Требования закона об учете личности при назначении наказания

Требования закона об учете личности при назначении наказания

Требования закона об учете личности
при назначении наказания

Для достижения целей наказания суд при его назначении должен учитывать индивидуальные свойства лица, совершившего преступление - считает соискатель Кулиева Севиндж Магомед кызы

Требования закона об учете личности
при назначении наказания

 

Для достижения целей наказания суд при его назначении должен учитывать индивидуальные свойства лица, совершившего преступление - считает соискатель Кулиева Севиндж Магомед кызы

 

В литературе понятие личности преступника определяется как «совокупность социально - политических, психологических и физических признаков лица, совершившего преступление, имеющих уголовно - правовое значение». В отличие от понятия субъекта преступления, которое выполняет функцию одного из условий уголовной ответственности, понятие личности преступника выполняет функцию ее индивидуализации[1].

В процессе судебного разбирательства уголовного дела личность подсудимого «должна быть изучена с такой полнотой, чтобы у суда была возможность не только обоснованно решить вопрос о виновности или невиновности подсудимого, но и с такой же степенью обоснованно индивидуализировать ответственность, избрать в соответствии с законом целесообразную меру наказания…»[2]. Без учета личности виновного невозможно эффективно воздействовать на социальные свойства лица, совершившего преступление, изменить их в нужном направлении.

По делам о преступлениях несовершеннолетних особое значение имеет учет их возрастных особенностей. Несовершеннолетие охватывает относительно длительный период развития личности. Оно включает в себя несколько этапов. И если периодизацию несовершеннолетия ограничить пределами возраста, в рамках которого возможна уголовная ответственность несовершеннолетних (ст.20 УК АзР), то и в этом случае, по крайней мере, можно выделить два этапа: подростковый и юность. С этими этапами связаны и два возрастных рубежа, начиная с которых лицо подлежит уголовной ответственности (14 и 16 лет). Каждый из этих этапов представляет качественно особый период развития, характеризуется множеством изменений, которые составляют в совокупности своеобразие структуры личности несовершеннолетнего и определяют уровень социального взросления. Последнее предполагает развитие не только объективной, но и субъективной готовности несовершеннолетнего к усвоению требований к поведению в обществе взрослых.

Уровень усвоения данных требований у разных возрастных групп неодинаков. Это обстоятельство необходимо учитывать при назначении наказания. Поэтому представляется обоснованной практика тех судов, которых учитывают конкретный возраст несовершеннолетнего. Например, народный суд при осуждении несовершеннолетнего А. по ч. 2 ст. 177 УК АзР указал на то, что ему лишь 15 лет.

На поведение несовершеннолетнего оказывает влияние не только возраст, но и другие индивидуальные особенности личности, в частности, его психические аномалии. Они «в определенных условиях снижают сопротивляемость к воздействию ситуаций, в том числе конфликтных: создают препятствия для развития социально полезных черт личности, особенно для ее адаптации к внешней среде; ослабляют механизмы внутреннего контроля; сужают возможности выбора решений и вариантов поведения; облегчают реализацию импульсивных, случайных, непродуманных, в том числе противоправных поступков».

Влияние психических аномалий на меру наказания не может быть однозначным. По мнению З.А.Вышинской, при наличии психической аномалии наказание при прочих, возможно равных обстоятельствах, не должно смягчаться, если оно явилось результатом какой-либо антиобщественной привычки лица. И наоборот, более мягким может быть наказание лицу, имеющему психическое отклонение, являющееся результатом таких обстоятельств, которые не зависели от виновного, и затрудняющие избирательность поведения в определенных ситуациях или (и) отбывание определенного наказания.

Как показали материалы изучения судебной практики, именно вторая группа психических аномалий чаще всего встречается у осужденных подростков. Среди них подавляющее большинство составляют лица, страдающие различными формами психического инфантилизма (наследственными, врожденными и рано приобретенными).

При назначении наказания несовершеннолетним суды придают факту наличия их умственной отсталости значение смягчающего обстоятельства. Так, при осуждении несовершеннолетнего Я. по ч. 2 ст. 144 и ч. 2 ст. 177 УК АзР к трем годам лишения свободы с применением условного исполнения приговора суд учел, что подросток страдает умственным недоразвитием.

Психические аномалии у таких лиц являются, как правило, результатом антиобщественной привычки, необходимость искоренения которой обусловливает применение наряду с наказанием принудительной меры медицинского характера как важного средства ресоциализации личности. Поскольку наркомания влияет не только на состояние подростка, но и ведет к глубокой социальной деградации его личности, то суды, как правило, к подросткам-наркоманам применяют строгие меры наказания и за преступления, не представляющие большой общественной опасности.

Проведенное нами изучение судебной практики по делам несовершеннолетних показало, что при оценке личности подсудимого суды чаще всего ссылаются на его социальные свойства. Среди них можно выделить такие, как отношение несовершеннолетнего к труду и учебе, прежняя судимость, его поведение в коллективе, быту и другие. Более строгие меры наказание применяются к несовершеннолетним, которые не работают и не учатся. 85,5% таких подростков были осуждены к лишению свободы.

Об отношении несовершеннолетних к труду и учебе можно судить и по их производительности труда, успеваемости. Однако показатели, определяющие производительность труда и успеваемость несовершеннолетних, не всегда могут говорить о социальной направленности их личности. Низкая производительность труда несовершеннолетнего и невыполнение им заданий подчас являются результатом отсутствия надлежащей профессиональной подготовки или необходимых навыков. Успеваемость же в учебе может быть обусловлена умственными способностями подростка. Поэтому сами по себе производительность труда и успеваемость не всегда положительно или отрицательно характеризуют личность несовершеннолетнего. Отрицательные свойства личности несовершеннолетнего проявляются лишь в том случае, если низкая производительность труда и плохая успеваемость несовершеннолетнего являются следствием его негативного отношения к труду и учебе. Эти данные учитываются судом при назначении наказания.

Из приведенных данных видно, что строгость мер наказания зависит также и от отношения подростка к труду и учебе. Сведения об этих данных нередко отражаются в приговоре суда при оценке личности несовершеннолетнего.

На меру наказания оказывает влияние также несоблюдение несовершеннолетним правил поведения в обществе. Об этом могут свидетельствовать факты применения к подросткам мер общественного, дисциплинарного воздействия или административного взыскания, совершение ими ранее преступлений и привлечение к уголовной ответственности.

Совершение несовершеннолетним преступления после применения меры уголовного наказания за предыдущие деяния или в ходе его отбывания свидетельствуют о повышенной общественной опасности виновного. Но было бы неправильно не видеть повышенной общественной опасности и лиц, которые, будучи освобожденными от уголовной ответственности в связи с заменой ее мерами общественного воздействия, не поддаются исправлению, игнорируют мнение общественности, подводят трудовой коллектив, не ценят проявленной по отношению к ним гуманности и заботы. Всякое неоднократное нарушение - свидетельство недисциплинированности и отсутствия устойчивых нравственных основ у личности, поэтому к таким лицам следует применять более строгие меры, чем ранее.

Оценивая личность несовершеннолетнего и определяя пути ее исправления, суды часто обращают внимание на взаимоотношения подростков с родителями. При этом способность родителей влиять на поведение подростка судами рассматривается в качестве одного из условий возможности применения меры наказания, не связанной с лишением свободы. И наоборот, если взаимоотношения подростка с родителями приняли форму затянувшегося конфликта, и родители утратили способность влиять на поведение подростка, то суды расценивают это как предпосылку применения к подсудимому наказания в виде лишения свободы.

Конфликт между детьми и родителями нередко является следствием вины последних, их нежелания и неумения считаться с потребностями личности в подростковом периоде. Здесь многое зависит от самих родителей, от их стремления изменить сложившиеся конфликтные отношения, построить их по типу отношений дружеских, содержательного сотрудничества с характерными для них нормами уважения, доверия, взаимопомощи. «Именно такие отношения субъективно необходимы подростку и объективно необходимы для его воспитания». Взаимоотношения подростка с родителями, условия его жизни и воспитания имеют криминологическое значение. Они помогают установить причины совершения преступления несовершеннолетним, определить меры его предупреждения в будущем.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Астемиров З.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. Москва, Научно - исследовательский и редакционно-издательский отдел, 1970.

Борзенков Г. Назначение наказания // Человек и закон. 1998. № 2.

Гаверов Г.С. Проблемы назначения наказания несовершеннолетним // Проблемы борьбы с преступностью. Омск,1978.

Гаверов Г.С. Проблемы наказания несовершеннолетних преступников. Иркутск, 1986.

Гальперин И.М. Наказание: социальные, функции, практика применения. Москва. Изд-во «Юридическая литература». 1983.

Голубева Л.М. Судебное рассмотрение дел о преступлениях несовершеннолетних. Фрунзе, Илим, 1981.

Гюльалиева Р.А.Система наказаний: правовые и психологические проблемы. Тбилиси. Изд-во «Бона кауза». 2003.

Дагель П.С. Учение о личности преступника в советском уголовном

праве. Владивосток, 1970, с.10,16.

Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М.,1970, с.155-156.

Демидов Ю.А. Социальные ценности и оценка в уголовном праве. М. Юрид. Лит-ра. 1975.

Карпец И.И. Индивидуализация наказания в советском уголовном праве. Москва.1961.

Кругликов Л.Л. Смягчающие и отягчающие обстоятельства в советском уголовном праве. Ярославль. 1977.

Кругликов Л.Л. Смягчающие и отягчающие обстоятельства в уголовном праве. Воронеж. 1985.

Кудрявцев И. Ответственность несовершеннолетних: некоторые парадоксы нового УК // РЮ. 1997.№8

Лебедев В.М. О некоторых вопросах назначения судами уголовного наказания // Бюллетень ВС РФ. 1999. № 9.

Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. Ленинград.1968.

 

Резюме

Для достижения целей наказания суд при его назначении должен учитывать индивидуальные свойства лица, совершившего преступление. В процессе судебного разбирательства уголовного дела личность подсудимого должна быть изучена с такой полнотой, чтобы у суда была возможность обоснованно решить вопрос о виновности или невиновности подсудимого. Без учета личности виновного невозможно эффективно воздействовать на социальные свойства лица, совершившего преступление, изменить их в нужном направлении.

Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор

Ф. Ю. Самандаров.

Summary

For the achievement of the aim of punishment the Court must consider the individual features of the entity, which has committed the crime. At the process of the trial of the criminal case, in order to pass the valid verdict of guilty or innocent, the accused individual must be examined in full.

 

 

 

 

 

[1] Дагель П.С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве. Владивосток, 1970, с.10,16.

[2] Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М.,1970, с.155-156.

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления