Лента новостей
0

Статус космического пространства

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 25.06.2009 18:49 Фото: zakon.kz

Автор - декан Международного независимого эколого-политологического университета, кандидат юридических наук, доцент, профессор МНЭПУ, член-корреспондент Российской Академии Космонавтики им. К.Э. Циолковского Юрий Алексеевич Зюбанов анализирует вопросы правового положения космического пространства и отношения, возникающие по этому поводу между государствами и другими лицами.

Статус космического пространства

 

Автор - декан Международного независимого эколого-политологического университета, кандидат юридических наук, доцент, профессор МНЭПУ, член-корреспондент Российской Академии Космонавтики им. К.Э. Циолковского Юрий Алексеевич Зюбанов анализирует вопросы правового положения космического пространства и отношения, возникающие по этому поводу между государствами и другими лицами.

 

Эти вопросы признана регулировать специальная наука - международное космическое право. Сегодня достижения практической космонавтики и результаты космической деятельности используются практически во всех отраслях знаний. Идея соединить космическое и земное направления человеческой деятельности принадлежит основателю теоретической космонавтики К.Э. Циолковскому. Ученый говорил: «Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели»[1].

Г.П. Жуков определяет международное космическое право как совокупность специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения государств между собой, с международными межправительственными организациями, взаимоотношения таких организаций в связи с осуществлением всеми ими космической деятельности, а также устанавливающих международно-правовой режим такой деятельности в пределах космического пространства, Луны и других небесных тел[2].

Суждения по космическому праву высказывались задолго до начала космической эры. Э. Лауде (1910 г.), В. Мандл (1932 г.), А. Кларк (1946 г.), А. Майер (1952 г.) писали о том, что для регулирования новых правоотношений, которые возникнут в связи со специфическими особенностями космических полетов (среда, скорость, высота), потребуется новое право. Дж. Купер (1951 г.), О. Шехтер (1951 г.), В. Генрих принц Ганноверский (1953 г.), Дж. Кроэль (1953 г.) исходили из того, что международное сотрудничество является единственной гарантией мирного использования космического пространства. А. Армандо Кокка (1954 г.) также обосновывал необходимость международного сотрудничества в освоении межпланетного пространства интересами человечества[3].

Возникновение международного космического права как науки следует отнести к началу 1930-х годов. Первым зарубежным исследованием, специально посвященным проблемам космического права, была работа чехословацкого юриста В. Мандла, опубликованная в Германии в 1932 году. В Советском Союзе таким ученым был член-корреспондент Академии наук СССР, профессор Е.А. Коровин, который в 1934 г. одним из первых в мире высказал мысль о необходимости международно-правового регулирования деятельности государств при освоении космоса. В конце 1950-х гг. он возглавил научную разработку в СССР проблем международного космического права. В 1959 г. по инициативе Е.А. Коровина в рамках Академии наук была создана Комиссия по правовым вопросам межпланетного пространства.

В 1961 г. в Институте государства и права Академии наук СССР была организована проблемная группа по изучению правовых вопросов исследования и использования космического пространства, которая своей деятельностью внесла большой вклад в развитие советской доктрины космического права.

В 1961 г. вышла брошюра Г.П. Жукова «Космос и международные отношения», в которой отмечалась необходимость предотвращения гонки вооружений в космосе и его использования в интересах сотрудничества и прогресса. В 1962 г. вышла в свет брошюра Г.А. Осницкой «Освоение космоса и международное право», в которой основное внимание уделялось роли ООН в деле регламентации космической деятельности государств.

В 1962 г. советская делегация в Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу представила проект «Декларации основных принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства». В его основу легли принципы мирного сосуществования государств, равенства, невмешательства и уважения государственного суверенитета. На 18-й сессии ГА ООН 13 декабря 1963 года эта Декларация была принята.

Космическое пространство (космос) - пространство за пределами земной атмосферы. Атмосфера - это газовая оболочка Земли, 99% которой сконцентрировано в слое до высоты 30-35 км от земной поверхности.

С точки зрения использования надземного пространства для полетов летательных аппаратов полеты аэродинамических летательных аппаратов возможны до высоты 65 км. На высотах 65-150 км возможны полеты авиационно-космических летательных аппаратов. Высоты от 150 до 1000 км считаются ближним космосом, а свыше 1000 км - дальним космосом[4].

Международная авиационная федерация (FAI) регистрирует полет как космический, начиная с высоты 100 км. На этой высоте космический аппарат может совершить полный орбитальный виток вокруг Земли, после чего начинается его вход в плотные слои атмосферы, торможение и падение на Землю (если объект не сгорает в плотных слоях атмосферы).

С точки зрения международного права деление надземного пространства на воздушное и космическое необходимо из-за различий в правовых режимах этих двух пространств. Ряд государств - членов Комитета ООН по космосу, включая Россию, выступают с предложением установить в договорном порядке, что космическое пространство начинается на высоте, не превышающей 110 километров над уровнем Океана. Это мнение опирается на современные научные представления об атмосфере и воздушном пространстве.

В 1979 г. СССР внес в Комитет ООН по космосу рабочий документ, озаглавленный «Проект основных положений резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу разграничения воздушного и космического пространства и правового статуса космического пространства, в котором проходят орбиты геостационарных спутников». Проект содержал два важных положения: космическое пространство начинается с высоты 100/110 км над уровнем океана; за космическими объектами при выводе на орбиту и возвращении на Землю сохраняется право пролета над территориями иностранных государств.

В 1983 г. делегация СССР в Юридическом подкомитете Комитета ООН по космосу уточнила предложения 1979 г., указав, что при пролете через воздушное пространство иностранных государств космический объект пользуется правом «безвредного» (мирного) пролета.

В решении этой проблемы существует два противоположных по содержанию подхода: пространственный и функциональный. Все предложения в защиту пространственного подхода к делимитации, высказанные на официальном уровне, а также в науке воздушного международного и космического права, можно подразделить на две группы. С одной стороны, предлагается найти естественный физический рубеж между воздушным и космическим пространством или установить границу в зависимости от «высотного потолка» полета самолетов. С другой стороны, считается, что необходимо осуществить политическое решение вопроса, т.е. в договорном порядке закрепить границу на условной высоте.

Приверженцы функционального подхода к делимитации предлагают считать надземное пространство единым, в котором параллельно действуют два международно-правовых режима, регламентирующих космическую и аэронавтическую деятельность государств. При этом они, не учитывая реальных перспектив развития авиационной и космической техники, исходят из того, что и в настоящее время, и в будущем космонавтику можно будет легко отличить от аэронавтики.

Пытаясь стереть какие-либо границы между воздушным и космическим пространствами, представители функционального подхода в своих рассуждениях отрицают устаревший, с их точки зрения, принцип государственного суверенитета на воздушное пространство и пытаются доказать необходимость создания единого аэрокосмического права.

Таким образом, ввести общепризнанное определение космического пространства на международном уровне с четкой границей по нижней высоте пока не представляется возможным. Этот вопрос остается в повестке дня Комитета ООН по космосу и в настоящее время.

Использование космоса как составной части космической деятельности государств регулируется принципами и нормами международного космического права, внутренними законами о космической деятельности[5]. Основными источниками международного космического права являются Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г., Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. и другие[6].

Влияние норм международного космического права на сотрудничество государств в деле исследования и использования космоса выражается в регулировании конкретных отношений между государствами, возникающих при осуществлении совместного исследования и использования космического пространства.

Юридической основой сотрудничества в области освоения и использования космического пространства между странами-членами СНГ являются следующие документы: 1) «Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства», подписанное Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизстаном, Российской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и с некоторыми поправками Украиной в г. Минске 30 декабря 1991 года; 2) «Соглашение о порядке содержания и использования объектов космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ», подписанное Азербайджаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизстаном, Российской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной 15 мая 1992 года в г. Ташкенте; 3) «Соглашение о средствах систем предупреждения и контроля космического пространства», подписанное 6 июля 1992 года в г. Москве.

Были подписаны и другие двусторонние соглашения России, среди которых можно выделить «Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 года, «Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан» от 10 декабря 1994 года, где определен статус объектом космодрома, порядок их отчуждения в пользу России в виде аренды сроком на 20 лет с последующим автоматическим продлением срока действия соглашения еще на 10 лет. Другой документ «Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур» от 9 января 2004 г., срок аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур» продлил до 2050 года[7].

Активное развитие коммерческого использования космического пространства привело к появлению и развитию национальных космических законодательств и необходимости разработки в рамках ООН международно-правового режима, регулирующего практическую деятельность юридических лиц и граждан государств в космическом пространстве.

Генеральная Ассамблея ООН в 1961 г. рекомендовала государствам руководствоваться при освоении космоса следующим принципом: «космическое пространство и небесные тела доступны для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат присвоению государствами»[8]. Исходя из этого основополагающего начала и были разработаны конкретные нормы, регулирующие отношения государств по исследованию и использованию космоса.

Особенностью правового режима космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, является то, что, оно «открыто для исследования и использования всеми государствами» (ст. 1 Договора по космосу). Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.

Объективный ход мирового развития привел к тому, что космическое пространство стало, с одной стороны, сферой столкновения национальных интересов различных государств, а с другой - ареной расширяющегося международного сотрудничества. Фактически сегодня мир вступает в новую фазу геополитического противоборства - в фазу борьбы за достижение стратегического превосходства в космическом пространстве, проявляющегося в экономической, социально политической и военной областях.

В космической деятельности участвуют 120 стран, не менее 20 из которых располагают значительным потенциалом для самостоятельной разработки и производства космической техники, запуска спутников собственными или арендуемыми носителями, активного исследования и использования космического пространства.

При запусках объектов в космос особый интерес для государств представляет так называемое геостационарное пространство. Это часть космоса, отстоящая от поверхности Земли на расстоянии около 35800 км и находящаяся в плоскости экватора (условно эту часть космоса можно себе представить в виде бублика, окружающего глобус).

Феномен этого пространства состоит в том, что запущенный на его орбиту космический объект вращается с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг собственной оси. Это требует учета трех моментов. Во-первых, спутник, находящийся на геостационарной орбите, постоянно остается неподвижным относительно определенной точки на земном экваторе (как бы зависает над поверхностью Земли); во-вторых, это явление полезно для размещения на ГСО спутников связи и телевещания; в-третьих, в геостационарном пространстве можно разместить лишь ограниченное количество спутников, поскольку при нахождении друг от друга на слишком близком расстоянии их радиоаппаратура будет создавать взаимные помехи.

Все это явилось причиной того, что в 1976 г. на совещании экваториальных стран (через территории которых проходит земной экватор) в Боготе (Колумбия) была подписана декларация, в которой Колумбия, Конго, Эквадор, Индонезия, Кения, Уганда и Заир заявили свои претензии на сегменты ГСО, соответствующие их территориям по экватору.

Было, в частности, заявлено, что геостационарная орбита является физическим фактором, связанным с существованием нашей планеты и полностью зависящим от гравитационного поля Земли, а потому соответствующие части космоса (сегменты геостационарной орбиты) как бы являются продолжением территорий, над которыми они находятся.

В Комитете ООН по космосу такие заявления подверглись обоснованной критике, и эти притязания были отвергнуты как противоречащие принципу неприсвоения любых частей космоса. Декларация не получила поддержки других государств, поэтому экваториальным странам позднее пришлось несколько изменить свои позиции в отношении этого вопроса. В 1984 г. Кенией, Колумбией, Индонезией и Эквадором в Комитет ООН по космосу был представлен проект, в котором говорится уже не об их суверенитете над соответствующими сегментами ГСО, а о некоторых преференциальных правах, сходных с правами в исключительных экономических зонах в морском праве, об установлении для этого уникального района космического пространства режима sui generis (особого рода), обеспечивающего его рациональное использование на благо всего человечества.

В основе правового режима геостационарной орбиты лежит Договор по космосу 1967 года. В 1973 г. на очередной конференции Международного союза электросвязи (МСЭ) орбита геостационарных спутников и частоты, выделяемые для ее использования, были объявлены ограниченным природным ресурсом, который должен применяться эффективно и экономно в соответствии с потребностями и техническими возможностями государств.

Международный союз электросвязи в своем Уставе от 22 декабря 1992 г. (ст. 44) зафиксировал следующее положение: «При использовании полос частот для радиосвязи Члены Союза должны учитывать то, что радиочастоты и орбита геостационарных спутников являются ограниченными естественными ресурсами, которые надлежит использовать рационально, эффективно и экономно, в соответствии с положениями Регламента радиосвязи, чтобы обеспечить справедливый доступ к этой орбите и к этим частотам разным странам или группам стран с учетом особых потребностей развивающихся стран и географического положения некоторых стран»[9].

К.Э. Циолковский говорил о рациональном преобразовании природы нашей планеты силой разума. Люди, утверждал ученый, «изменят поверхность Земли, ее океаны, атмосферу, растения и самих себя. Будут управлять климатом и будут распоряжаться в пределах Солнечной системы, как на самой Земле, которая еще неопределенно долгое время будет оставаться жилищем человечества»[10].

Осуществление международного сотрудничества в разрешении различных международных проблем провозглашено в Уставе ООН в качестве одной из основных целей этой Организации (п. 3, ст. 1). Вопрос о правовом режиме ГСО продолжает оставаться в повестке дня комитета ООН по космосу и необходимы скоординированные усилия всех стран мира по совершенствованию космического правотворчества (по целому ряду направлений) на пути формирования справедливого и адекватного режима доступа в новом тысячелетии к богатейшим и поистине неисчерпаемым ресурсам «шестого океана».

 

Литература

 


[1] Киселев А.И., Медведев А.А., Меньшиков В.А. Космонавтика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М.: Машиностроение / Машиностроение - Полет, 2001. С. 7.

[2] Международное космическое право. М., «Международные отношения». 1999. С. 7.

[3] Международное космическое право. М., «Международные отношения». 1999. С. 28-29.

[4] Международное космическое право. М., «Международные отношения». 1999. С. 54.

[5] Закон РФ «О космической деятельности» 1993 г. - «Российская газета», 1993, 6 октября, а также Федеральный закон 1996 г. «О внесении изменений в закон «О космической деятельности» - СЗ РФ, № 50, 1996 г., 9 декабря.

[6] Тексты указанных и других соглашений см.: Международное космическое право. М., 1985. С. 168-199; Зюбанов Ю.А. Комплекс «Байконур». Сборник нормативных актов и документов. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.; Зюбанов Ю.А. Правовое положение комплекса «Байконур». - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.; Зюбанов Ю.А. Комплекс «Байконур». - М.: Изд-во МНЭПУ. 2005.

[7] Тексты указанных документов см.: Зюбанов Ю.А. Комплекс «Байконур». - М.: Изд-во МНЭПУ. 2005.

[8] Резолюция 1721 (XVI) Генеральной Ассамблеи ООН. Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях, 20 декабря 1961. С. 251. - Цит. ко кн.: Мовчан А.П. Об основных принципах международного морского, воздушного и космического права / Международное морское, воздушное и космическое право. М., 1992, Институт государства и права РАН. 1992. С. 16.

[9] Международное космическое право. М., «Международные отношения». 1999. С. 61.

[10] Киселев А.И., Медведев А.А., Меньшиков В.А. Космонавтика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М.: Машиностроение / Машиностроение - Полет, 2001. С. 8.

 

Аннотация

В статье Ю. Зюбанова «Статус космического пространства» рассматриваются вопросы правового положения космического пространства и отношения, возникающие по этому поводу между государствами. Юридической основой сотрудничества в области освоения и использования космического пространства являются международные соглашения и внутренние законы о космической деятельности.

 

Ю.Зюбановтың «Ғарыш кеңістігінің мәртебесі» атты мақаласында ғарыш кеңістігі мәртебесінің және осы мәселеден туындайтын мемлекеттер арасындағы қатынастардың мәселелері қарастырылады. Ғарыштық кеңістікті игеру мен пайдалану саласы бойынша ынтымақтасудың заңдық негізі ғарыш қызметі туралы ішкі заңдар мен халықаралық келісімдер болып табылады.

 

Outer space status

Outer spas legal issues and relations between states concerning there problems are examined in Zubanov’s paper.

The author emphasizes that international agreements and domestic space research law are legal basis for cooperative outer space research.

 

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: