Право на труд и достойную жизнь. Республика поступательно развивается как социальное государство с равными возможностями для всех

5 августа 2010, 10:32
Фото:

Термин «социальное государство», достаточно часто используемый сегодня, закреплен в Основном законе нашей страны. Так, согласно Конституции 1995 года, Республика Казахстан утверждает себя не только демократическим, светским, правовым, но и социальным государством.

Конституционный совет РК в постановлении от 21 декабря 2001 года разъяснил: данная формулировка означает, что наша страна намерена развиваться как государство, которое берет на себя обязательство смягчать социальное неравенство путем создания условий для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности. А применение оборота «утверждает себя» подчеркивает поступательность развития республики как социального государства, придает характер необратимости процессу социализации.

Понятие «социальное государство» в современной его трактовке включает в себя не только декларативное закрепление соответствующего принципа в Конституции, но и подразумевает разработку и осуществление сильной социальной политики. Государственные функции в этом аспекте весьма обширны. Они охватывают различные сферы соцзащиты и предусматривают меры по установлению оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства.

Приоритетами при этом остаются последовательное повышение уровня жизни населения, включающего обеспечение доступности таких основных социальных основ, как качественное образование и здравоохранение, поддержка престарелых, материнства и детства, малоимущих. Вместе с тем важнейшей составляющей государственной политики являются обеспечение занятости и эффективное регулирование трудовых отношений.

Следует обратить внимание на то, что спад интереса к этой сфере может привести к непредсказуемым последствиям. Как известно, причин апрельских событий в Кыргызстане немало, но одной из главных, бесспорно, является недопустимо высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи.

Мировая практика показывает, что если уровень безработицы в той или иной стране превышает 12% от общей численности активного населения, то это не только усугубляет стагнацию экономики, но и создает почву для массового социального недовольства.

В Казахстане с момента обретения независимости регулирование занятости и трудовых отношений рассматривается в качестве приоритетных задач, исходя из этого сформирована законодательная база, призванная обеспечить гармонизацию интересов работников, работодателей и государства, повышение гибкости трудовых отношений. Особенно явно эта тенденция проявилась в период мирового финансово-экономического кризиса.

Так, уже к началу 2009 года Казахстан столкнулся со сложной ситуацией на рынке труда, увеличилась численность незанятого населения. В этих условиях было принято постановление «Об утверждении плана действий Правительства Республики Казахстан на 2009 год по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года «Через кризис к обновлению и развитию» («дорожная карта»).

В нем были определены стратегические направления по сохранению рабочих мест, созданию новых, а также переподготовке сотрудников, над которыми нависла угроза увольнения.

В текущем году продолжается работа по реализации «дорожной карты», определены перечень инвестиционных проектов, основные задания по содействию трудоустройству граждан и предстоящие финансовые затраты на эти цели. Планируется открытие 130 тыс. рабочих мест на ремонтных работах и создание социальных мест. На основе Стратегии индустриально-инновационного развития разрабатывается Концепция государственной политики в сфере занятости на долгосрочную перспективу. За счет трудоустройства самозанятого населения, а также безработных можно существенно расширить общую численность работающих.

Таким образом, мировой экономический кризис оказал существенное давление на рынок труда. Однако принятые Правительством республики комплексные меры организационно-правового и финансового характера позволили оптимизировать уровень безработицы, и сегодня она находится в пределах 6%.

Важным сегментом рынка труда является трудовая миграция. При этом следует обратить внимание на то, что даже в условиях кризиса ввоз рабочей силы в Казахстан намного превышает ее вывоз. Мэр Москвы Юрий Лужков в своем интервью сказал, что «единственная страна в Центральной Азии, не имеющая проблем с занятостью, - ваш Казахстан. Вы к тому же принимаете мигрантов. Это уникальное явление. Вот вам реальная 20-летняя политика Президента, которая обеспечила условия для развития…»

Подмечено точно. Действительно, в той же Москве, где трудятся сотни тысяч граждан из многих стран мира, практически нет гастарбайтеров из Казахстана. В то же время в нашей стране в последние годы, по разным оценкам, работают от 500 тыс. до миллиона иностранцев. Как бы то ни было, это один из реальных показателей развития экономики республики.

Вместе с тем миграционные процессы в целом, а трудовая миграция в частности должны быть под четким государственным контролем. Поэтому в Казахстане предполагается установление трех категорий трудовых мигрантов: во-первых, иностранные работники, в отношении которых будут применяться дифференцированные правила приема, пребывания и занятия трудовой деятельностью. Во-вторых, предусматривается дальнейшее совершенствование квотной системы (одновременно с действующей в настоящее время общей квотой будут устанавливаться отраслевые и квоты на приоритетные проекты). В-третьих, продолжится политика привлечения в экономику Казахстана высококвалифицированных специалистов из других стран. Для этой категории введена разрешительная система на льготных условиях.

Указом Президента РК от 24 августа 2009 года утверждена Концепция правовой политики Казахстана на период до 2020 года. Уместно напомнить, что это второй в истории суверенного Казахстана подобный документ. В нем определены основные направления развития на предстоящее десятилетие 17 отраслей законодательства, в том числе и трудового.

Так, в новой концепции констатируется, что в условиях рыночной экономики, наличия рынка труда и проблем занятости актуальным остается вопрос трудовых правоотношений. Задачей трудового законодательства становится создание необходимых условий, направленных на достижение баланса интересов сторон трудовых отношений, экономического роста, повышение эффективности производства и благосостояния людей.

Думается, одним из самых сложных аспектов в регулировании трудовых отношений можно назвать обеспечение баланса интересов сторон трудовых отношений. Дело в том, что на практике, как правило, интересы работника и работодателя не только не совпадают, а нередко противоположны. При этом доминирующей стороной является работодатель, и у него есть возможность диктовать условия, а то и злоупотреблять своим правом. Поэтому еще с ХIХ века рабочие в европейских странах для защиты экономических интересов стали создавать профессиональные союзы.

В Казахстане граждане также имеют право на свободу объединений (ст. 23 Конституции РК). Однако, несмотря на законодательно закрепленный статус, профсоюзные организации в нашей стране, на наш взгляд, не в полной мере соответствуют своему предназначению. С одной стороны, на многих предприятиях, в частности нефтяной и горнодобывающих отраслей, обрабатывающей промышленности, функционируют разветвленные профсоюзные организации. В некоторых случаях работодатель передает профсоюзам решение вопросов материального стимулирования, трудовой дисциплины.

Очевидно, не следует идеализировать эти отношения, но тем не менее данный институт в крупных промышленных организациях функционирует, обеспечивая социальную защиту интересов работников. С другой стороны, основная часть активного населения республики работает в малых предприятиях. Именно здесь работник, как правило, остается один на один с работодателем, так как во многих из них нет профсоюзных или иных уполномоченных органов. Видимо, требуются дополнительные правовые рычаги со стороны государства, чтобы изменить ситуацию.

Согласно закону профсоюзы должны принимать участие в инициировании заключения коллективных договоров, а на практике это происходит нечасто. Поэтому не случайно в Казахстане предпринимаются шаги политического характера. Так, Президентом республики проводится ежегодный конкурс по социальной ответственности бизнеса «Парыз». В прошлом году прошла акция «Заключите коллективный договор», учреждена премия в номинации «Лучший коллективный договор».

В итоге количество коллективных договоров в республике увеличилось в два-три раза. Но это - добрая воля со стороны Главы государства - Лидера нации. А ведь профсоюзы вполне могли бы сами активизировать коллективно-договорную деятельность.

Институт трипартизма также требует совершенствования. Несмотря на то что социальное партнерство выступает одним из основополагающих принципов регулирования трудовых отношений, тем не менее на сегодня в этой сфере немало формализма. Так, в Казахстане начиная с 1994 года ежегодно заключается генеральное соглашение о социальном партнерстве, которое подписывается представителями Правительства, работодателей и работников. Но каково исполнение, результативность этих соглашений, мало кому ведомо. Как следствие - большинство работников даже не знают о существовании таких соглашений.

Конечно, можно привести ряд других недостатков действующего законодательства о труде, так как в процессе его применения выявляются недоработки, некоторые аспекты неадекватности современным реалиям. Однако радует тот факт, что в республике идет поиск путей совершенствования трудового законодательства. А реализация положений Концепции правовой политики позволит воплотить в жизнь основные идеи и принципы Конституции страны в контексте нового этапа строительства социального государства.

Аманжол НУРМАГАМБЕТОВ,

член Конституционного совета РК


Читайте новости zakon.kz в
Показать комментарии

Популярное

все топ новости

НОВОСТИ

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:

Хотите быть в курсе важных новостей?