Законопроект о доступе к публичной информации в очередной раз отложен

 

14.12.2010

Жасулан КУЖЕКОВ

 

Рассмотрение законопроекта о доступе к публичной информации отложено на 2012 год. Накануне проект поправок был рассмотрен экспертами ОБСЕ, которые внесли немало замечаний.

 

Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ и юридическая программа «Артикль XIX» базирующаяся в Лондоне представили на круглом столе в парламенте Казахстана свои заключения на проект закона «О доступе к публичной информации», который был ранее презентован в Астане 23 сентября 2010 года. Данный законопроект был подготовлен с участием не только гражданских активистов, но и депутата парламента Жакыпа Асанова и представителей президентской партии «Нур Отан».

Однако круглый стол оставил двоякое впечатление. Во-первых выяснилось, что русский вариант законопроекта поступил в мажилис парламента только 13 декабря и депутаты оказались не готовы к детальному обсуждению замечаний и предложений ОБСЕ и «Артикль XIX», поэтому многие не пришли. Интерес проявили фактически только сам Жакып Асанов и депутат Айгуль Соловьева. Занятость своих коллег несколько смущенные депутаты объяснили журналистам и представителям международных организаций их занятостью.

Открывая круглый стол, Жакып Асанов сказал, что казахстанские нормы о доступе к информации разбросаны по многочисленным и различным нормативно-правовым актам. По его словам, качеству разработанного законопроекта ОБСЕ дало «исключительно позитивную оценку», однако эта позитивная оценка трудно сочеталась с количеством внесенных предложений. На 17-страничный текст казахстанского законопроекта эксперты ОБСЕ представили замечания на 27 страницах, при этом размер шрифта заключения ОБСЕ был гораздо меньше шрифта в тексте самого законопроекта.

Международные эксперты отметили ряд сильных сторон казахстанского законопроекта. В частности это нормы о том, что публичную информацию должны предоставлять не только государственные органы Казахстана, но и компании с участием государственного акционерного капитала и монополисты. Предполагается, что и частные фирмы, участвующие в государственных тендерах, будут также подотчетны гражданам в вопросах использования бюджетных средств. Эксперты также отметили возможность для иностранцев делать запросы в государственные органы Казахстана, отсутствие необходимости обоснования интереса к публичной информации.

 

40 ВИДОВ ТАЙН КАЗАХСТАНА

Наибольшие споры вызвали вопросы, связанные с государственными секретами. По этому поводу депутат мажилиса парламента Жакып Асанов заявил: «На сегодня наше законодательство содержит все случаи с ограничением в доступе, поэтому проблем здесь нет. Проблема в раскрытии той информации, которая не запрещена». Его поддержал депутат Верховной Рады Андрей Шевченко, один из инициаторов разработки аналогичного закона на Украине. Он считает, что основным полем для дискуссий в Казахстане станет так называемая серая зона, когда «ничего секретного нет, но и раскрывать не хочется».

Однако Юридическая программа «Артикль XIX» настаивает в своем заключении, что «ни один госорган не должен быть полностью исключен из сферы действия закона, даже если в большинстве своем информация о деятельности данного органа является секретной».

Международные эксперты также ссылаются на рекомендации Совета Европы о доступе к официальным документам, который содержит определенный список законных интересов, доступ к которым может быть ограничен. В частности, к ним относятся вопросы национальной и общественной безопасности, обороны и международных отношений, профилактики, расследований и судебных преследований. Также Совет Европы декларирует неприкосновенность частной жизни, коммерческие интересы, равенство сторон в судебном процессе, природы, инспекционных и контрольных функций органов государственной власти, экономической и монетарной политики государства, конфиденциальность обсуждений в ходе подготовки какого-либо вопроса внутри органа или между органами государственной власти.

Однако Мейв МакДонах, автор многостраничного заключения ОБСЕ и профессор ирландского Коркского Университета, настаивала на фундаментальном принципе максимальной открытости, когда вся информация государственных органов подлежит раскрытию с исключениями в ограниченных случаях.

Андрей Шевченко, используя в качестве примера скандальные публикации «Викиликса», также советовал Казахстану сконцентрироваться на том, чтобы качественно закрыть действительно секретную информацию, а не тратить силы на «серую зону».

В качестве механизма, препятствующему излишней закрытостиГлава юридического департамента БДИПЧ ОБСЕ положительно оценила законопроект о доступе к информации, разработанный Мажилисом государственных органов и чиновников, международные эксперты предлагают взять за основу трехступенчатую систему обоснованных отказов в раскрытии информации. Этот принцип означает, что защита государственного интереса должна быть обоснована законом, последствия раскрытия информации должны представлять угрозу нанесения существенного вреда этому интересу и этот вред должен быть более опасен, чем польза от удовлетворения общественного интереса.

Для решения спорных случаев эксперты рекомендуют обязательное создание информационной комиссии или специального уполномоченного, которые будут наделены соответствующими полномочиями. В казахстанском законопроекте они также не нашли механизма подотчетности госорганов перед общественностью, четко оговоренных предельных дат, когда публичная информация должна быть размещена на веб-сайте ведомства. Не нашли они и механизма защиты для чиновников, которые раскроют информацию с добрыми намерениями.

Но после информации Маржан Ельшибаевой, исполнительного директора Интерньюс-Казахстан, создалось впечатление, что такие чиновники появятся в Казахстане не скоро. По ее информации, мониторинг медийного правозащитного фонда «Адил Соз» показал, что только за два месяца 2010 года фондом были зарегистрированы 107 случаев незаконного отказа журналистам в доступе к информации, при этом ни один из чиновников не понес наказания. Маржан Ельшибаева по этому поводу заметила:

«Чиновники - не монстры, но законы таким образом составлены, что по одним он может предоставить, а по другим - нет». По ее информации, в настоящее время в Казахстане существует 40 видов государственных тайн.

 

ХОРОШИЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ХОРОШИХ ВЛАСТЕЙ

Особый интерес у участников вызвало выступление Андрея Шевченко. Он сказал, что в части интернет-решений (он имел ввиду портал электронного правительства) Казахстан значительно обогнал Украину, где пришлось вводить специальные пункты в закон для тех местных государственных органов, которые не имеют электронного представительства в Интернете.

По его словам, украинский вариант также сохранил принципы тайной информации, банковской и медицинской тайны. Особо он выделил понятие «служебная информация в процессе принятия решения». Это означает, что госорганы могут работать без публичного доступа над не принятыми документами, особенно, если это касается непопулярных мер.

По его словам, хороший закон помогает государству меньше тратить денег, быть более эффективным, и «хороший лидер и хорошая власть заинтересована в этом хорошем инструменте».

 

ДЛЯ ЗАКОНА МНОГО ДЕНЕГ НЕ НАДО

На круглом столе обозначились и первые признаки тех полемических точек, на которые могут опираться казахстанские противники доступа к информации. Как ни странно, ими стали сами разработчики, в том числе функционеры из партии «Нур Отан» и сам депутат Жакып Асанов. Например, отвечая на вопрос нашего радио Азаттык, он заявил: «Надо просчитать, во сколько обойдется реализация законопроекта». Правда, тут же сам и ответил, что «это потребует огромных бюджетных средств, в том числе и для субъектов, которые используют государственные средства и природные ресурсы».

Со скептиками не согласился украинский депутат, который видит только два направления будущих расходов бюджетных средств. Это создание сайтов для госорганов и расходы на техническую подготовку тех мест, откуда граждане могут дистанционно наблюдать коллегиальные заседания государственных органов. Он также не согласился, что понадобятся значительные бюджетные средства для новых чиновников, которые будут отвечать за внедрение и применение нового механизма общественного контроля. По мнению Андрея Шевченко, для этого достаточно «перераспределения сил в рамках аппарата». Более того, он сказал, что новый закон наоборот оптимизирует бюджетные расходы.

Возможно, предвидя ожидаемый скепсис в Казахстане, Андрей Шевченко использовал в своей презентации воспоминания пресс-секретаря президента США Линдона Джонсона, который был вынужден подписать Акт о свободе информации 4 июля 1966 году на День Независимости. Выясняется, что «его буквально нужно было затаскивать на церемонию подписания. Он ужасался мысли, что журналисты будут рыться в правительственных шкафах, и ненавидел их за то, что они бросали вызов официальному взгляду на реальность». Однако президенту США хватило смелости написать потом: «Я подписал это решение с чувством глубокой гордости, что Соединенные Штаты открытое общество».

Что касается Казахстана, то по информации Маржан Ельшибаевой, исполнительного директора Интерньюс-Казахстан, 28 октября межведомственная комиссия по вопросам законотворчества отложила рассмотрение этого законопроекта на 2012 год.

 

Глава юридического департамента БДИПЧ ОБСЕ положительно оценила законопроект о доступе к информации, разработанный Мажилисом

 

АСТАНА. 14 декабря. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - Правительства должны обеспечивать гражданам доступ к информации. Об этом говорила глава юридического департамента БДИПЧ ОБСЕ Марта Ахлер на круглом столе «Передовой опыт стран в сфере законодательного регулирования доступа к информации» в Мажилисе Парламента РК.

«Наше мнение основано на принципе максимального раскрытия информации. Есть только ограниченный перечень того, что не подпадает под этот принцип», - сказала М.Ахлер.

Она положительно оценила законопроект о доступе к информации, разработанный Мажилисом. В представленном на круглом столе заключении БДИПЧ ОБСЕ отмечается, что законопроект содержит разумные гарантии и принципы доступа к информации, подробно описывает порядок получения доступа к информации представителями общественности.

Основные рекомендации БДИПЧ ОБСЕ предусматривают, что Закон о доступе к информации должен иметь преимущество перед всеми другими законодательными актами в области доступа к информации. По мнению БДИПЧ, в законопроект должен быть включен перечень конкретных положений и законов, которые могут, в исключительных случаях, иметь приоритет над данным законом. Кроме того, в законопроекте следует установить четкие и конкретные ограничения на доступ к информации, включая случаи, когда государственные интересы могут возобладать над правом граждан на доступ к информации. Из законопроекта также необходимо исключить все упоминания «информации с ограниченным доступом».

 

Астана, 14 декабря, Дом Мажилиса. Республика Казахстан с момента обретения независимости уделяет значительное внимание вопросам защиты прав и свобод человека, в том числе обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации.

Об этом заявил сегодня член Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Жакип Асанов, открывая в Парламенте Круглый стол на тему «Передовой опыт стран в сфере законодательного регулирования доступа к информации» (тезисы):  

Начинаем работу «круглого стола». Он посвящен передовому опыту стран в сфере законодательного регулирования доступа к информации.

В работе «круглого стола» принимают участие депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан, представители Верховного суда, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам человека, Генеральной прокуратуры, ряда министерств и ведомств, международных и неправительственных организаций, международные эксперты, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, а также представители Центра ОБСЕ в Астане.

Сегодня мы говорим об одном из важнейших атрибутов демократического государства - о доступе к информации. Эта тема актуальна для любого цивилизованного демократического общества.

Доступ к публичной информации - это тема, которая в последние годы является одной из наиболее обсуждаемых в нашей стране. Это и понятно, так как право на информацию - это фундаментальное право человека.

Республика Казахстан с момента обретения независимости уделяет значительное внимание вопросам защиты прав и свобод человека, в том числе обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации.

Конституцией нашей страны гарантирована свобода слова и творчества, закреплено право каждого получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом.

Есть Национальный план действий в области прав человека, которым предусмотрена разработка и принятие в 2011 году Закона «О доступе граждан к информации».

Ряд действующих наших законов содержит положения, касающихся реализации прав граждан на информацию. Правительством утверждена Программа развития информационных технологий, реализуется Программа «Электронного правительства».

Сегодня уже треть казахстанцев не представляет своей жизни без Интернета. С каждым днем он завоевывает все большую популярность и звание «самого доступного источника информации».

И сейчас никого нельзя удивить тем, что все центральные и местные госорганы имеют свои сайты, а пользователи Интернета могут напрямую обращаться к министрам и другим первым руководителям через их блоги.

В Казахстане почти половина населения живут в 7 тысяча селах, в среднем по одной тысячи в каждом селе, и, несмотря на это, мы можем сказать, что Интернет дошел до каждого села. Каждый житель глубинки имеет возможность задать интересующие его вопросы и получить информацию непосредственно от руководителей министерств и ведомств, акиматов областей и районов.

Через портал Электронного правительства казахстанцы не выходя из дома могут получить государственные услуги. Все большую популярность приобретает электронная цифровая подпись и люди начинают осознавать, что таким образом можно бегать не по кабинетам, а по клавиатуре.

Кроме того, в Казахстане зарегистрировано более 8 тысяч СМИ, из них 80 процентов являются негосударственными.

В то же время мы должны признать, что во всем массиве отечественного законодательства отсутствует консолидирующий, системообразующий законодательный акт, определяющий «погоду» на нашем информационно-правовом пространстве. Нормы, регулирующие право на информацию, разбросаны по разным ареалам правового пространства и лишь фрагментарно, а порой и формально регулируют эти правоотношения.

Поэтому необходимость разработки и принятия специального закона, регулирующего вопросы доступа к информации вполне очевидна.

В этой связи в рамках деятельности Правового Совета при партии «Нур Отан» совместно с Институтом Парламентаризма и ПРООН, а также с участием неправительственных организаций был разработан проект закона о доступе к публичной информации.

Проект этого закона 23 сентября текущего года был презентован на международной научно-практической конференции. После этого наша Рабочая группа обратилась к руководству Центра ОБСЕ в Астане с просьбой провести экспертизу законопроекта.

Теперь эти заключения мы получили, за что хотели бы выразить огромную благодарность Бюро по демократическим институтам и правам человека, Центру ОБСЕ в Астане. Именно поэтому проводится сегодняшний «круглый стол».

Мы с интересом ожидаем выступления зарубежных экспертов, в том числе профессора Мэйва Макдонаха из Коркского университета Ирландии, который ознакомит нас с лучшей международной практикой в области законодательства по доступу к информации.

Очень благодарны господину Андрею Шевченко, нашему коллеге, депутату Верховной Рады, который, несмотря на свою занятость, тем не менее нашел возможность и приехал к нам, чтобы поделиться опытом Украины в разработке проекта закона о доступе к информации. Он принимает наше приглашение уже во второй раз, оказывая нам большую поддержку. Хотели отметить, что благодаря активной личной деятельности г-на Шевченко украинский вариант закона считается одним из передовых.

Затем мы ожидаем презентации двух экспертных заключений на проект закона «О доступе к публичной информации в Республике Казахстан», подготовленные БДИПЧ/ОБСЕ и Юридической программой «Артикль 19».

Еще раз хочу напомнить, что сегодняшний «круглый стол» проводится благодаря огромной поддержке Центра ОБСЕ в Астане.

Мы все знаем, какую большую работу проводит Центр ОБСЕ в Астане в плане содействия развитию нашего законодательства.

 

(Жигер Байтелесов-746304. Фото Сайлау Майлыбаева. www.parlam.kz Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК).

 

14 декабря 2010, 13:28

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript