Горячие новости
Читайте также

Ученые выяснили, что земля у реки Чаган в Восточном Казахстане заражена радиоактивными изотопами

Фото : 11 августа 2010, 09:30

Ученые считают зараженной землю у реки Чаган в Восточном Казахстане. Они требуют изъять участки из хозяйственного оборота. Оказалось, что во время последнего обследования специалисты обнаружили в реке радиоактивный тритий. Причем, его излучение превышает естественный фон ровно в сто раз. Но пока кроме самих ученых об этой проблеме никто даже не слышал.

Ученые Национального ядерного центра предупреждают: подходить к берегу реки Чаган опасно для здоровья. А купаться вообще строго запрещено. Поводом для столь категоричных заявлений стало последнее исследование. Оказалось, что целых два километра реки заражены радиоактивным тритием. Причем, доза его излучения превышает естественный фон в сто раз.

Сергей Лукашенко, директор института радиационной безопасности и экологии НЯЦ РК:

Сейчас готовятся материалы комплексного обследования, где мы будем обосновывать эту территорию, которую мы будем предлагать изъять из народно-хозяйственного пользования.

По мнению ученых, пяти квадратным километрам пастбищ необходимо присвоить статус земель запаса. В противном случае это непременно скажется на здоровье людей. Вокруг расположены крестьянские хозяйства. А долгое пребывание в зараженной зоне, говорят ученые, может привести к возникновению онкологических заболеваний.

Николай Миненюк, пастух:

Постоянно каждую неделю раза два купаемся, с братьями, племянниками, ничего, они уже 20 лет здесь живут.

Впрочем, не только жители, но и руководство Бескарагайского района ни о какой опасности даже не подозревают.

Толеужан Жексембаев, аким Бескарагайского района ВКО:

Я не знаю, по-моему, там, в Чагане, и воды сейчас нет, я, например, сейчас эту ситуацию не знаю.

Специалисты института радиационной безопасности считают, что, возможно, превышение трития на этом участке возникло из-за подземного стока, который идет с территории бывшего Семипалатинского полигона. И подчеркивают: обычным дозиметром радиоактивный изотоп обнаружить невозможно. Он содержится только в воде и водяных парах.

Максим Вечерков

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!