Горячие новости
Читайте также

Госкомиссия по реформе правоохранительной системы с учетом международного опыта и казахстанских условий проработала основные направления модернизации системы

Фото : 17 августа 2010, 16:08

Госкомиссия по реформе правоохранительной системы с учетом международного опыта и казахстанских условий проработала основные направления модернизации системы - Президент РК

АСТАНА. 17 августа. КАЗИНФОРМ - Глава государства Нурсултан Назарбаев сегодня провел совещание по вопросам реформирования правоохранительной системы Казахстана. Казинформ со ссылкой на пресс-службу Президента РК публикует полный текст выступления Главы государства.

***

Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на совещании по вопросу реформирования правоохранительных органов. 17.08.2010 г.

Уважаемые участники совещания!

Сегодня предметом нашего обсуждения является важный государственный вопрос - модернизация силового аппарата государства.

Как вы знаете, эту задачу я поставил в своем Послании народу страны, обозначив основные направления реформы в правоохранительной сфере.

Как известно, для системы государственных органов, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность, противостоящих преступности и коррупции, в нашей стране созданы все необходимые условия. Только за последние пять лет правоохранительным органам выделено более 160 миллиардов тенге, а их социальное обеспечение выросло в два раза.

Благодаря принимаемым государством мерам правоохранительная система бесперебойно и устойчиво функционирует, адаптируясь к современным, динамично меняющимся реалиям.

По моему поручению была создана Государственная комиссия по реформе правоохранительной системы. Она проделала большую работу. Проведен функциональный анализ деятельности силовых структур, выявлены проблемы и недостатки. Изучен обширный мировой опыт.

Следует констатировать, что действующая структура, ряд функций и полномочий правоохранительных органов не соответствуют сложившимся в обществе рыночным отношениям.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется громоздкостью системы управления, дублированием и пересечением функций. Произошла подмена качественных показателей количественными. Существующие критерии оценки не способствуют нацеленности на решение их функциональных задач.

Все это сказывается на уровне доверия населения к правоохранительным органам, а через них в целом к власти. В текущем году треть из всех поступивших в Администрацию Президента обращений граждан содержали жалобы на действия правоохранительных органов и судов.

Все предыдущие попытки реформирования не дали ожидаемого результата. Истинные цели реформы подменялись, нивелировались кампанейщиной. Узковедомственные интересы, желание сохранить прежний, во многих чертах еще советский порядок, превалировали над общегосударственными интересами.

Поэтому образованная моим решением Государственная комиссия с учетом международного опыта и казахстанских условий проработала основные направления модернизации правоохранительных органов.

Выработанные комиссией подходы мною в целом одобрены. В связи с этим я сегодня подпишу Указ «О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан».

Правительству, Администрации Президента, правоохранительным органам и судам следует безотлагательно приступить к проведению мероприятий по следующим основным направлениям.

Первое. Одним из ключевых вопросов реформы является четкое разграничение компетенции и освобождение правоохранительных органов от несвойственных функций, оптимизация системы расследования уголовных дел и в целом повышение эффективности правоохранительной деятельности.

Функции и полномочия МВД, связанные с деятельностью медицинских вытрезвителей, передаются в ведение Министерства здравоохранения.

Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних - в ведение Министерства образования и науки.

Проведение технического осмотра транспортных средств передается в конкурентную среду. Полномочия по контролю за его проведением - Министерству транспорта и коммуникаций.

Полномочия МВД в сфере охранной деятельности передаются в конкурентную среду, за исключением охраны особо важных стратегических объектов.

Министерству внутренних дел и Генеральной прокуратуре следует имеющиеся у них три региональные транспортные структуры объединить в одну, входящую в центральный аппарат этих органов.

Правительству образовать в структуре МВД Комитет миграционной полиции, что позволит повысить эффективность государственного регулирования миграционных процессов, ужесточить контроль за миграционными потоками.

Для усиления борьбы с наркоманией и наркобизнесом Комитету по борьбе с наркобизнесом МВД передаются в непосредственное подчинение территориальные подразделения, осуществляющие борьбу с наркобизнесом.

МВД принять меры и поэтапно передать функции по исполнению административного ареста - Министерству юстиции. Тем самым органы внутренних дел избавляются от выполнения несвойственных для них функций.

Нам предстоит сделать важный системный шаг - создать Комитет по расследованию МВД путем слияния Комитета криминальной полиции и Следственного комитета. В результате такого объединения должна повыситься эффективность расследования преступлений.

Прежде, чем мы это сделаем, можно реализовать пилотный проект в одной из областей. Но делать это надо - это мировая практика.

Реформирование органов расследования и совершенствование досудебного производства требует повышения роли и ответственности прокурора. В этих целях необходимо возложить на него дополнительные обязанности и усилить координирующую роль прокуратуры.

Указом решается проблема разграничения компетенции между правоохранительными и специальными органами. При этом будет сведена к минимуму так называемая альтернативная подследственность.

В частности, к ведению МВД будет отнесено расследование всех наркопреступлений, за исключением транснациональной наркопреступности, а экономические и коррупционные преступления будут в полном объеме расследоваться финансовой полицией.

В свою очередь, Комитет национальной безопасности сосредоточится на расследовании преступлений, непосредственно связанных с угрозами национальной безопасности.

Указом упраздняется Комитет по судебному администрированию при Верховном суде, на базе которого создаётся Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде.

При этом функции упраздненного органа по исполнению решений судов и связанные с этим полномочия передаются в ведение Министерства юстиции.

В свою очередь, организационное, материально-техническое и иное обеспечение судов, руководство деятельностью судебных приставов будет осуществлять вновь образуемый Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде.

Второе. Другим важным направлением правоохранительной реформы является оптимизация аппаратов правоохранительных органов. Для решения этой задачи Правительству необходимо рассчитать оптимальное количество штатных единиц и внести конкретные предложения по оптимизации.

При этом за счет сокращения управленческого аппарата центрального и областного звена соответствующих государственных органов следует укрепить городские и районные подразделения правоохранительных органов.

Третье. Большой объем работы предстоит проделать Правительству совместно с Парламентом по совершенствованию законодательной базы, ее корректировке, что вытекает из требований Указа.

Прежде всего, надо решительно продвинуться в вопросах гуманизации уголовной политики. Для этого будет подготовлен законопроект, направленный на декриминализацию преступлений, не представляющих большой общественной опасности, с переводом их в категорию административных правонарушений и усилением административной ответственности за их совершение.

В законопроекте следует уделить особое внимание преступлениям в экономической сфере, с тем, чтобы оградить бизнес от давления со стороны правоохранительных органов и стимулировать развитие бизнеса.

Мы должны поставить заслон на пути рейдерству, захвату чужой собственности.

Мы сократим перечень госорганов, имеющих право проверки предпринимателей.

Все эти меры позволят укрепить доверие бизнеса к государству и повысить инвестиционную привлекательность Казахстана.

В целях сокращения тюремного населения следует законодательно расширить сферу применения альтернативных мер наказаний и мер пресечения, не связанных с лишением свободы, а также примирительных процедур, в том числе путем развития института медиации.

Особенно это касается ответственности за экономические преступления небольшой тяжести, если добровольно погашен нанесенный ущерб.

Нужен также комплекс мер по дальнейшему упрощению производства по уголовным делам, повышению его оперативности. В рамках этих мер мы наконец-то признаем легитимность института «сделки о признании вины» в рамках нашего уголовного процесса.

Все это позволит максимально сократить волокиту при расследовании уголовных дел, упростить работу следственных органов, облегчить участь наших граждан.

Большой блок законодательных вопросов предстоит решить по вопросам профилактики преступности, реформировании системы социальной адаптации и реабилитации лиц, отбывших уголовные наказания с передачей этих функций местным исполнительным органам.

Будут внедрены единые правовые стандарты прохождения правоохранительной службы и единые подходы к социальной защите сотрудников, а также высокие критерии для судей и кандидатов на должности судей.

Следует начать работу по демилитаризации правоохранительной системы. Тысячи людей носят погоны, занимаясь по существу вспомогательными и обслуживающими функциями. Погоны должны носить только те, кто выполняет основные функции в каждом ведомстве.

На следующем этапе мы рассмотрим этот вопрос с учетом мирового опыта. При этом необходимо учесть интересы сотрудников и не допустить снижения их зарплаты и качества кадрового состава.

Правоохранительные органы должны тесно сотрудничать с институтами гражданского общества, полнее учитывать в своей работе общественное мнение. Поэтому руководители правоохранительных органов должны чаще встречаться с населением, вести соответствующую разъяснительную работу и призывать к сотрудничеству.

Четвертое. Заинтересованным государственным органам необходимо проработать вопрос и внести предложения о введении в Республике института частной детективной деятельности.

При этом введение частной детективной деятельности должно сопровождаться рядом условий и ограничений, связанных с интересами обеспечения законности и правопорядка, соблюдения прав и свобод граждан, интересов государства.

Пятое. Не останутся в стороне от реформы и местные исполнительные органы (акиматы), на которые возлагается повышенная ответственность за состояние дел по профилактике правонарушений и обеспечению правопорядка. При этом они будут регулярно отчитываться о результатах на заседаниях Правительства.

Шестое. Государственной комиссии необходимо продолжить свою работу и довести до логического завершения реализацию данного указа. Провести анализ работы правоохранительных органов, их структур с целью выявления эффективности их деятельности.

Я обращаюсь к руководителям и депутатам Парламента, нам придется принять целый пакет очень важных законов, активно поработать вместе с Правительством.

Седьмое. Совету безопасности я поручаю осуществлять координацию работы всех силовых органов и обеспечить полномасштабный контроль за их деятельностью. Это и есть ключевое направление национальной безопасности.

Администрации Президента и Правительству принять исчерпывающие меры по реализации Указа. Разработать и в месячный срок утвердить соответствующий План действий.

Уверен, что принятые меры позволят повысить эффективность правоохранительной и судебной систем, обеспечить справедливую и реальную защиту прав наших граждан. Таковы основные положения реформы правоохранительной системы.

Астана, Акорда, 17 августа 2010 г.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии