На сегодняшнем пленарном заседании Сената с депутатским запросом к Премьер-Министру РК Масимову К.К. выступил депутат Б.Имашев:

 

Уважаемый Карим Кажимканович!

21.04.2011. Во исполнение Указа Президента страны от 17 августа 2010 года № 1039 Правительством подготовлен пакет законопроектов, направленных на гуманизацию уголовного наказания и совершенствование порядка привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Эти законопроекты уже приняты Парламентом и введены в действие.

Одновременно Глава государства поручил продолжить работу, связанную с модернизацией правоохранительной и судебной системы, и такая работа в настоящее время ведется.

В ходе расширенного совещания Правительства 17 апреля т.г., Глава государства отметил, что развитие правовой системы, включая усиление борьбы с коррупцией, является приоритетным вопросом, и вновь поручил разработать комплекс мер по дальнейшему совершенствованию данной системы.

В этой связи обращаю внимание на такой важный аспект гуманизации уголовно-правовой сферы как обеспечение защиты прав потерпевших. Из этого логически следует, что гуманизация законодательства включает в себя расширение прав потерпевших от преступных посягательств. Совершенно очевидно, что гуманизация должна быть направлена не только на обеспечение прав обвиняемых и осужденных, но и на защиту прав граждан, пострадавших от преступлений, поскольку недостаточная эффективность механизма государственной защиты граждан от противоправных деяний может иметь негативные последствия.

Этому вопросу большое внимание уделяется в международно-правовом пространстве и практике зарубежных государств.

В 1985 году принята Декларация ООН об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, которая предусматривает следующие положения:

- правительствам следует рассмотреть возможность включения реституции в свою практику … и законы в качестве одной из мер наказания по уголовным делам в дополнение к другим уголовным санкциям (пункт 9);

- следует содействовать созданию, укреплению и расширению национальных фондов для предоставления компенсации жертвам. При необходимости в этих целях могут создаваться и другие фонды, в том числе в тех случаях, когда государство, гражданином которого жертва является, не в состоянии возместить жертве причиненный ей ущерб (пункт 13);

- жертвам следует оказывать необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь по правительственным, добровольным, общинным и местным каналам (пункт 14).

В начале 1970-х годов Европейский комитет по Проблемам Преступности (ЕКПП) исследовал вопрос о компенсации государством потерпевшим от преступления. В итоге Комитетом Министров была одобрена Резолюция (77)278 о компенсации потерпевшим от преступления. Она побуждала правительства государств создавать планы по компенсации из общественных фондов тем, кому в результате преступления нанесены серьезные телесные повреждения и иждивенцам лиц, умерших в результате преступления, когда такая компенсация не может быть обеспечена другими средствами.

Кроме того, в 1983 году принята Конвенция по вопросу о компенсации потерпевшим от преступления.

Во многих зарубежных государствах существуют законы, регламентирующие защиту прав потерпевших и порядок выплаты компенсаций за причиненный вред жертве преступления, а также программы национального уровня, ориентированные на службы помощи потерпевшим. Такая практика имеет место, например, во Франции, Великобритании, ФРГ, Нидерландах, США и других странах.

Так, во Франции создан Национальный институт помощи жертвам преступлений, существует также Гарантийный фонд, основной и единственной обязанностью которого является выплата материальной компенсации жертвам террористических акций. Наряду с этим создан специальный фонд для реституций и компенсаций потерпевшим в случае, если преступник не установлен либо не платежеспособен.

В Великобритании по вопросам компенсации вреда создана и функционирует Комиссия, применяющая в настоящее время Тарифную схему 1994 года, в которой подробно описаны условия и суммы выплат компенсаций в зависимости от конкретных обстоятельств.

В США есть соответствующие государственные фонды, которые обеспечивают финансовую поддержку потерпевших. Данные финансовые фонды создаются за счет средств осужденных лиц, т.е. тех, кто привлекается к уголовной ответственности. В свое время, в Государственном бюджете США была создана специальная расходная статья, оформившаяся позже в Фонд помощи потерпевшим.

В настоящее время вопросы защиты жертв преступлений активно обсуждаются и в Российской Федерации. Так, Председатель Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкин считает, что необходимо создание государственных механизмов для возмещения ущерба и оказания другой помощи потерпевшим. Для этого он предлагает образовать национальный компенсационный фонд, управляемый Правительством РФ.

Полагаю, что практика зарубежных государств по созданию фондов для реституций и компенсаций потерпевшим от преступлений вполне может быть внедрена в нашей стране.

Кроме того, это позволит создать механизм дополнительного, вневедомственного контроля за деятельностью правоохранительных органов, что восполнит недостаток имеющегося сейчас гражданского контроля в правоохранительной сфере. Внедрение такого зарубежного опыта в отечественную правовую практику одновременно будет служить реализации поручения Главы государства об обеспечении прозрачности и надлежащего контроля за деятельностью правоохранительной системы страны, в том числе жесткого парламентского и общественного контроля, о чем было указано в его Послании народу Казахстана от 29 января 2010 года.

Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, уже сейчас целесообразно начать формирование национальной базы по данному вопросу. Вначале, полагаю, надо создать фонд выплаты материальной компенсации жертвам преступлений, относящимся к категории социально уязвимых слоев населения, а по мере развития правоприменительной практики по этому направлению - расширить перечень категорий граждан, которым будут осуществляться компенсационные выплаты.

Создание такого фонда потребует внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство, а возможно, и принятия специального закона. В этой связи необходимо проработать эти вопросы во взаимосвязи с пакетом законопроектов, разработка которых будет проводиться в рамках исполнения поручения Президента страны по развитию правовой системы Казахстана.

Реализация данного предложения, основанного на учете международного опыта и отечественных условий, позволит эффективно восстанавливать нарушенные права путем компенсации причиненного преступлением ущерба, а также повысит доверие к органам государственной власти.

О принятых мерах по депутатскому запросу прошу сообщить в установленные законом сроки.

 

22 апреля 2011, 11:16
Источник, интернет-ресурс: *Парламента Республики Казахстан

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript