти понятия между собой и поссорились.

«При попытке продать автомобиль я столкнулся с проблемой: в таможенном управлении города Атырау мне не разрешают осуществить продажу автомашины, ставят печать на моей таможенной декларации «Без права отчуждения», - это лишь одна из сотни жалоб в адрес Министерства по экономическому развитию и торговле. - Ссылаются на некое письмо таможенного комитета (которое мне не показывают, что дает мне право сомневаться в его существовании)».

Надо сказать, в оригинале дополнительная договоренность между Казахстаном и Россией действительно имеет оговорку, содержащую аналог штампа «Без права отчуждения». Правда, интерпретация несколько иная.

«Гражданин Казахстана может ввести автомобиль 3-10 лет эксплуатации по льготной таможенной ставке. Однако при этом в течение пяти лет он не сможет его продать гражданину Российской Федерации», - такое пояснение нам дал генеральный директор АО «Центр развития торговой политики при Министерстве по экономическому развитию и торговле» Руслан Султанов.Тем не менее факт остается фактом. Вышеуказанная норма не выполнялась. Еще на прошлой неделе «Литер» пытался получить комментарий по поводу происходящего в собственно таможенном комитете. Однако на контакт в этом ведомстве шли чрезвычайно неохотно. Специалист по работе с прессой находился на отдыхе.

Тем не менее на текущей неделе нам удалось получить комментарий Министерства финансов, которое является головным подразделением комитета таможенного контроля. К его чести надо сказать, что сработало оно очень оперативно. И пусть даже на казенном языке, но внесло некоторую ясность в сложившуюся ситуацию.

«Действительно, 21 июля 2010 года комитетом таможенного контроля МФ РК в территориальные таможенные органы было направлено соответствующее письмо по вопросу декларирования легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования, - говорится в ответе на запрос за подписью вице-министра Министерства финансов Руслана Даленова. - В указанном письме было отмечено о необходимости проставления на Таможенном приходном ордере отметки о запрещении отчуждения транспортного средства без разрешения таможенного органа».

Если соответствующее письмо, о котором идет речь, действительно пришло в региональные таможенные департаменты в таком виде - не удивительно, что там его восприняли не правильно. Они все поняли буквально.

«А какие могут быть претензии к таможенникам? - возмутился руководитель Департамента таможенного контроля по Алматинской области Курманбек Артыкбаев в нашей предыдущей статье. - Льготная растаможка распространяется только на машины годом выпуска от трех до десяти лет. Без права отчуждения в течение пяти лет».

Хотелось бы как-то перевести сказанное вице-министром на «человеческий» язык, но не получилось. Не удивлюсь, если по поводу нового распоряжения таможенники-областники даже собирали консилиум. Чтобы не промахнутся. Решали, решали и порешили. А порешенными, как всегда, оказались обыватели. И главное - ни на кого не повесишь.

«Вместе с тем Соглашение (о льготном ввозе автотранспорта. - Ред.) содержит и другие нормы, которые позволяют по иному трактовать дальнейшее использование товаров, ввозимых физическими лицами для личного пользования, - далее говорится в ответе на запрос в Министерство финансов. - В связи этим 28 июля 2010 года комитетом таможенного контроля МФ РК было отменено действие вышеуказанного письма и направлен соответствующий запрос в Генеральную прокуратуру Республики Казахстан с целью толкования норм указанного Соглашения».

Во как! Они сами не понимают, что такое вокруг них происходит. Тем не менее оговорку сделали: «В настоящее время при таможенном декларировании физическими лицами транспортных средств вышеуказанные отметки таможенными органами не проставляются». Речь, естественно, о тех самых «Без права отчуждения».

Что касается вопроса о том, что делать тем казахстанцам, в таможенных документах которых уже стоит злополучный штамп, то пока однозначного ответа слышать опять же не приходится.

«При окончательном разрешении вопроса применения вышеуказанного международного соглашения будут приняты меры по корректировке базы таможенных приходных ордеров», - говорится в ответе.

Алексей Храмков, Алматы


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии