В Казахстане уровень доверия населения
к правоохранительной системе
должен стать главным показателем ее результативности

 

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 29 января 2010 года «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» особое внимание уделено необходимости качественного реформирования правоохранительной системы.

По мнению Президента, «всем видны проблемы, возникшие из-за неэффективного управления, конфликта функций правоохранительных органов, отсутствия надлежащей кадровой работы, а также отсутствия прозрачности и контроля за деятельностью правоохранительной системы страны». И эти проблемы стоят настолько остро, что в Послании ставится задача уже в этом году подготовить и рассмотреть в Парламенте законопроект по реформированию правоохранительной системы.

Заметим, что впервые задача реформирования правоохранительной системы была поставлена Президентом еще в феврале 1994 года, когда им была утверждена первая Государственная программа правовой реформы; ее логическим продолжением стала Концепция правовой политики Республики Казахстан, (сентябрь 2002 года), определившая основные направления дальнейшего развития правовых институтов республики до 2010 года.

В рамках этой реформы были приняты Уголовный, Административный, Уголовно-процессуальный кодексы, законы «Об органах внутренних дел», «Об оперативно-розыскной деятельности» и многие другие законодательные акты, которые кардинально изменили формы и методы правоохранительной деятельности. Из ведения МВД были переданы: пожарная безопасность - в Министерство по чрезвычайным ситуациям; борьба с экономическими преступлениями и коррупцией - в Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция); уголовно-правовая статистика - в Генеральную прокуратуру; криминалистическая экспертиза, уголовно-исполнительная (пенитенциарная) система, документирование населения - в Министерство юстиции. Был реализован комплекс мер по совершенствованию системы управления, а также упорядочению и разграничению функций и полномочий центрального аппарата МВД и территориальных органов внутренних дел. Созданы комитеты криминальной, административной и дорожной полиции, а также Следственный комитет.

В апреле 2009 года была утверждена новая Концепция правовой политики РК на период до 2020 года. Специалисты отмечали, что «особенность новой концепции в том, что в ней речь идет о дальнейшем совершенствовании и развитии правовой системы, а не кардинальном ее реформировании».

Поэтому жесткая критика Президентом правоохранительной системы страны и слова «в новом десятилетии нам нужна новая правоохранительная система /…/ Поручаю Администрации Президента, Правительству, Верховному Суду, правоохранительным органам приступить к комплексной и системной работе по совершенствованию правового пространства незамедлительно» прозвучали для многих достаточно неожиданно и остро.

В контексте новых требований к реформированию правоохранительной системы качественно новые задачи ставит Президент и перед органами правовой статистики, обеспечивающих учет и анализ показателей деятельности правоохранительных органов.

В Послании отмечается, что комплексная и системная работа по реформированию правоохранительной системы и совершенствованию правового пространства невозможна без качественного совершенствования системы отчетности и оценки деятельности каждого правоохранительного органа. Причем «критерием результативности должны стать не количественные показатели, а качество работы, индикатором которого будет рост доверия граждан, юридических лиц и иностранных инвесторов» .

Для того, чтобы ответить на вопрос о том, какие изменения предстоит внести в работу органов правовой статистики для решения поставленной Президентом задачи, рассмотрим вкратце историю формирования и задачи, стоявшие до последнего времени перед казахстанской системой правовой статистики.

В настоящее время органы правовой статистики в Казахстане представляет собой уже сложившийся государственный институт.

Как известно, межведомственная система правовой статистики в Республике Казахстан была в 1997 году, когда по Указу Президента на базе статистических служб Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и Центра криминальной информации бывшего Государственного следственного комитета был образован Центр правовой статистики и информации при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан.

В 2003 г был принят Закон Республики Казахстан «О государственной правовой статистике и специальных учетах», который определил правовые основы и принципы осуществления государственной правовой статистики и ведения специальных учетов, полномочия и функции уполномоченного органа, за которым были законодательно закреплены контрольные и надзорные функции по выявлению и устранению нарушений законодательства.

В 2005-2007 годах Комитетом была реализована трехлетняя Программа развития государственной правовой статистики и специальных учетов, утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан в конце 2004 года. Был принят целый ряд нормативных правовых актов, определяющих основные принципы функционирования государственной правовой информационной статистической системы. К их числу относится утверждение новой инструкции по ведению единого карточного учета заявлений, сообщений о преступлениях, уголовных дел, результатов их расследования и судебного рассмотрения (Единая унифицированная статистическая система - ЕУСС).

С 1 июля 2005 года во всех государственных органах введен статистический учет обращений граждан и результатов их рассмотрения. Эта мера была нацелена на организацию антикоррупционного мониторинга и повышение ответственности должностных лиц. Комитетом был разработаны проект Закона «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», который был введен в действие 30 января 2007 года.

Очевидно, что ведение учета преступлений тем органом, который отвечает за их раскрытие, таит в себе конфликт интересов. В рамках реализации Программы развития государственной правовой статистики и специальных учетов в Республике Казахстан на 2005—2007 годы Комитетом был апробирован новый механизм регистрации.

В экспериментальном порядке в отдельных районных подразделениях органов внутренних дел ряда регионов, а также во всех органах уголовного преследования Павлодарской и Южно-Казахстанской областей, в которых были организованы так называемые центры правовой информации. 25 января 2008 на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры с участием Президента, который положительно отозвался об этом эксперименте и особо отметил его значение в обеспечении защиты прав граждан.

Таким образом, органы правовой статистики и специальных учетов за последние годы вышли на качественно новый этап развития. Полностью сформирована и отвечает требованиям времени нормативная правовая база, посредством которой осуществляется реализация законодательства. В настоящее время уже нельзя представить деятельность органов уголовного преследования без взаимодействия с органами правовой статистики.

Контрольно-надзорная деятельность Комитета и его территориальных органов в сфере учета проверок и обращений физических и юридических лиц начинается с момента планирования государственными органами проверок, поступления и регистрации проверок и обращений лиц, до завершения проведения проверки и разрешения обращений. Аналогично и сфере ведения учета административных правонарушений, где учет начинается с момента вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания до исполнения мер административного воздействия.

В сентябре 2008 г Председателем Комитета была утверждена Концепция развития правовой статистики и специальных учетов Республики Казахстан на 2009-2011 годы.

В Концепции отмечается, что архивы Комитета и его территориальных управлений представляли собой уникальное с исторической и политической точек зрения собрание документов, в которых хранится более 1.071.016 единиц хранения архивных документов на бумажных носителях, созданных на основе традиционных фондов и 2.735.663 единицы хранения информационно-учетных документов. Однако большой объем собранной в органах правовой статистики и специальных учетах ценной правовой информации, результаты аналитической работы не получают должной государственной реализации в виде глубоко проработанных рекомендаций, путей разрешения проблем в деятельности государственных органов, так как они не проходят обработку с позиций научно-обоснованных методик, социологических, криминологических и иных исследований.

В качестве основных направлений и механизмов реализации Концепции были названы: формирование качественной и объективной правовой статистики и специальных учетов; совершенствование системы защиты деятельности хозяйствующих субъектов; развитие автоматизации и информатизации правовой статистики и специальных учетов и защиты информации; совершенствование системы мониторинга правовых явлений и механизма распространения правовой информации.

Органам правовой статистики и специальных учетов поставлена задача трансформироваться в главный аналитический институт, осуществляющий мониторинг правовых явлений в обществе, разрабатывать программы и рекомендации по борьбе с преступностью и иными правонарушениями в обществе.

Генеральный Прокурор РК К.А. Мами, выступая на совещании в Комитете по правовой статистике и специальным учетам 4 сентября 2009 г., отметил, что в основном достоверность и объективность государствен­ной правовой статистики Ко­митетом обеспечивается; нала­жен механизм регистрации ак­тов государственных органов на проверки субъектов предпри­нимательства, выдачи справок о судимости через ЦОНы.

Вместе с тем, вопросы пра­вовой статистики и специаль­ных учетов нуждаются в даль­нейшем развитии и совершен­ствовании с учетом изменив­шихся реалий. Для эффективного решения возникших проблем нужно ме­нять формы и методы работы. В сфере правовой статистики немало нерешенных вопросов, среди которых К.А. Мами выделил следующее.

1. Назрела необходимость изменения формулы подсчета раскрыва­емости преступлений, вызы­вающей нарекания со сторо­ны органов уголовного пре­следования.

2. Манипулирование правоох­ранительными органами ста­тистикой требует определения специфичных критериев эф­фективности их деятельности.

3. Необходимо рас­смотреть целесообраз­ность учета обращений физических и юриди­ческих лиц, не связан­ных с нарушением их прав, свобод и законных интересов. Актуаль­ным является вопрос о расши­рении правовых оснований применения права отказа в ре­гистрации акта о назначении проверки деятельности хозяй­ствующих субъектов и полно­мочий органов правовой стати­стики и специальных учетов.

 Как мы видим, прежде всего поставлена задача использования доверия населения как индикатора результативности деятельности правоохранительных органов перед казахстанскими органами пра­вовой статистики.

Посредством доверия населения, если рассматривать данный вопрос в контексте нововведения в деятельности органов правовой статистики, можно ни сколько увеличить число реально совершенных преступлений (правонарушений), а наоборот, минимизировать их латентность.

В юридическую науку понятие «латентный» вошло в период исследования различных форм преступных проявлений с целью обозначения той части преступности, которая имела место в действительности, но по каким-либо причинам осталась скрытой (в переводе с латинского, «латентный» означает скрытый, невидимый, внешне не проявляющийся.)

Так же, как теневая экономика, латентная преступность существует во всех социально-экономических формациях: нет такого государства, в котором не было бы теневого сектора экономики и латентной преступности.

Как утверждают исследователи латентной преступности, в развитых стра­нах наилучшее соотношение между числом зарегистрированных преступлений и незарегистрированных составляет 69/31. Соотношение 69/31 — это наилучший показатель соотношения между зарегистрированной и незарегистриро­ванной преступностью на сегодняшний день. Оборотная сторона такого соотношения - высокие показатели пре­ступности в развитых странах Север­ной Америки и Западной Европы. (Для сравнения: если в развитых странах средне­статистическое число зарегист­рированных преступлений населения при­ближается или превысило около 8 тыс. на 100 тыс. населения, то в Казах­стане этот показатель равен ме­нее 1 тыс. преступлений на 100 тыс.)

В развива­ющихся странах соотношение между числом зарегистрированных преступлений и незарегистрированных составляет 89/11, где 89 — доля (%) незарегистри­рованных преступлений и преступников, а 11 — % зарегистрированных. Так, например, «в РФ по отдельным категориям правонарушений латентность достигает 90-100%»; «уровень латент­ных преступлений соотносится с официальными (регистрируемыми) как 0,57 к 1 (по линии уголовного розыска) и 0,95 к 1 (по линии борьбы с экономическими преступлениями)».

В современной криминологии преобладает подход, при котором «недостаточно рассматривать латентную преступность лишь как совокупность неизвестных и не учтенных преступлений. Очевидно, она имеет и субъектную сторону, выражающуюся в латентности лиц, совершивших преступления. Сущность латентной преступности заключается не в том, что определенная часть деяний не выявлена и не учтена, а в том, что лица, их совершившие, остались безнаказанны».

Иными словами, латентная преступность - это не только те преступления, заявления о которых тем или иным образом были укрыты от органов учета, но и те, заявления о которых так и не были поданы из-за неуверенности в эффективности официальных структур и институциональных процедур (т.е. недостатка «доверия граждан, юридических лиц и иностранных инвесторов» , о котором говорится в Послании Президента).

В настоящее время статистический учет преступности концептуально осуществляется «по фактам и по лицам». Т.е. казахстанская правовая статистика «учитывает не все совершенные преступления, а лишь те из них, которые были обнаружены и по поводу которых велось рассле­дование и уголовное судопро­изводство, а также и те, к кото­рым применялись меры адми­нистративного воздействия. Правовая статистика изуча­ет также не все возникшие гражданские правоотношения, а лишь те из них, которые по­служили основанием для обра­щения в суд с гражданским ис­ком. То же самое (соответствен­но) относится и к администра­тивным правонарушениям».

При этом «регистрируемая пре­ступность в стране не отражает реальной криминогенной обста­новки и составляет лишь около трети от ее общего массива две трети совершенных преступле­ний по разным причинам не на­ходят отражения в официальной статистике. Ежегодно вне реги­страции оказывается около 300 000 преступлений. Количе­ство зарегистрированных должностных и экономических пре­ступлений значительно меньше их реального числа».

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры, в первом полугодии в Казахстане зарегистрировано 68 053 преступлений на 13,8 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самый высокий уровень преступности в Алматы (9163), затем следует Восточно-Казахстанская область (8398), третье место в списке занимает Карагандинская область (6331). Южно-Казахстанская, считавшаяся многими особо криминогенной областью, на своем счету имеет 5 658 преступлений.

 «Уголовная правовая статистика неутешительна, отметил в начале 2009 г заместитель председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью С. Онгарбаев, - В 2008 г возросло количество зарегистрированных коррупционных преступлений (с 1330 до 1413), удельный вес которых в общем массиве зарегистрированных всеми правоохранительными органами преступлений этой категории составил 77,7%.»

Из приведенных нами данных видно, что на современном этапе развития казахстанского общества методы учета, используемые органами правовой статистики уже не соответствуют нуждам государственного управления.

В Концепции развития правовой статистики и специальных учетов Республики Казахстан на 2009-2011 годы уже поставлена задача разработки и утверждения новой методики оценки качества работы правоохранительных органов. При этом в качестве источников правовой информации предлагается использовать такие формы изучения правовых явлений, как изучение мнения населения путем проведения статистических наблюдений и составление криминологических прогнозов.

Можно ли измерить доверие? Вопрос оставим открытым, однако понимаем одно, что доверие - это такой феноменом, который не имеет количественной оценки. Тогда как, в отличие от феномена доверия, латентная преступность может быть измерена.

Исходя из новых требований к реформированию правоохранительной системы, сформулированных в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 29 января 2010 года необходимо дополнить Концепцию развития правовой статистики и специальных учетов Республики Казахстан положениями о необходимости разработки методов оценки латентной преступности и их внедрении в практику деятельности органов правовой статистики.

Безусловно, определение уровня латентной преступности - задача сложная, но вполне решаемая, выполнимая. Основная цель использования различных методик изучения латентной преступности состоит не столько в выявлении конкретных скрытых преступлений (хотя это тоже имеет немаловажное значение), сколько в уста­новлении своеобразных «поправочных коэффициентов» к существующим в правовой статистике показателям количества зарегистрированных/укрытых преступлений. Такие коэффициенты, точность соизмерения которого возможна теперь посредством внедренной электронной Книги учета заявлений (КУЗ), будут способствовать определению уровня преступности в объеме, близ­ком к реальному, что позволяет нам, как минимум, утверждать о начатой работе на пути к качественному реформированию правоохранительной системы.

 

 

Начальник отдела специальных учетов

Управления Комитета по правовой статистике

и специальным учетам Генеральной прокуратуры

Республики Казахстан по Актюбинской области

юрист 1 класса Кундыз Олжабаева

 

1.       Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2100 до 2020 года». // База данных по законодательству Казахстана ИС ПАРАГРАФ  www.prg.kz

2.       Сабыралы Н. Всем миром - против преступности. Интервью с министром внутренних дел С. Баймаганбетовым// Экспресс К № 442 (16829) от 16.09.2009

3.       Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 29 января 2010 года «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» // Официальный сайт Президента РК www.akorda.kz

4.       Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 29 января 2010 года «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» // Официальный сайт Президента РК www.akorda.kz  

5.       Закон Республики Казахстан от 22 декабря 2003 года № 510-II О государственной правовой статистике и специальных учетах// База данных по законодательству Казахстана ИС ПАРАГРАФ  www.prg.kz

6.       Туранов А.Правовая статистика должна быть независимой // Сайт газеты «Казахстанская правда» www.kazpravda.kz 8 апреля 2008

7.      Концепция развития правовой статистики и специальных учетов Республики Казахстан на 2009-2011 годы Утверждена приказом Председателя Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан № 103 о/д от 19.09.2008 г.// Сайт Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан pravstat.kz

8.       Концепция развития правовой статистики и специальных учетов Республики Казахстан на 2009-2011 годы Утверждена приказом Председателя Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан № 103 о/д от 19.09.2008 г..// Сайт Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан pravstat.kz

9.       Каменев А Реализация инновационной политики невозможна без новаций и новаторства в практике" // Законность и правовая статистика №2 (11) 2009 с 40 -42

10.   Ли Д.А. преступность в России: системный анализ. -Москва «ГЕЛВА» 1997- 71 с. - с.34

11.   Бейсен С. Криминологическая ситуация, уголовная статистика в Казахстане и зарубежный опыт профилактики правонарушений // «Законность и правовая статистика» №1 (10) 2009 С 28-30

12.   Ли Д.А. преступность в России: системный анализ. -Москва «ГЕЛВА» 1997- 71 с. - с.35

13.   Муслов Б.В. Латентная преступность: некоторые вопросы теории и практики противодействия: Дис.... канд. юрид. наук - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006 - 158 с- с.66

14.   Конев А.А. Преступность в России и ее реальное состояние. Н. Новгород, 1993. с.12.

15.   Акутаев P.M. Латентная преступность. Актуальность проблемы и понятие // Государство и право, 1997. -№ 12.-С. 86.

16.   Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана 29 января 2010 года «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» // Официальный сайт Президента РК www.akorda.kz

17.   Криминология. / Под ред. А.И. Долговой. М, 2003. - 450 с С. 74.

18.   Байдаулетова А Роль органов правовой статистики и специальных учетов

19.   в совершенствовании правоохранительных органов Республики Казахстан // Законность и правовая статистика №2 (11) 2009 С 15-18

20.   Бейсен С. Криминологическая ситуация, уголовная статистика в Казахстане и зарубежный опыт профилактики правонарушений // «Законность и правовая статистика» №1 (10) 2009 С 29

21.   Информационный сайт news.mail.ru http://news.mail.ru/inworld/kazakhstan/incident/4170160

22.   Тайное всегда становится явным? Интервью с заместителем председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью С. Онгарбаевым // Известия-Казахстан 19 февраля 2009

23.   Концепция развития правовой статистики и специальных учетов Республики Казахстан на 2009-2011 годы Утверждена приказом Председателя Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан № 103 о/д от 19.09.2008 г..// Сайт Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан pravstat.kz

 

14 августа 2010, 18:11
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript