Плата за цивилизацию. Налоги становятся энергией устойчивого развития экономики страны (Д. Ергожин, октябрь 2010 г.)

«Налоги - плата за цивилизацию» - эти слова известного американского юриста Оливера В. Холмса, 30 лет проработавшего в Верховном суде США, не потеряли своей актуальности: поступательное развитие общества, повышение благосостояния людей сегодня в первую очередь зависят от разумности фискальной политики, позволяющей обеспечивать государство необходимыми средствами. Мировой экономический кризис внес свои коррективы в макроэкономическую политику практически каждой страны. Полный капитализм и свобода предпринимательства, как и любой вид максимализма, показали свои изъяны и выявили проблемы, которые пришлось решать в кратчайшие сроки и уже с властным вмешательством. Инструментом, явившимся катализатором экономического развития в столь сложном периоде, оказался бюджет - то есть именно налоги и другие обязательные платежи.

Основные принципы формирования налогообложения в законодательстве нашей страны начали закладываться с 1995 года. Это время совпало с массовым заключением контрактов на недропользование и других соглашений с иностранными компаниями. Условия, прописанные в тех документах, соответствовали реалиям времени и были построены на принципе «больше экономических выгод для инвестора в условиях рисков, неопределенностей и слабой экономики принимающего государства».

Однако за 15 лет Казахстан на зависть многим сделал мощный экономический и политический рывок, у нас создан благоприятный климат для ведения бизнеса. Справедливо, если взамен приложенных усилий государства в частности и народа в целом будет получена адекватная выгода от ресурсов.

2009 год для республики был ознаменован принятием нового Налогового кодекса, основным новшеством которого стало восстановление экономической справедливости в контрактах на недропользование путем введения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и реформирования рентного налога. Были и иные новеллы, главным образом направленные на смещение бремени с отечественных компаний несырьевого сектора на добывающие отрасли, сокращение административных барьеров и повышение эффективности налогового администрирования.

Своевременное реагирование на политику в отношении недропользователей, которое вылилось в максимальное поступление налогов в Национальный фонд, обеспечило государство необходимыми средствами для преодоления кризиса, поддержки экономики и продолжения 100% финансирования всех социальных программ.

Об эффективности принятых мер можно судить по поступлениям специальных платежей и налогов недропользователей: они выросли с 391,5 млрд. за 2007-2009 годы до 1,143 трлн. тенге за восемь месяцев 2009-2010-х. В частности, только по реформированному рентному налогу зафиксировано «прибавление» с 610,9 млн. до 319,9 млрд. тенге.

Резкий рост объемов пришлись на прошлый год, и это вопреки тому, что на прошлый год пришелся пик кризиса и падение в разы цен на все полезные ископаемые!

Совершенствование налогового законодательства коснулось и администрирования, в том числе в части использования информационных технологий. Так, уже реализовано электронное взаимодействие со всеми банками второго уровня по выставлению инкассовых распоряжений на счета налогоплательщиков по взысканию задолженности, а также получению уведомлений от БВУ об открытии и закрытии счетов.

Отмечу, что уже сейчас в Кабинет налогоплательщика электронным способом направляются порядка 97-98% уведомлений по камеральному контролю. Последний был усилен с целью снижения коррупционности и количества документарных проверок. Итоги его запусков только по НДС уже сегодня определяют десятки тысяч налогоплательщиков, у которых выявляются значительные несоответствия сведений в представленной отчетности. Таким образом, в 2009 году в бюджет дополнительно поступило 10,8 млрд. тенге. Только по результатам отработки результатов камерального контроля за 4-й квартал прошлого года в 2010-м фактически уже уплачено 3,9 млрд. До конца года предполагается осуществить автоматизированный камеральный контроль по КПН, по налогам с фонда оплаты труда (ИПН и социальный налог).

На сегодня налоговые органы используют в работе информационные системы, в рамках которых реализованы основные процедуры администрирования, позволяющие проводить анализ и выявлять дополнительные резервы по увеличению доходной части бюджета. Так, «всплыли» сведения по налогоплательщикам, осуществляющим деятельность без контрольно-кассовых машин (ККМ)…

Процесс усовершенствования законодательства также затронул сферу аудита. Весьма показательно, что за первые шесть месяцев года текущего по результатам нашей контрольно-экономической работы доначислено налогов, платежей и пени на 207,2 млрд. тенге. Для сравнения, в том же периоде 2009-го сумма составляла 118,1 млрд. Качественный рост налицо.

Комплексные проверки проводятся согласно утвержденному плану на основе системы управления рисками (СУР). Он размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры РК и включает (в 2010-м) 4 640 юридических лиц.

Применение СУР позволяет «точечно» проверять только субъектов частного предпринимательства - потенциальных нарушителей законодательства. В настоящее время продолжается работа по совершенствованию критериев оценки степени рисков для отбора по другим категориям налогоплательщиков и включения их в план на будущий год.

Совершенствование законодательства искореняет незаконную деятельность «обнальных» фирм, но при этом не исключает поиск и создание новых схем уклонения от уплаты налогов, поэтому базы данных о нерадивых предпринимателях постоянно обновляются и расширяются. Своевременное реагирование и комплекс мер воздействия позволяют на раннем этапе выявить нарушения и передать информацию для принятия процессуальных решений в правоохранительные органы.

Если по состоянию на первое января налоговые органы располагали судебными актами в отношении 555 налогоплательщиков, признанных лжепредприятиями, то только за последующие шесть месяцев их количество увеличилось на 116 (до 671).

По состоянию на первое июля 8 599 контрагентов лжепредприятий самостоятельно устранили нарушения: представили дополнительные декларации, где скорректирована сумма НДС, ранее отнесенная в зачет по взаиморасчетам на сумму 10,88 млрд. тенге. Кроме того, 6 067 покупателей «исправили» размер КПН на 14,58 млрд. тенге. Налоговики по итогам проверок у 1 297 контрагентов исключили из зачета НДС по таким сделкам на сумму 6,9 млрд., 1 111 контрагентам дополнительно начислено 11,76 млрд. КПН.

Для поддержки субъектов предпринимательства в период стабилизации экономики в текущем году в законодательстве закреплены новые нормы. В соответствии с ними налогоплательщикам будут списаны суммы штрафов за налоговые правонарушения, нарушения законодательства РК о пенсионном обеспечении и (или) об обязательном социальном страховании, наложенные до 1 января 2009-го, а также предусмотрено списание суммы пеней, начисленных до того же срока и не уплаченных по состоянию на первое мая 2010-го.

Все это дает возможность представителям МСБ возобновить предпринимательскую деятельность с чистого листа, без старых долгов.

Кроме того, предусмотрена норма, устанавливающая, что Правительство РК вправе принять решение о предоставлении отсрочки погашения налоговой задолженности, образованной в период с 1 января 2008 года по дату вынесения такого решения.

Выше приведенные меры нацелены на оздоровление предприятий несырьевого сектора в рамках реализации второго направления программы «Дорожная карта бизнеса-2020», которое предполагает в том числе субсидирование процентной ставки по имеющимся кредитам банков.

Следует отметить, что основная масса налогоплательщиков добросовестно исполняет свои обязательства, а задача налоговых органов в свою очередь - обеспечить максимально качественное предоставление государственных услуг.

Место соприкосновения налогоплательщика с налоговыми органами, своего рода «визитная карточка» последних, - центры приема и обработки информации. Они принимают, обрабатывают и выдают около 50 видов документов, при этом в центре могут обслуживаться и граждане, предпочитающие «электронное общение», для чего предназначен терминал налогоплательщика, коммуникации и компьютерное обеспечение которого предоставляются бесплатно.

В целом по республике функционируют 215 центров. К ним предъявляются определенные требования: наличие мест ожидания, бесплатного компьютерного оборудования, столов для заполнения документов и так далее. То есть создаются благоприятные условия, позволяющие с комфортом исполнить свои налоговые обязательства и получить услуги. Ежегодно осуществляется строительство и реконструкция центров, к примеру, только в 2010 году запланирован ввод в действие девяти дополнительных…

В целях снижения административных барьеров разрабатываются стандарты по 24 налоговым услугам, включенным в реестр государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам.

Начиная с 2007 года по инициативе Налогового комитета осуществляется обследование мнения налогоплательщиков с целью оценки деятельности службы. Показатель удовлетворенности субъектов бизнеса качеством услуг в 2008-м составил 81%, по итогам 2009-го - 85%, по населению положительная динамика такова: 72% и 91% соответственно.

Для обеспечения повсеместного доступа к электронным услугам терминалы налогоплательщика устанавливаются в сельских округах, функционируют пункты общественного доступа (ПОД). Кроме того, наш комитет предоставляет свои сервисы и на портале «электронного правительства».

Нужно обратить внимание на тот факт, что налоговые органы одними из первых в стране стали внедрять «е-услуги», в том числе с использованием ЭЦП. В дальнейшем планируется расширение их перечня для минимизации контактов налогоплательщиков с клерками.

Все проводимые мероприятия позволят нам выйти на более качественный уровень общения с налогоплательщиками и приблизят службу к решению стратегической задачи по обеспечению удовлетворенности общества нашей деятельностью.

Другая ключевая задача налоговиков - искоренение коррупции в собственных рядах. Примечательно, что в первом полугодии из 27 правонарушений нашими силами выявлено 20 (удельный вес - 74%), тогда как за аналогичный период 2009-го это были всего 23%. Рост в 6,6 раза!

Активизирована работа и по выявлению коррупционных преступлений. За шесть месяцев из 35 уголовных дел по нашей инициативе возбуждено 22, органами финансовой полиции - 11, национальной безопасности - 2. Если сравнить с показателями годом ранее, то количество дел, возбужденных по инициативе налоговиков, возросло почти в 7 раз, а их удельный вес - в 5.

С 1 июля текущего года вступил в силу Таможенный союз трех государств - Казахстана, Беларуси и России. Функции сборов НДС перешли от таможенных органов к налоговым.

Налоговый кодекс, Кодекс об административных правонарушениях претерпели некоторые изменения, приняты 11 приказов министра финансов, ряд постановлений Правительства, регламентирующих вопросы администрирования косвенных налогов в ТС, направленных на исключение фактов их недопоступлений по товарам, импортируемым на территорию РК из стран-партнеров.

Как показали итоги первого месяца работы союза, поступления превысили 18,6 млрд. тенге - на 920 млн. больше, чем за июнь, что говорит о правильности стратегического курса экономической интеграции.

В целом за январь - август годовой план по доходам госказны в компетенции Налогового комитета МФ РК составил 1,9 трлн. тенге и исполнен на 108,6%, в том числе республиканский бюджет - 1,1 трлн. (110,5%), местный - 800,4 млрд. (105,9%), к концу года ожидается стопроцентное исполнение по всем уровням бюджетов.

Увеличение налоговых поступлений в первом полугодии свидетельствует об оздоровлении казахстанской экономики: она растет, работает, «дышит полной грудью».

Политика Президента в области налогообложения - своевременная и обоснованная. Со своей стороны налоговые органы прилагают все усилия по осуществлению надлежащего контроля над исполнением норм законодательства, внедрению лучшего международного опыта в области администрирования и предоставления государственных услуг.

Даулет ЕРГОЖИН,

председатель Налогового комитета

Министерства финансов РК


11 сентября 2010, 12:22
Источник, интернет-ресурс: Газеты «Казахстанская правда» , Ергожин Д., Ергожин Д.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript