Некоторые вопросы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта /Ж. Тлембаева/

В статье рассматриваются вопросы соотношения закона и подзаконного нормативного акта, решение которого в современных условиях развития казахстанского законодательства имеет особое значение. Автор Ж. Тлембаева (Казахский гуманитарно-юридический университет г. Астаны) проанализировала подходы к исследованию рассматриваемого вопроса, выявила основные аспекты решения данного вопроса, а также формы укрепления взаимосвязей между законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

Некоторые вопросы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта

 

В статье рассматриваются вопросы соотношения закона и подзаконного нормативного акта, решение которого в современных условиях развития казахстанского законодательства имеет особое значение. Автор Ж. Тлембаева (Казахский гуманитарно-юридический университет г. Астаны) проанализировала подходы к исследованию рассматриваемого вопроса, выявила основные аспекты решения данного вопроса, а также формы укрепления взаимосвязей между законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

 

Вопросам о соотношении закона и подзаконного нормативного правового акта и общему подходу к исследованию рассматриваемого вопроса традиционно уделялось довольно много внимания в юридической литературе. В настоящее время данный аспект юридической науки и практики требует к себе особого, повышенного внимания. Острота проблемы становится еще более ощутимой в современный период модернизации казахстанского законодательства. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года указывает на «необходимость следовать принципам верховенства Конституции и соответствия нормативных актов нижестоящего уровня актам вышестоящего уровня» /1/. В юридической науке теоретические вопросы рассматривались фрагментарно. В советский период понимание соотношения закона и подзаконного акта в юридической теории и практике основывалось прежде всего на признании того факта, что ни один закон не мог действовать без системы конкретизирующих и развивающих его подзаконных нормативных правовых актов. Принципы федерализма, заложенные в основу советского государства, ставили перед советской правовой наукой задачу по выработке оптимального соотношения между законодательством Союза ССР и союзных республик. В.А. Кирин, рассматривая соотношение общесоюзного и республиканского уголовного права, отмечал, что «оно зависит от соотношения прав, принадлежащих Союзу и республикам, от соотношения компетенции республик в области законодательства» /2, с. 23/.

В середине 50-х - начале 70-х годов прошлого столетия противоречивая практика издания указов президиумов верховных советов Союза и республик вызвала в советской правовой науке и практике широкую дискуссию о соотношении закона и указа. Одни ученые, указывая на различную юридическую силу законов и подзаконных актов, оставляли верховенство за законом, другие полагали, что для конституционного положения об обязательном соответствии закону других нормативных актов может быть одно исключение - указ президиума верховного совета /2, с. 24/. Главный акцент в этот период делался на юридической силе закона и указа. В ходе этой дискуссии, тем не менее, были обстоятельно рассмотрены вопросы юридической силы различных видов нормативных актов, юридическая природа нормативных актов, юридические средства определения соотношения актов различной юридической силы /3, с. 125/.

В 80-е годы Ю.А. Тихомиров предложил рассматривать проблему соотношения закона и подзаконного акта посредством анализа законодательства о статусе государственных органов, их текущей нормотворческой деятельности, «который бы включал анализ не только подзаконных нормативных актов, но и подзаконных актов ненормативного характера» /4, с. 23/. Позднее Ю.А. Тихомиров и ряд других авторов предложили «рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций» /5, с. 3/.

Научное осмысление вопросов соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта в последнее десятилетие происходило на фоне реализации теоретических наработок в практику путем принятия Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах». Принятие данного закона вызвало в правовой науке и практике широкую дискуссию об определении понятия «законодательство» /6, с. 3-6; 7/, классификации нормативных правовых актов /8, с. 3-7; 9, с. 89-96/, их иерархии /10; 11; 12/. Данный закон, принятый в период формирования нового законодательства республики, характеризовался наличием неточностей, противоречий с Конституцией и уже действующим на момент его принятия законодательством. Это повлекло в последующем внесение в него изменений и дополнений, в частности, по вопросам определения места кодексов, нормативных постановлений Парламента в иерархии нормативных правовых актов.

Отправной точкой в исследовании вопроса о соотношении законов и подзаконных нормативных правовых актов является определение понятия «соотношение». Слово «соотношение» означает взаимную связь между чем-нибудь, отношение /13, с. 650/. Следовательно, установление соотношения между законами и подзаконными нормативными актами осуществляется путем налаживания между ними различных взаимных связей, характер и специфика которых требует их правильного установления и внешнего обозначения в процессе правотворчества. Анализ связей и раскрытие соотношения между отдельными структурными частями как системы нормативных правовых актов в целом, так и его отраслевых подсистем необходимы и для правильного применения правовых норм к конкретным отношениям.

В силу взаимосвязи законов и подзаконных нормативных правовых актов возникает иерархическая (вертикальная) связь. Иерархическая связь выражается в том, что акты, обладающие более высокой юридической силой, являются основой для актов с меньшей юридической силой, а нижестоящие нормативные правовые акты занимают подчиненное положение по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить.

Укрепление взаимосвязей между законами и подзаконными нормативными правовыми актами может проявляться в разных формах:

- установление определенной иерархии в массиве нормативных правовых актов;

- укрепление верховенства закона, важного для совершенствования системы нормативных правовых актов;

- решение задачи выявления круга вопросов, подлежащих регламентации в актах разных уровней, определения четких критериев предмета регулирования законов и подзаконных актов. Таким образом, в решении вопроса о соотношении закона и подзаконного акта можно выделить следующие аспекты. Во-первых, определение места того или иного подзаконного акта в иерархии нормативных правовых актов, положение его (непосредственное или опосредованное) по отношению к закону. Данный аспект предполагает рассмотрение соотношения актов по их юридической силе. Различаясь между собой по своей юридической силе, подзаконные нормативные правовые акты образуют довольно сложную иерархическую систему. Иерархия нормативных правовых актов в современных государствах строится зачастую не столько на соподчиненности издающих их органов, что было характерно для правовой системы советского периода, когда иерархия органов государства опосредовала формирование всей правовой системы, сколько на нормативно закрепленном положении актов определенного акта по отношению к закону. Так, Законом Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года установлена иерархия нормативных правовых актов, то есть соотношение их юридической силы (статья 4). Следует отметить, что соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта может быть опосредовано другими видами подзаконных нормативных правовых актов. В этих случаях важно, чтобы акты, опосредующие связь закона с иными - нижестоящими по отношению к нему актами, не разрушали, а, напротив, упрочивали и развивали эти связи. Во-вторых, определение оснований издания соотносимых актов. Подзаконные акты, исходя из их подчиненности по юридической силе закону, могут быть приняты на основе и «во исполнение» действующего закона. Принятие подзаконного акта в отсутствие закона должно быть прямо предусмотрено специальным законом или Конституцией. После введения должности Президента Республики Казахстан острую актуальность приобрели проблемы соотношения издаваемых им указов и законов. По своей юридической силе указы занимают ведущее место после Конституции и законов. Это положение дает иногда основание для вывода о безоговорочном отнесении указов Президента к числу подзаконных актов /14, с. 170, 173/. Однако роль Президента Республики Казахстан как гаранта незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина дает ему полномочия в случаях, предусмотренных Конституцией, решать указанные вопросы не только «на основе закона» (главная формула подзаконного характера акта), но и в отсутствие закона /15, с. 147/. Следует отметить, что подобная практика оправдана для правовых систем государств, переживающих переходный этап своего развития. При подобной двойственности соотношения, свойственного подзаконным нормативным правовым актам, принимаемым органами исполнительной власти (указы Президента, постановления Правительства), «юридической основой являются как законы, принятые Парламентом, так и законы, принятые ими самими» /16, с. 94/. В-третьих, определение предметов регулирования соотносимых актов. Предмет регулирования законов и подзаконных актов, как правило, определяются Конституцией или специальным законом. Пункт 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан содержит перечень вопросов, которые регламентируются законами. Изложение данного пункта заканчивается следующей формулировкой: «Все иные отношения регулируются подзаконными актами». Предметная сфера подзаконного нормативного правового акта, издающегося на основании и во исполнение закона, определяется главным образом предметной сферой закона, тесно с ней связана /2, с. 26]. Установление четкого соотношения законов и подзаконных нормативных правовых актов, укрепление связей между ними, контроль за их соблюдением всеми правотворческими органами служат важнейшим условием стабильности системы казахстанского законодательства и системы нормативных правовых актов в целом. И, наоборот, нарушение иерархических связей между данными актами вызывает противоречия, снижает эффективность нормативно-правового регулирования.

 

Литература

 

1. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 г. № 858.

2. Иванов С.А. Основные аспекты соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта. Государство и право. 2004. № 8. С. 23-29.

3. Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства. Юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР. М., 1968.

4. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982. 257 с.

5. Конституция, закон, подзаконный акт. М.: Юрид. лит., 1994. 136 с.

6. Сапаргалиев Г. Некоторые проблемы реализации Конституции Республики Казахстан. Правовая реформа в Казахстане. 2003. № 2(19-20). С. 3-6.

7. Сулейменов М., Басин Ю., Покровский Б. Очередной удар по Гражданскому кодексу. Казахстанская правда. 1998. № 127. 2 июля.

8. Котов А. Действующее право: понятие и система. Правовая реформа в Казахстане. 2000. № 3(7). С. 3-7.

9. Окушева Р.Т. Проблема соотношения законов в Республике Казахстан. Государство и право. 1999. № 2. С. 89-96.

10. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан. Учебник. Алматы: Жеты жаргы, 1998. 336 с.

11. Сапаргалиев Г. Проблемы соотношения Конституции и законов Республики Казахстан. Саясат. 1997. август.

12. Тлембаева Ж.У. Проблемы иерархии в системе нормативных правовых актов в условиях современного Казахстана. Актуальные проблемы развития суверенного правового, профессионального и светского государства Казахстан. Материалы научно-теоретической конференции. Алматы. 2000. 12 декабря. С. 61-68.

13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю. Шведовой. Изд. 18-е. М., 1988. 750 с.

14. Общая теория права. Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1996.

15. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. М.: Издательство «Зерцало», 1998. 656 с.

16. Окушева Р.Т. Теория и практика классификации нормативных правовых актов в Республике Казахстан (Некоторые вопросы). Государство и право. 1999. № 8. С. 89-97.

zkadm
Следите за новостями zakon.kz в:
Поделиться
0
КОММЕНТАРИИ
Главная Топ LIVE Все
Будьте в тренде!
Включите уведомления и получайте главные новости первым!

Уведомления можно отключить в браузере в любой момент

Подпишитесь на наши уведомления!
Нажмите на иконку колокольчика, чтобы включить уведомления