Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Канат Берентаев: «Повышение пенсионного возраста необоснованно»

Фото : 20 ноября 2010, 19:26

Канат Берентаев: «Повышение пенсионного возраста необоснованно»

Во время масштабной пенсионной реформы в конце 1990-х Казахстан первым из стран СНГ повысил пенсионный возраст до сегодняшнего порога. В тот смутный и трудный для всех период введение такой меры было логическим, хотя и непопулярным методом поддержания пенсионной системы. Сегодня эта тема вновь поднялась на поверхность. "Вброшенная" идея моментально обрела как сторонников, так и противников.

На пороге кризиса

Предложение о повышении пенсионного возраста для женщин на пять лет прозвучало во время презентации проекта Национального плана действий по улучшению положения пожилых людей на 2011-2020 годы, разработчиком которого является Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте страны. Авторы проекта объясняют свою инициативу тем, что многие казахстанки продолжают работать, достигнув пенсионного возраста. Вслед за ними "за" повышение пенсионного порога для женщин высказался председатель Ассоциации пенсионных фондов Казахстана Айдар Алибаев. Правда, он выдвинул другое обоснование - продолжительность жизни женщин (в нашей стране они в среднем живут на десять лет дольше, чем мужчины). Об обоснованности очередного увеличения пенсионного возраста и о нынешнем самочувствии пенсионной системы мы побеседовали с заместителем директора Центра анализа общественных проблем Канатом Берентаевым.

- Скорее всего, высказывания о возможном повышении пенсионного возраста для женщин, а впоследствии и для мужчин носят "прощупывающий" характер, чтобы оценить реакцию населения на эту непопулярную меру, степень ее неприятия будущими пенсионерами, - предполагает собеседник. - Пример Франции показывает, что ужесточение пенсионного законодательства может вызвать социальный взрыв. И если пенсионная реформа в Казахстане, связанная с переходом на накопительную систему, прошла безболезненно, то это результат не осознания населением страны необходимости отказа от солидарной пенсионной системы, а следствие тяжелой экономической ситуации, когда перед каждым стоял вопрос физического выживания в условиях кризиса. В той ситуации нас интересовали совсем другие вопросы. Острота же проблемы на настоящий момент состоит в том, что пенсионная система Казахстана находится в преддверии глубокого кризиса. В ближайшие годы начнется массовый выход на пенсию "самозанятых", которые не имеют пенсионных накоплений, перебиваются случайными заработками, имеют нестабильный доход. Они выжили в тяжелые времена только за счет своей инициативности, не полагаясь на заботу государства. Их ожидает минимальная пенсия, которая сегодня в 2-2,5 раза ниже реального прожиточного минимума. Вряд ли можно надеяться, что это соотношение в ближайшие годы изменится, так как одна из главных целей социальной политики государства - это минимизация государственных расходов, в том числе и на пенсионное обеспечение. В этом отношении я не считаю, что сдерживание расходов государства на пенсионное обеспечение следует рассматривать как положительный момент. На другой чаше весов находится обеспечение "нормальной жизни" (в пределах прожиточного минимума) порядка трех миллионов будущих пенсионеров.

На рост пенсионных накоплений населения эта мера также не окажет существенного влияния. При средней заработной плате порядка 70-80 тысяч тенге (а у женщин, особенно занятых в бюджетной сфере, она намного ниже) работающая женщина за пять лет дополнительно накопит 400 тысяч тенге. Покажется ли ей такая сумма достаточно привлекательной, чтобы работать еще пять лет? Для НПФ это, безусловно, выгодно, поскольку увеличатся пенсионные поступления. Но может ли это рассматриваться как аргумент для увеличения пенсионного возраста?

- Как повлияет увеличение пенсионного возраста для женщин на ситуацию с занятостью?

- Трудно дать однозначную оценку. С одной стороны, при реализации планов правительства (государственной программы ФИИР, стратегии "Казахстан-2020" и других секторальных программ) предполагается создание новых рабочих мест. Но какова доля женских рабочих мест, неизвестно. В этой связи можно было бы предположить, что возрастет конкуренция на рынке труда среди женщин. Но в связи с резким снижением качества подготовки кадров, низкой оплатой труда в отраслях социальной сферы (учителя, врачи, медицинские сестры, лаборанты и т.п.), в которых преимущественно заняты женщины, даже при высоком уровне безработицы учреждения этой сферы, особенно в сельской местности, имеют вакантные места. Более того, квалифицированные специалисты в этих отраслях - уже состоявшиеся пенсионеры - продолжают активно работать, так как им не могут найти достойную замену. Ясно, что молодые специалисты не смогут конкурировать с более опытными. При этом, с моей точки зрения, существенно ухудшится положение работающих женщин предпенсионного возраста. Они будут находиться под "прессом" угрозы увольнения именно в тот период своей жизни, когда практически невозможно трудоустроиться на новом месте из-за возраста. А это сыграет на руку работодателям, которые непременно воспользуются данным обстоятельством.

- В рамках пенсионной реформы конца 1990-х Казахстан первым из стран СНГ повысил пенсионный возраст для представителей обоих полов на три года. Считается, что главной причиной этого была нехватка средств в Пенсионном фонде страны. Испытывают ли сегодня НПФ проблемы с активами?

- Пенсионная реформа в Казахстане была связана не только с повышением возраста выхода на пенсию, но и сменой модели пенсионного обеспечения - переходом от солидарной системы к накопительной. В качестве образца была принята чилийская модель, которая не выдержала проверки временем. К настоящему времени, по некоторым данным, в Чили отказались от нее. Пенсионная реформа в Казахстане проводилась по настоянию западных консультантов, преследовала цель минимизации роли государства в реализации социальных программ. Результатом стало фактическое обнищание большинства состоявшихся пенсионеров, получающих пенсию, размер которой едва-едва обеспечивает минимальный прожиточный уровень. При назначении пенсий массовым явлением стало нарушение принципов социальной справедливости. Люди, внесшие решающий вклад в становление Казахстана как государства с развитой промышленностью и сельским хозяйством, оказались на обочине жизни. Что касается НПФ, то здесь сдерживающим фактором является отсутствие развитого рынка ценных бумаг, в которые можно было бы инвестировать пенсионные накопления, отсутствие возможности инвестировать в реальный сектор экономики, например, в жилищное строительство. Следует иметь в виду и низкие доходы населения и, следовательно, низкие размеры пенсионных отчислений. Но, с моей точки зрения, нужно изменить саму систему пенсионного обеспечения - в частности, пересмотреть роль и функции НПФ в пенсионном обеспечении населения. Без пересмотра концепции системы пенсионного обеспечения совершенствование работы НПФ ни к чему не приведет. Мировой кризис продемонстрировал, что даже крупные пенсионные фонды развитых стран оказались на грани банкротства, и пришлось вмешаться государству, чтобы спасти эти фонды, принимать непопулярные меры, в том числе и связанные с повышением пенсионного возраста для населения.

Вне группы риска

- К началу 2010 года количество казахстанцев в возрасте 65 лет и старше составило более миллиона - это 7,14% от общей численности населения страны. Эксперты ООН отнесли Казахстан к государствам с ускоренными темпами старения, и, по их прогнозам, к 2050 году 25% граждан страны будут пожилыми людьми. Есть ли необ-ходимость в пересмотре пенсионного возраста для мужчин в сторону увеличения, повышение установленной 10%-ной ставки обязательных страховых взносов?

- С моей точки зрения, Казахстану не грозит попасть в группу стран с ускоренными темпами старения населения. Реальный уровень жизни населения в нашей стране, к сожалению, очень низкий, далеко не соответствует нормативам рационального потребительского бюджета. Сокращение уровня бедности достигнуто благодаря статистическим методам, которые в 2-2,5 раза занижают стоимость минимального прожиточного минимума. При расчете располагаемых денежных доходов не учитывается, что 10% заработной платы в обязательном порядке отчисляются в НПФ. Принятые нормы потребления основных видов продуктов питания обеспечивают потребности в продуктах питания на грани физиологического выживания или несколько выше, несбалансированы по белкам, жирам и углеводам, в частности животного происхождения. Достаточно высоким является уровень заболевания населения, а также уровень смертности, в том числе детской и материнской. При расчете детской смертности не учитывается количество абортов. Поэтому трудно предположить, что продолжительность жизни в Казахстане резко возрастет. Прогнозируемый рост доли пожилых людей до 25% населения, естественно, возможен, если численность населения стабилизируется на уровне 17-18 млн. человек или, к сожалению, появится тренд депопуляции, что не исключено в долгосрочной перспективе. Резервы же роста численности населения за счет внешней иммиграции уже практически исчерпаны.

Соотношение численности пенсионеров и занятого населения в Казахстане намного лучше, чем в развитых странах. Поэтому предложение о повышении пенсионного возраста не имеет объективной основы. Тем не менее, кардинальное реформирование системы пенсионного обеспечения необходимо. С моей точки зрения, оно должно иметь целью обеспечение достойной старости всем казахстанцам с учетом их вклада в развитие страны, а не экономию бюджетных средств за счет выплат пенсий и социальных пособий. Поэтому необходима новая концепция системы пенсионного обеспечения, которая сочетает солидарную и накопительную системы. Концепция должна предусмотреть, что размер минимальной пенсии должен быть не ниже реального минимального прожиточного минимума. Все граждане Казахстана, достигшие пенсионного возраста, должны получать такую минимальную пенсию, так как это один из главных критериев социально ориентированного государства, каковым по Конституции является Казахстан.

Работники бюджетной сферы - медицинские работники, учителя, работники культуры и искусства, физической культуры и массового спорта - должны получать пенсию на солидарной основе, в размере, который не снижает уровень и качество их жизни. Пенсия этой категории пенсионеров должна быть не менее 70% от средней заработной платы в целом по народному хозяйству или персональной заработной платы за последние годы работы по специальности. Гарантия государства в достойном пенсионном обеспечении бюджетных работников станет не только стимулом закрепления кадров.

Для решения демографических проблем следует обеспечить пенсии многодетным матерям, воспитавшим трех и более детей. Они должны быть приравнены к пенсиям работников образования, в общий трудовой стаж должно быть включено время на воспитание детей до 16 лет.

Нефтяной фонд Норвегии создавался как фонд будущих поколений пенсионеров, чтобы гарантировать им достойный уровень жизни в кризисных ситуациях. В соответствии с истинным назначением Нефтяной фонд два-три года назад был преобразован в Пенсионный фонд Норвегии. В этой связи было бы целесообразно создать у нас Национальный пенсионный фонд, в котором будут аккумулироваться все обязательные пенсионные отчисления и из которого будут выплачиваться трудовые пенсии. В этот фонд можно передать все пенсионные отчисления, которые сейчас размещены в негосударственных накопительных пенсионных фондах. Источники поступления средств Национального пенсионного фонда - это обязательные пенсионные отчисления работников негосударственной сферы и отчисления из бюджета страны в размере 10% от фонда заработной платы работников бюджетной сферы. Предварительные расчеты показывают, что ежегодные поступления в Национальный пенсионный фонд компенсируют затраты, направленные на повышение пенсий. Кроме того, в кризисных ситуациях и на этапе трансформации пенсионной системы можно привлечь средства Национального фонда. Использование части средств Национального фонда на поддержку пенсионного обеспечения является не только справедливым (каждый казахстанец является совладельцем недровых ресурсов), но и оправданным, т.к. вместо "замораживания" в ценных бумагах других стран будет работать на отечественную экономику. Двукратное увеличение минимальной пенсии и соответствующее увеличение других пенсий и пособий, по нашей оценке, составит не более 500 млрд. тенге (по проекту бюджета на 2011 год - расходы на пенсионное обеспечение составят около 937 млрд. тенге). Общий объем поступлений в Национальный фонд в 2011 году составит 1649 млрд. тенге. В этой связи поступления в Национальный фонд полностью перекрывают дополнительные потребности в финансировании повышения пенсионных выплат со стороны государства. Двукратное увеличение пенсионных выплат не повлечет, с нашей точки зрения, негативных последствий. По нашей оценке, эта мера практически в два раза увеличит покупательский спрос со стороны населения, что положительно повлияет на развитие малого и среднего бизнеса, развитие которого сдерживается отсутствием платежеспособного спроса.

Негосударственные пенсионные фонды должны стать полностью добровольными. Это приведет к тому, что произойдет их укрупнение, повысится надежность. Судьба таких фондов будет прямо зависеть от их надежности, эффективности, привлекательности для потенциальных вкладчиков. Вкладчиками НПФ станут те люди, которые хотят иметь гарантированную надбавку к своей трудовой пенсии, располагают доходами, позволяющими производить пенсионные отчисления. Но это должны быть добровольные отчисления сверх обязательных 10% отчислений в На-циональный пенсионный фонд.

Вероника Лим


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии