Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Ожидаемое соглашение о трудовой миграции позволит упорядочить трудовые отношения между Россией, Казахстаном и Белоруссией

Фото : 20 ноября 2010, 19:25

 

В прошлом номере мы подняли тему рынка рабочей силы в рамках Таможенного союза. Ожидаемое соглашение о трудовой миграции позволит упорядочить трудовые отношения между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Предполагается, что казахстанцы смогут на равных с российскими гражданами устраиваться на работу в РФ. Руководитель аналитического центра «Наше Дело» Нуртай Мустафаев озвучил основные параметры рынка иностранной рабочей силы и отметил намечающийся прогресс.

- Существуют ли в настоящий момент какие-либо ограничения бюрократического характера для работы казахстанцев в Российской Федерации и для работы россиян на территории РК?

- Да. Во-первых, это общие ограничения по численности привлекаемых гастарбайтеров. Например, на 2010 год в России установили квоту в 1 млн. 944 тысячи человек иностранной рабочей силы, а в Казахстане она была утверждена на уровне 0,75% от экономически активного населения, что составляет примерно 60 тысяч человек. Это общее ограничение по численности, которое задает пределы легального потока трудовых иммигрантов. Прибывающие сверх квоты гастарбайтеры, как правило, не имеют разрешающих документов, и к ним со стороны миграционных служб применяются административные санкции, хотя почти между всеми странами СНГ действует безвизовый режим. И фактически количество таких людей в России и в Казахстане в несколько раз больше квоты. По экспертным оценкам, численность гастарбайтеров из стран СНГ в России составляет 3 млн. человек, всего нелегальных иммигрантов, включая страны дальнего зарубежья, - порядка 10-11 млн. человек. В Казахстане численность нелегальных трудовых иммигрантов, по разным оценкам, составляет от 700 тысяч до 1 миллиона человек.

Во-вторых, есть ограничения и по квалификации. В Казахстане квота предусматривает распределение по численности четырех категорий работников - управленцев, специалистов, квалифицированных рабочих, сезонных рабочих. В России в мае этого года ввели патенты, позволяющие иностранным рабочим приезжать вне квоты. Эта новация значительно облегчает им возможность работать в России. Заплатил мигрант 1 000 рублей за патент и спокойно, не опасаясь миграционных служб, на законных основаниях работает.

- Чем, на ваш взгляд, вызван дубляж соглашений ТС с соглашениями, ратифицированными в 1998-99 годах, которыми было зафиксировано свободное перемещение работников и свободное устройство на работу в РФ?

- Те соглашения во многом были декларативного характера. За десять лет, последовавших после их принятия, принимались другие акты, несколько менялись нормы не только правил для трудовых иммигрантов, но даже таких базовых законов, как закон о гражданстве. Многие соглашения в рамках разнородного, аморфного СНГ оказались скорее актами о благих намерениях. Практика взаимодействия стран СНГ показала, что реально соблюдаются только двусторонние соглашения. Осенью 2000 года был образован ЕврАзЭС, но и в этом объединении решения не носят достаточно жесткого императивного характера. И СНГ, и даже ЕврАзЭС все ж таки оказались больше политическими объединениями. Не зря СНГ в свое время окрестили объединением по цивилизованному разводу после распада Союза. Иное дело Таможенный Союз. База объединения - экономическая. Взаимодействовать на экономической основе, а не на воспоминаниях об общем прошлом - совсем иное дело. Дружба дружбой, а табачок врозь. Недаром и Беларусь, и Казахстан, и Россия заинтересованно отстаивают свои позиции по всем согласуемым вопросам. Именно на экономической основе и может строиться не декларативное, а реальное партнерство. Поэтому будущее Соглашение об общем рынке рабочей силы в рамках ТС не дублирует прежние соглашения. Там, где в основе экономика, там уже не декларации о «вечной дружбе», общем менталитете и т.д. Снятие таможенных барьеров - совсем иной формат объединения. Свободное перемещение товаров предполагает и свободное перемещение рабочей силы. В отличие от СНГ и ЕврАзЭС, иной формат ТС предполагает и иной, общий рынок рабочей силы. Без барьеров.

- Не сорвется ли реализация соглашений ТС по рабочей силе из-за их неисполнения на местах?

- Органы госуправления, сотрудники ведомств в любой из трех стран Таможенного Союза просто обязаны выполнять правовые акты, утвержденные их правительствами. У прибывающих работников будут те же права, что и у граждан страны, в которой они устраиваются на работу. Другое дело - работодатели. Они могут под тем или иным формально объективным предлогам не принимать на работу выходцев из другой страны ТС на общих для граждан их стран основаниях. Но это может коснуться лишь «классических» гастарбайтеров, занятых неквалифицированным, относительно низкооплачиваемым трудом, поскольку работодателям будет невыгодно платить трудовым мигрантам как своим гражданам. Но казахстанцы и белорусы составляют незначительную часть гастарбайтеров в России. Основная часть трудовых мигрантов там - граждане Украины, Молдовы, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и таких стран вне СНГ, как Китай, Вьетнам. В СНГ только Россия и Казахстан - принимающие гастарбайтеров страны. В Беларуси относительно стабильный рынок труда.

- Какова, на ваш взгляд, реальная потребность России в рабочей силе из Казахстана, работники каких профессий будут там востребованы? Официальные цифры потребности довольно высоки, но у россиян есть собственные затруднения с поиском работы и предвзятое мнение о работниках из бывших советских республик.

- Потребность России в рабочей силе из Казахстана, безусловно, есть, но она структурирована. Спрос на неквалифицированную рабочую силу в полной мере восполняют гастарбайтеры из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана. В строительном, аграрном секторах - рабочие из Украины, Молдовы. Россия, как и другие страны, заинтересована в квалифицированной рабочей силе, специалистах. Не только из Казахстана, но и из других стран. С заключением Соглашения, снятием барьеров, созданием общего рынка труда в рамках ТС потоки квалифицированных рабочих, специалистов из Казахстана в Россию возрастут.

Мигрантофобия, негативные стереотипы в отношении гастарбайтеров из постсоветских стран в России есть. Но белорусы и казахстанцы, в отличие, например, от молдован, узбеков, таджиков, воспринимаются в России как граждане страны, а не как иностранцы, пусть даже и из бывших союзных республик. В приграничных регионах России, да и в целом по стране с незапамятных времен проживают свыше 800 тысяч этнических белорусов и около 700 тысяч казахов, которые составляют соответственно восьмую и девятую по численности этнические группы, то есть являются одними из наиболее многочисленных. Они - граждане страны, собственно россияне. В большинстве случаев выходцы из Беларуси и Казахстана вообще могут и не восприниматься как иностранцы.

- Насколько востребована работа в России у казахстанцев, и работники каких специальностей в перспективе могут воспользоваться предоставленными возможностями?

- Работа в России востребована казахстанцами - прежде всего, речь идет о специалистах средней и высокой квалификации, причем в самых разных отраслях. Почему? Да просто потому, что Казахстан, как и Россия, - лидер по объемам трудовой иммиграции. Гастарбайтеры в Казахстане отвадили местное население от тяжелого, неквалифицированного труда. Воспользуются снятием барьеров работники, специалисты средней и высокой квалификации, поскольку формальные ограничения будут сняты, притом, что оплата труда в России выше.

Вероника Лим

 

Размещено: 8 ноября 2010

Соглашение о трудовой миграции в рамках Таможенного Союза позволит упорядочить трудовые отношения между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Казахстанцы смогут беспрепятственно находить работу у северных соседей - во всяком случае, такие перспективы обрисованы. Рынок иностранной рабочей силы в самом крупном «импортере» региона - Российской Федерации - всегда отличался сложностью регулирования, а кризисные годы серьезно подточили надежды нерезидентов заработать там на хлеб с маслом. И если эксперты с оптимизмом смотрят на достигнутые в рамках союза договоренности, то в среде потенциальных участников процесса растут сомнения.

Общий для трех стран рынок рабочей силы будет сформирован в течение одного-двух лет, он должен стать максимально эффективным и прозрачным - таков намеченный итог разработки соглашений о трудовой миграции между Россией, Беларусью и Казахстаном. Как сообщил заместитель министра труда и социальной защиты населения РК Биржан Нурымбетов, «сделан существенный шаг вперед: решено, что передвижение рабочей силы между тремя странами будет осуществляться без каких-либо ограничений». Вице-министр отметил большую подготовительную работу экспертов, а также глав профильных ведомств, в ходе которых были определены единые подходы. Целью встреч стало максимальное сокращение разрешительных процедур в отношении трудовой миграции в рамках ТС. Несмотря на то, что в настоящее время в законодательстве Беларуси, России и Казахстана существуют определенные ограничения (квотирование, выдача разрешений, лицензирование и т.д.), трудовой рынок весьма оживлен и сохраняет высокие темпы развития, особенно это характерно для взаимоотношений РК и РФ, а также РФ и Республики Беларусь. В частности, по данным Б.Нурымбетова, сегодня в Казахстане работают около 1,3 тысячи россиян, в России - порядка 9,5 тысячи казахстанцев. В Беларуси трудятся 50 казахстанцев, в Казахстане - 30 белорусов. Позиция Астаны относительно роли Казахстана зафиксирована четко: наша страна, как и Россия, скорее, выступает импортером рабочей силы, а Беларусь экспортирует кадры в Россию.

В свою очередь, российская сторона отмечает перспективность грядущих и уже заключенных соглашений, без которых Таможенный Союз не сможет развить свой потенциал в полную силу. Казахстанцы и белорусы после ратификации документов по формированию общего рынка рабочей силы смогут устраиваться на работу в России без препон, сообщил вице-премьер РФ Александр Жуков. По его словам, в настоящее время граждане Беларуси и Казахстана наравне с другими гражданами стран СНГ не имеют особых привилегий при трудоустройстве, «но после того, как будут подписаны эти соглашения в рамках Таможенного Союза, для них будут созданы практически такие же условия, как и для россиян».

 

Как показывает практика, определенный процент казахстанцев с радостью бы улучшил свое материальное положение на земле «триколора», тем более что 150-миллионное население РФ не покрывает потребности страны в трудовых ресурсах. Подобная ситуация сложилась еще при Союзе, а тяжелые в демографическом плане годы перехода к рыночной экономике лишь усугубили ее. Мигранты нужны России. Другой вопрос: какие условия и в каких сферах деятельности работу готов предоставить нам северный сосед? Рядовые россияне напрягаются при словах «трудовые мигранты», поскольку последние не только делают за жителей крупных городов грязную работу, но и создают социальную напряженность. Отчетливое недовольство мигрантами прослеживается буквально во всех блиц-опросах, но стоит отметить, что казахстанцам, как и белорусам, удалось в целом сохранить незапятнанный имидж, чего не скажешь о представителях Узбекистана, Таджикистана и кавказских республик. Кроме того, существуют регионы, администрация которых сознательно ограничивает прием на работу иностранцев - улицы подметают местные дворники, маршрутки водят отечественные водители, сохраняя тем самым довольно высокую (по сравнению с мигрантами) планку заработных плат. Очевидно, что ситуация с трудовыми ресурсами в Казахстане не настолько тяжела, чтобы подвигнуть наших соотечественников конкурировать за должности дворников с персонажами «Нашей Раши». Казахстанцы претендуют на более высокие позиции. Российские же работодатели отмечают несколько болевых точек, касающихся, впрочем, не только граждан Казахстана - подобные моменты актуальны буквально для всех трудовых мигрантов постсоюзного пространства.

Например, представители крупнейшей российской компании, работающей в сфере IT-технологий, сетуют на громоздкую и забюрократизированную систему перевода денежных средств работникам из Казахстана. Данная компания имеет филиалы в ряде стран СНГ, заинтересована в том, чтобы ее иностранные сотрудники работали по месту проживания, и ее специалисты утверждают, что расширению штата сегодня препятствуют именно бухгалтерские сложности. Не слишком востребованы, по мнению россиян, и многие категории финансистов и банковских служащих: при переезде в РФ им придется изучать законодательство с нуля, так как российские и казахстанские стандарты сильно отличаются. В одном из казахстанских банков, работающих в Москве, нам пояснили, что в настоящее время граждане РК у них занимаются лишь контролем и безопасностью, штат экономистов же набран полностью из россиян. Переучивать казахстанцев дорого и долго, убеждены в банке, проще принять на работу местного студента-недоучку. Представители научной общественности, технических и гуманитарных вузов солидарны в одном: иностранные специалисты требуются им лишь по точным заявкам и с четко оговоренной квалификацией, а неучей и «халявщиков» хватает и дома. «Нам нужны иностранные специалисты только в том случае, если они светила с мировым именем», - прямо заявили в одном из известнейших московских университетов. С другой стороны, на селе, в небольших городах ощущается недостаток врачей, учителей и инженеров, но возникают сомнения, что казахстанская молодежь заинтересуется теми зарплатами, которые в силах предложить российская глубинка. Некоторые жители Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга и прочих крупных городов в принципе скептически воспринимают идею трудовой миграции, тем более из стран, граждане которых благополучны в социальном плане и претендуют именно на хороший заработок, а не ищут спасения от голодной смерти. Согласно поговорке «русские долго запрягают, да быстро едут», многие отрасли РФ только сейчас в полной мере начали ощущать последствия кризиса. Люди с высшим образованием не могут найти работу, идут в уборщики и встают за прилавки, а вы еще хотите привлекать мигрантов? - такова достаточно распространенная претензия россиян в адрес местных властей.

Малый и средний бизнес традиционно более свободен в выборе методов выживания, но именно этой сфере бюрократические проволочки наносят самый серьезный урон. Руководитель одного из московских рекрутинговых агентств отметила довольно высокую потребность в нянях, учителях, работниках сервиса и квалифицированных рабочих со стороны предпринимателей российской столицы и области. В том числе бизнесмены охотно нанимали бы иностранцев, поскольку местные не рвутся на «не престижные» должности, отличающиеся между прочим довольно неплохим заработком и условиями. Но каждый раз при попытке оформить иностранного гражданина владелец агентства проклинает отечественные службы занятости и местные власти. «Кроме регистрации требуется так называемое «разрешение на работу», документ, за который официально надо заплатить приличную сумму и подождать довольно длительный срок. Без него на легальную работу устроиться невозможно, не примут даже уборщицей. Те, у кого таких денег нет, идут их зарабатывать «по-черному»: нанимаются няньками, сиделками, на стройки, и это в лучшем случае. В худшем - в Москве существуют целые заводы, где фактически используется рабский труд, есть биржи нелегалов, но в случае обращения в подобные структуры никто не гарантирует ни заработка, даже физической безопасности мигранта», - рассказывает владелец агентства. Также специалист по рынку труда уверена, что отмена бюрократизированных «разрешений» ударит по тем, кто делает бизнес на иностранных работниках. В том числе пострадают и сотрудники правоохранительных органов, которые сегодня собирают значительную мзду с не имеющих разрешения, и потому владелец агентства с сомнением воспринимает внедрение мер Таможенного Союза на практике. «Чтобы найти хорошую работу в Москве или другом крупном городе России, иностранный специалист должен договориться с работодателем заранее, подготовить все необходимые документы и, безусловно, обладать высокой квалификацией», - считает специалист.

Представители казахстанско-российских интеграционных НПО не видят в грядущих соглашениях Таможенного Союза ничего принципиально нового, предсказывают большие перспективы общего рынка труда и считают, что причина его «притормаживания» заключается в правовой неграмотности и немобильности населения. В частности, председатель общества развития образования и науки «Светоч» Алексей Лобанов отметил, что аналогичные соглашения, регламентирующие работу казахстанцев в РФ, были заключены между нашими странами еще в 1998 году, когда Казахстан и Россия подписали рекордное количество документов, закрепляющих многовековое сотрудничество. В соглашениях прошлых лет точно так же закреплялись равные права иностранных работников в любых организациях, кроме определенного перечня госорганов. Эксперт считает, что нагромождение разрешительных документов может быть следствием инициативы местных властей, коль скоро наплыв мигрантов в последние годы вызвал к жизни только одно средство регулирования рынка труда - запретительные меры. Тем не менее, юридические нормы предписывают приоритет международных соглашений над внутренними, их всего лишь нужно исполнять. Особое значение здесь имеет осведомленность мигрантов о своих правах и умение их отстаивать - зачастую мигранты не пользуются законно предоставленными возможностями и не владеют элементарными навыками борьбы с бюрократией. По уверению Алексея Лобанова, многие казахстанцы отлично устроены в РФ, а еще достаточное количество отечественной молодежи и специалистов среднего возраста хотели бы найти работу за рубежом. Сегодня мигранты-казахстанцы в основном сосредоточены в приграничных районах, там, где есть потребность в вахтовом методе, - в частности, на месторождениях. «Интеграционное пространство формируется не только за счет перемещения товаров и международных встреч, рынок труда играет здесь значительную роль - в обмене опытом и специалистами, в объединении потенциалов и есть суть интеграции. Полагаю, что кроме прочего, многие российские компании в будущем пожелают открыть у нас свои представительства и филиалы, поскольку внутренне налоговое законодательство мягче российского по некоторым параметрам», - считает эксперт. Он также подтвердил, что пренебрежительное наименование «гастарбайтер» в гораздо большей степени относится к представителям более южных республик, а казахстанцы, напротив, легко вливаются в российское бизнес-сообщество. В нашей стране значительно развита городская культура, сохранена основная база подготовки кадров, что делает казахстанских граждан более конкурентоспособными на иностранном рынке труда, в какой стране бы он ни располагался. Мировая практика показывает, что государство, подобное Казахстану, просто обречено на постоянный обмен трудовыми ресурсами, что повышает наши шансы пережить кризис с минимальными потерями. Квалифицированные специалисты и рабочие будут востребованы в любых сферах, и поскольку российский рынок труда на порядок больше аналогов сопредельных государств, то полная отмена бюрократии - всего лишь вопрос времени и активных усилий. В этом отношении инициатива в рамках Таможенного Союза весьма актуальна, и препоны могут возникнуть в основном на местном уровне.

Вероника Лим


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии