Некоторые вопросы рассмотрения органами прокуратуры ходатайств о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов

Некоторые вопросы рассмотрения органами прокуратуры ходатайств о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов

Некоторые вопросы рассмотрения органами прокуратуры ходатайств
о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов

Некоторые адвокаты, а также представители физических и юридических лиц неправильно ориентируют граждан на обжалование судебных актов непосредственно в органы прокуратуры, минуя вышестоящие судебные инстанции. Старший прокурор Управления департамента по представительству интересов государства в судах Д. Рамазанов поясняет.

Некоторые вопросы рассмотрения органами прокуратуры ходатайств


о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов

 

Некоторые адвокаты, а также представители физических и юридических лиц неправильно ориентируют граждан на обжалование судебных актов непосредственно в органы прокуратуры, минуя вышестоящие судебные инстанции. Старший прокурор Управления департамента по представительству интересов государства в судах Д. Рамазанов поясняет.

 

В соответствии со статьей 83 Конституции Республики Казахстан высший надзор за точным и единообразным применением законов в гражданском судопроизводстве от имени государства осуществляется Генеральным прокурором Республики Казахстан как непосредственно, так и через подчиненных ему прокуроров путем участия и дачи заключения в судебном разбирательстве, проверки законности не вступивших и вступивших в законную силу судебных актов и их опротестования в случае незаконности.

Задачами надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительству интересов государства в судах являются обеспечение защиты конституционных и иных охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан, государства и юридических лиц, неукоснительное соблюдение принципов отправления правосудия, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений.

Право на обращение в органы прокуратуры с ходатайствами о принесении протестов на вступившие в законную силу судебные акты является одной из важнейших гарантий осуществления и защиты прав, свобод и законных интересов участников гражданского процесса.

Порядок рассмотрения ходатайств урегулирован Гражданским процессуальным кодексом, Законом «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», Инструкцией об организации прокурорского надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительству интересов государства в судах», утвержденной приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 12 августа 2010 года № 46, зарегистрированной в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 сентября 2010 года № 6464, а также Инструкцией по рассмотрению обращений физических и юридических лиц в органах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан, утвержденной приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 7 сентября 2007 года № 37.

В силу требований ч. 2 ст. 385 ГПК принесение протеста на вступившие в законную силу судебные акты в судебную надзорную коллегию по гражданским и административным делам Верховного Суда является исключительным правом Генерального прокурора Республики Казахстан.

В соответствии со статьями 22, 47 Гражданского процессуального кодекса лицами, участвующими в деле, действия и решения суда могут быть обжалованы в порядке, установленном данным кодексом.

Аналогичное право предусмотрено и статьями 383-1, 385 Гражданского процессуального кодекса, согласно которым решения, определения, постановления суда могут быть обжалованы сторонами и другими участвовавшими в деле лицами непосредственно в суд, полномочный пересматривать дело в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

Принимая во внимание указанные нормы, стороны по делу вправе самостоятельно обжаловать судебные акты в вышестоящие судебные инстанции.

В этой связи некоторые адвокаты, а также представители физических и юридических лиц неправильно ориентируют граждан на обжалование судебных актов непосредственно в органы прокуратуры, минуя вышестоящие судебные инстанции.

В соответствии со ст. 1 Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей» обращения, заявления и жалобы граждан и организаций, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены по существу или взяты на контроль никакими другими органами, должностными и иными лицами.

В соответствии с указанными выше требованиями закона органы прокуратуры разъясняют, что ходатайства на судебные решения могут подаваться только в вышестоящий суд и в установленном законом порядке, вплоть до Верховного Суда Республики Казахстан.

Лишь в случае несогласия с результатами рассмотрения дела высшей судебной инстанцией стороны вправе обратиться в Генеральную прокуратуру с ходатайством о принесении надзорного протеста.

Согласно ст. 391 Гражданского процессуального кодекса в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года, ходатайство о принесении надзорного протеста должно содержать:

·        сведения о лице, подающем ходатайство, его месте жительства или местонахождении и процессуальном положении в деле;

·        указания о содержании решения, определения, постановления суда, участвующих в деле лицах, месте их жительства или нахождения;

·        о судах, рассматривавших дело в первой, апелляционной и кассационных инстанциях, и содержании принятых ими решений;

·        о решении, определении, постановлении суда, которое предлагается опротестовать, в чем заключается существенное нарушение норм материального либо процессуального права;

·        о причинах неподачи апелляционной и кассационной жалоб.

Ходатайство должно быть подписано заявителем либо его представителем. При этом в соответствии с требованиями статьи 62 Гражданского процессуального кодекса представительство должно оформляться нотариально удостоверенной доверенностью.

Кроме того, к ходатайству должны быть приложены заверенные судом копии состоявшихся по делу судебных актов.

Особое внимание необходимо уделять соблюдению сроков надзорного обжалования вступивших в законную силу судебных актов. Так, в соответствии со ст. 388 ГПК ходатайство об оспаривании судебных актов, протест могут быть поданы в течение одного года со дня вступления в законную силу решения, определения, постановления суда. При этом согласно ст. 383-23 ГПК решение суда вступает в законную силу с момента вынесения постановления кассационной инстанции, а при отсутствии такового - в силу ст. 383-4 ГПК по истечении 15 дней после вынесения судом апелляционного постановления и определения в окончательной форме. Срок исчисляется со дня вручения копий судебных актов апелляционной инстанции.

При этом согласно п. 2 ст.128 ГПК сроки, установленные законом, могут быть восстановлены судом, если они пропущены по причинам, признанным судом уважительными.

Продление сроков не входит в компетенцию органов прокуратуры.

Ходатайства, не отвечающие указанным требованиям, на основании статьи 392 ГПК подлежат возвращению без рассмотрения.

При осуществлении надзора за точным и единообразным применением законов в гражданском судопроизводстве не допускается необоснованное вмешательство в споры между субъектами частного предпринимательства, а также в корпоративные споры, перечень которых установлен частью 2 статьи 24 Гражданского процессуального кодекса. Ходатайства субъектов частного предпринимательства, участников корпоративных споров о принесении протеста в порядке надзора по делам, не затрагивающим интересы государства, рассматриваются Генеральной прокуратурой Республики Казахстан только при наличии сведений об отклонении аналогичных ходатайств надзорной судебной коллегией по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан и выявлении существенных нарушений норм материального либо процессуального права, допущенных судами.

В иных случаях субъекту частного предпринимательства, участнику корпоративного спора разъясняется его право на обращение с аналогичным ходатайством об оспаривании судебного акта непосредственно в Верховный Суд Республики Казахстан в соответствии со статьей 385 ГПК.

Рассмотрение ходатайств о принесении протестов в порядке надзора при необходимости осуществляется с истребованием дел. В случае оставления ходатайства без удовлетворения составляется мотивированное заключение, утверждаемое в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами по рассмотрению обращений физических и юридических лиц, заявителю дается мотивированный ответ.

Право разъяснения судебного акта в случае его неясности статьей 232 Гражданского процессуального кодекса отнесено к компетенции суда, рассмотревшего дело. Толкование нормативных правовых актов не входит в компетенцию органов прокуратуры.

Также обращаем внимание, что в случае несогласия с ответом органов прокуратуры, действия сотрудников могут быть обжалованы только вышестоящему прокурору.

В соответствии с п. 2 нормативного постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года № 10 «О применении судами законодательства об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих» не подлежат рассмотрению по правилам главы 27 ГПК заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) прокурора, в отношении которого гражданским процессуальным законодательством установлен иной судебный порядок рассмотрения.

 

zkadm
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления