Лента новостей
0

Переход права недропользования в порядке правопреемства

zakon.kz, фото - Новости Zakon.kz от 10.03.2011 18:15 Фото: zakon.kz
1

Переход права недропользования в порядке правопреемства
(реорганизации юридических лиц)

Юрист Масалин исследует новеллы Закона РК «О недрах и недропользовании»

Переход права недропользования в порядке правопреемства


(реорганизации юридических лиц)

 

Юрист Масалин исследует новеллы Закона РК «О недрах и недропользовании»

 

Как известно, одним из видов возникновения права недропользования является правопреемство в результате реорганизации юридических лиц. Достаточно интересными для исследования представляются новеллы, принятые Законом РК «О недрах и недропользовании» в 2010 г. (Закон 2010) и касающиеся порядка перехода права недропользования при реорганизации.

В Законе РК «О недрах и недропользовании» от 1996 г. (ст. 16) переход права недропользования при реорганизации юридического лица был определен согласно нормам гражданского законодательства, то есть какого-либо особого порядка перехода права недропользования при реорганизации юридических лиц не предусматривалось. В новом же Законе 2010 эта процедура была существенно пересмотрена и изменена из упрощенного порядка в достаточно сложную процедуру согласований.

 

1. Разрешение на переход права недропользования и связанных с ним прав при реорганизации юридических лиц. Виды возможных реорганизаций

 

Теперь реорганизация юридического лица, обладающего правом недропользования, или юридического лица, являющегося участником (акционером) юридического лица, обладающего правом недропользования, допускается на основании разрешения компетентного или местного исполнительного органа области. Процедура получения разрешения на переход в порядке правопреемства права недропользования в результате реорганизации осуществляется при участии заинтересованных лиц в общем порядке, установленном для отчуждения права недропользования или объектов, связанных с правом недропользования.

Однако это положение подлежит применению не во всех случаях, исключение составляют случаи (п. 2 ст. 38 Закона 2010):

1) реорганизации национального управляющего холдинга, национальной компании или ее дочерней организации;

2) реорганизации в виде преобразования юридического лица, обладающего правом недропользования, в форме изменения организационно-правовой формы;

3) передачи всего или части права недропользования, объектов, связанных с правом недропользования:

3.1) акций (долей участия) в юридическом лице, являющемся недропользователем, если в результате такой передачи лицо приобретает право прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться менее чем 0,1 процента доли участия (пакета акций) в уставном капитале юридического лица - недропользователя, и (или) юридического лица, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые таким недропользователем решения, если у данного юридического лица основная деятельность в РК связана с недропользованием; при условии, что приобретатель не зарегистрирован в государстве с льготным налогообложением;

3.2) при передаче в пользу дочерней организации, в которой не менее девяноста девяти процентов доли участия (пакета акций) прямо или косвенно принадлежит недропользователю;

3.3) при передаче между юридическими лицами, в каждом из которых не менее девяноста девяти процентов долей участия (пакетов акций) прямо или косвенно принадлежат одному и тому же лицу.

Поскольку пункты 1; 2; 3.1 не несут в себе каких-либо сложностей в применении, разберем только пункты 3.2 и 3.3, представляющие, на наш взгляд, определенный интерес в силу некоторых особенностей.

Как известно, реорганизация юридического лица имеет 5 видов: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Закон 2010 выделил такой вид реорганизации, как преобразование, и исключил необходимость получения разрешения при преобразовании (п. 2 выше или п. 2 ст. 38 Закона 2010), поэтому мы остановимся только на оставшихся четырех видах реорганизации. Исходя из их сути, можно сделать вывод, что не каждый вид реорганизации может подпадать под действие и формулировку подпункта 3.2.

Передача права недропользования, объектов, связанных с правом недропользования в пользу дочерней организации предполагает наличие дочерней организации. Слияние и разделение являются такой формой реорганизации, при которой реорганизуемое юридическое лицо прекращает свою деятельность, при этом создаются новые юридические лица, которые не подпадают под понятие дочерней организации.

При реорганизации в виде выделения из материнской компании выделяется еще одно новое юридическое лицо - «дочка», учредителем которой является реорганизуемое лицо (материнская компания). При этом вновь создаваемое лицо подпадает под признаки дочерней организации. Теоретически, при выделении в разделительном балансе право недропользования и объекты, связанные с правом недропользования, могут быть переданы материнской компанией вновь создаваемой дочерней организации.

Несколько иным способом может подпадать под признаки подпункта 3.2 переход права недропользования и объектов, связанных с правом недропользования в результате присоединения. Так, материнская компания может реорганизоваться путем присоединения к своей дочерней компании, передав ей право недропользования и объекты, связанные с правом недропользования.

Таким образом, ситуация, при которой формулировка подпункта 3.2 может вступить в действие, будет иметь место только в случае реорганизации в виде выделения и присоединения.

Под действие подпункта 3.3 теоретически может подпадать любая из 4-х упомянутых видов реорганизаций. Приведем несколько примеров всех 4-х видов реорганизации.

Слияние. Слиянию подлежит АО «Б» с АО «В» в АО «С». При этом по 99% акций в каждой из АО «Б» и АО «В» принадлежат АО «А». АО «Б» является обладателем права недропользования. Соответственно, переход права недропользования на основании передаточного акта из АО «Б» в АО «С» будет подпадать под определение п. 3.3, так как АО «Б», АО «В» и АО «С» принадлежат одному и тому же лицу.

В ситуации если АО «А» не является 99%-ным акционером АО «В», слияние АО «Б» с АО «В» в АО «С» может не подпадать под действие п. 3.3, так как после слияния и распределения акций АО «С» в АО «А» может быть в итоге размещено менее 99% акций АО «С». Для такого слияния АО «В» с АО «С» необходимо будет получение разрешения в компетентном органе.

Присоединение. АО «Б» является обладателем права недропользования. АО «Б» присоединяется к АО «В». При этом не менее 99% акций АО «Б» принадлежит АО «А», и не менее 99% акций АО «В» принадлежит АО «А». Переход права недропользования из АО «Б» в АО «В» подпадает под признаки подпункта 3.3

Разделение. АО «Б» является обладателем права недропользования. АО «Б» разделяется на АО «В» и АО «С», право недропользования на основании передаточного акта передается в АО «С». При этом не менее 99% акций АО «Б» принадлежит АО «А». После реорганизации акционерами АО «В» и АО «С» будет являться АО «А», а значит, переход права недропользования из АО «Б» в АО «С» подпадает под признаки подпункта 3.3.

Выделение. АО «Б» является обладателем права недропользования. АО «Б» выделяет от себя АО «С». При этом не менее 99% акций АО «Б» принадлежит АО «А». Право недропользования передается на основании разделительного баланса в АО «С». После реорганизации учредителем выделенного АО «С» будет являться АО «Б», а акции выделенного общества размещаются (реализовываются) АО «А».  Соответственно, АО «А» в итоге принадлежит не менее 99% акций АО «Б» и АО «С». Переход права недропользования из АО «Б» в АО «С» подпадает под признаки подпункта 3.3

Таким образом, переход права недропользования, объектов, связанных с правом недропользования, при реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения и выделения может происходить в порядке подпункта 3.3. Такие виды реорганизации предполагают большую степень аффилиированности реорганизуемых компаний (не менее 99%).

 

Таблица,

отражающая необходимость получения разрешений при реорганизации

 

Требуется разрешение

Не требуется разрешения (исключение)

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

 

Реорганизация юридического лица, обладающего правом недропользования, или юридического лица, являющегося участником (акционером) юридического лица, обладающего правом недропользования

1) реорганизация национального управляющего холдинга, национальной компании или ее дочерней организации;

- Любая реорганизация

 

2) реорганизация в виде преобразования юридического лица, обладающего правом недропользования, в форме изменения организационно-правовой формы;

 

- Преобразование

3) передача акций (долей участия) в юридическом лице, являющемся недропользователем, если в результате такой передачи лицо приобретает право прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться менее чем 0,1 процента доли участия (пакета акций) в уставном капитале юридического лица - недропользователя, и (или) юридического лица, которое имеет возможность прямо и (или) косвенно определять решения и (или) оказывать влияние на принимаемые таким недропользователем решения, если у данного юридического лица основная деятельность в РК связана с недропользованием;

 

 

- Слияние

- Присоединение

- Разделение

- Выделение

4) передача всего или части права недропользования, объектов, связанных с правом недропользования, в пользу дочерней организации, в которой не менее 99% доли участия (пакета акций) прямо или косвенно принадлежит недропользователю, если приобретатель не зарегистрирован в государстве с льготным налогообложением;

 

 

- Выделение

- Присоединение

5) передача всего или части права недропользования, объектов, связанных с правом недропользования, между юридическими лицами, в каждом из которых не менее 99% долей участия (пакетов акций) прямо или косвенно принадлежат одному и тому же лицу, если приобретатель не зарегистрирован в государстве с льготным налогообложением.

 

- Выделение

- Присоединение

- Разделение

- Слияние

 

2. Регистрация юридических лиц при переходе права недропользования и связанных с ним прав в результате реорганизации

 

Любая реорганизация предполагает государственную регистрацию (перерегистрацию) юридических лиц. Попробуем вникнуть в детали этого процесса с точки зрения нюансов Закона 2010.

Формулировка положений пп. 2 и пп. 3 п. 5 ст. 36 Закона 2010 предусматривает переход прав между существующими юридическими лицами, тогда как процедура реорганизации в некоторых случаях предполагает прекращение прежних юридических лиц и создание новых. Но одновременно реорганизуемое юридическое лицо и вновь создаваемое не могут существовать - когда будет зарегистрирована новая компания, прежняя будет прекращена.

Возникает вопрос, что же должно быть произведено в результате реорганизации, в первую очередь при переходе прав недропользования и объектов: вначале государственная регистрация вновь созданных и прекращение реорганизованных юридических лиц и затем изменения в контракт, либо, наоборот, вначале внесение изменений в контракт и затем последующая регистрация реорганизации юридических лиц.

При отсутствии необходимости в получении разрешений (п. 2 ст. 38 Закона 2010) компетентным органом вносятся соответствующие изменения в контракт. Можно предположить, что изменения в контракт должны вноситься после государственной регистрации возникновения и прекращения юридических лиц. В противном случае компетентный орган будет вносить сведения в контракт о несуществующем еще юридическом лице. К тому же данные о вновь создаваемом юридическом лице в процессе государственной регистрации могут быть изменены (к примеру, может быть изменено первоначально планировавшееся наименование юридического лица в связи с наличием уже такого названия в реестре юридических лиц), или в регистрации нового юридического лица может быть отказано вообще по каким-либо основаниям.

Вместе с тем такая последовательность действий (в первую очередь государственная регистрация вновь созданных юридических лиц) нелогична при переходе прав в результате реорганизации с получением разрешений об отчуждении права недропользования и связанных с ним прав. В такой ситуации разумней вначале получить требующееся разрешение на переход прав, а потом зарегистрировать то юридическое лицо, которому будет переходить соответствующее право.

В установленной Законом 2010 (ст. 37) процедуре получения разрешений перехода права недропользования и связанных с ним прав при реорганизации закреплено требование подачи заявления от реорганизуемого юридического лица и предоставления подробной информации о том лице, которому будет переходить соответствующее право.

Заявление о предоставлении разрешения на отчуждение права недропользования и объектов, связанных с правом недропользования, должно содержать определенную информацию о приобретателях: наименование, местонахождение приобретателя, сведения о государственной регистрации, о руководителях, участниках, о предыдущей деятельности, о финансовых, технических, управленческих и организационных возможностях, о квалификации персонала, письменное подтверждение сведений, указанных в заявлении, и т.д.

Как уже говорилось выше, некоторые из форм реорганизации предусматривают создание и регистрацию новых юридических лиц (слияние, разделение, выделение). Соответственно, возникает неопределенность относительно того, каким образом в заявлении о предоставлении разрешения возможно указать перечисленные выше сведения о приобретателе, в то время как юридическое лицо еще не создано.

Если предположить, что подаче заявления о выдаче разрешения на передачу права недропользования или объектов, связанных с правом недропользования, должна предшествовать государственная регистрация вновь созданных юридических лиц, невозможно в последующем подать это заявление, как это установлено Законом 2010, от реорганизуемого лица, так как последнее фактически уже после регистрации не будет существовать. Кроме того, в случае если компетентный орган примет решение об отказе в выдаче разрешения по каким-либо основаниям, то заинтересованным лицам необходимо будет восстанавливать прежнее, реорганизованное юридическое лицо и прекращать вновь созданные юридические лица, что представляется достаточно проблематичным.

Разумным и логичным порядком действий в такой ситуации является подача заявления на предоставление разрешения в компетентный или местный исполнительный орган от имени реорганизуемого лица с указанием предполагаемых сведений о новом создаваемом юридическом лице при предварительном согласовании данных процедур с компетентным органом.

 

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления
Сообщите об ошибке на странице
Ошибка в тексте: