Некоторые вопросы государственных закупок

Автор, Главный эксперт Комитета финансового контроля Министерства финансов РК Баймухаметова Д.Ж. обращает внимание, на то, что большинство нарушений в практике государственных закупок, связаны либо с несовершенством регламентации в законодательстве тех или иных вопросов в рассматриваемой сфере, либо несоблюдением норм законодательства

Некоторые вопросы государственных закупок

 

Автор, Главный эксперт Комитета финансового контроля Министерства финансов РК Баймухаметова Д.Ж. обращает внимание, на то, что большинство нарушений в практике государственных закупок, связаны либо с несовершенством регламентации в законодательстве тех или иных вопросов в рассматриваемой сфере, либо несоблюдением норм законодательства

 

Государственные закупки - это рыночные отношения, возникающие между субъектами частного предпринимательства и государством в лице своих учреждений, то есть, схематично, это приобретение товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Основным специфическим отличием государственных закупок от закупок, проводимых коммерческим сектором и частными лицами, является то, что они осуществляются не на собственные средства покупателя, а на бюджетные деньги, в общем и целом, на деньги налогоплательщиков. Поскольку речь идет о крупных денежных средствах, становится абсолютно понятным интерес всего общества, проявляемый к осуществлению государственных закупок.

Кроме того, государственные закупки играют кардинально важную роль в исполнении государственного бюджета. Поскольку бюджет является самым большим источником финансирования закупок, процесс осуществления закупок оказывает большое влияние на повышение экономической активности и развитие конкурентоспособности.

Все это объясняет растущий интерес, который проявляют к вопросам государственных закупок и их совершенствования государство, представители деловых кругов и средства массовой информации.

Учитывая, что при осуществлении государственных закупок расходуются бюджетные средства, само государство не может не контролировать данную сферу, поэтому порядок расходования денег при осуществлении закупок определен Законом Республики Казахстан от 21.07.2007 года № 303 «О государственных закупках» (далее по тексту - Закон) и подзаконными актами.

В отличие от частного сектора, который действует в своих интересах, в случае государственных закупок расходование бюджетных средств возложено на государственных чиновников. В такой ситуации возможно возникновение предпосылок для неэффективности расходования и злоупотреблений полномочиями. Следовательно, система государственных закупок должна выстраиваться в обход возможности коррупциогенных проявлений со стороны государственных чиновников.

Минимизация такого явления как коррупция (и как сопутствующий результат - повышение эффективности использования государственных средств) является одним из основных мотивов периодического совершенствования законодательства о государственных закупках.

В этой связи 22 ноября 2008 года официально опубликованы и вступили в действие поправки в Закон. Основными целями законопроекта являлись стимулирование увеличения казахстанского содержания в закупках, устранение предпосылок для совершения коррупционных правонарушений и внедрение системы электронных государственных закупок.

Поиски оптимизации отношений между субъектами рынка государственных закупок непременно должны продолжаться, и поэтому зарождаются такие новые элементы как электронные закупки, при этом уже существующие методы исчезают.

Так, с момента вступления в силу поправок в Закон электронные государственные закупки способом запроса ценовых предложений осуществляются как альтернативный метод проведения закупок. Однако с 2010 года это будет единственный метод при закупках вышеназванным способом. Фактически, процедура проведения электронных государственных закупок вышла из тени, стала прозрачней и менее зависимой от чиновника. Создание единого оператора в сфере электронных государственных закупок и портала www.goszakup.gov.kz привело к созданию единого информационного пространства в данной сфере и, главным его свойством является доступность, что позволяет соблюсти один из базовых принципов механизма государственных закупок - справедливость и открытость.

На мой взгляд, автоматизация процесса осуществления государственных закупок является необходимым аспектом повышения действенности работы системы в целом. Также одним из положительных моментов, как работник контролирующего органа, могу отметить повышение транспарентности процедуры. Кроме того, доступность информации, размещенной на портале, повышает обеспечение недискриминационного доступа любого потенциального поставщика к рынку государственных закупок. Что, в свою очередь, повышает эффективность мониторинга и последующее регулирование данной сферы.

В этой связи текущая работа Министерства финансов РК в направлении разработки и запуска в опытную эксплуатацию модуля электронных государственных закупок способом конкурса носит особую актуальность.

Анализ мирового опыта свидетельствует, что в экономически развитых странах управление процессами формирования и эффективного использования информационных ресурсов по государственным закупкам является одной из приоритетных функций Правительства. Сведения о заключенных контрактах и отчетах об их исполнении составляют разветвленную сеть общедоступных баз и банков данных, интенсивно использующуюся не только государственными уполномоченными, но и специалистами, работающими в сферах бизнеса, обороны, производства, научно-технических исследований и разработок.

При рассмотрении вопроса государственных закупок не менее злободневна тема контроля расходования государственных денежных средств или, иначе говоря, контроля соблюдения законодательства о государственных закупках.

Министерство финансов Республики Казахстан, являясь уполномоченным органом в сфере государственных закупок, осуществляет данный контроль в лице Комитета финансового контроля. Учитывая поток поручений правоохранительных органов и обращений потенциальных поставщиков, значимость контроля государственных закупок, на мой взгляд, трудно переоценить.

Анализ причин обжалования потенциальными поставщиками действий организаторов государственных закупок, проведенный Комитетом, показал следующее. Зачастую обжалуется не факт отклонения конкурсной заявки заявителя, а несоответствие установленным требованиям, по мнению автора обращения, квалификации, либо документов его конкурента. Следовательно, заявитель не усматривает нарушения своих прав на осуществление предпринимательской деятельности.

Подобные жалобы, как правило, одновременно содержат в себе домысленные обвинения в коррупционной подоплеке действий членов конкурсной комиссии.

Данные случаи, на мой взгляд, констатируют не факт нарушения прав и законных интересов авторов обращений, а стремление «досадить» организатору либо конкуренту, определенному победителем.

Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона потенциальный поставщик вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика, организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, если их действия (бездействие) нарушают права и законные интересы потенциального поставщика.

Зачастую, последующим контролем устанавливается правомерность отклонения конкурсной заявки инициатора проверки и не всегда факты незаконности действий комиссий, указанные в обращении, подтверждаются.

Следовательно, рассматриваемый случай свидетельствует об отсутствии согласно вышеназванной норме Закона оснований для обращения в уполномоченный орган. Более того, в подобных случаях усматривается ведение «недовольным» участником конкурса недобросовестной конкуренции (в обывательском понимании). Таким образом, неотложной задачей является постоянный методологический анализ и стремление к устранению выявляемых пробелов в законодательстве.

Также, нередко, жалобы не содержат в себе вообще никаких доводов о том, в чем заключается незаконность действий конкурсных комиссий (как правило, состоящие из одного короткого абзаца): заявитель выражает общее несогласие с решением комиссии и просит провести проверку.

Безусловно, данная статья не является исчерпывающей, и многие из проблем, имеющих место в практике государственных закупок, и не могли быть мною рассмотрены. Однако следует обратить внимание на то, что большинство нарушений связано либо с несовершенством регламентации в законодательстве тех или иных вопросов в рассматриваемой сфере, либо несоблюдением норм законодательства. В этом контексте регулярное обсуждение теории и практики организации контроля в сфере государственных закупок с точки зрения правового положения уполномоченного органа в данной сфере, его компетенции и организационно-правовых форм деятельности представляется исключительно актуальным и своевременным.

Механизм государственных закупок должен быть основан на двух базовых принципах: экономии и справедливости. Важность этих принципов для процесса государственных закупок и механизм их осуществления должны быть донесены до всех государственных заказчиков, конечных получателей соответствующих благ (налогоплательщиков), для которых они осуществляются, а также до сообщества поставщиков и подрядчиков.

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления