По экспертным заключениям решаются судьбы людей

 

Оксана Даирова

 

Производство судебных экспертиз относится к основным средствам расследования преступлений, изобличения и привлечения к уголовной ответственности лиц, их совершивших.

О том, что делается в части совершенствования судебно-экспертной деятельности страны, повышения качества судебных экспертиз рассказал газете заместитель директора ГУ «Центр судебной экспертизы» Министерства юстиции Марат Умергалиев.

- Марат Серикказыевич, расскажите, пожалуйста, о деятельности Центра судебной экспертизы Министерства юстиции в обеспечении потребности правоохранительных органов и судов экспертными исследованиями?

- На сегодняшний день Центр судебной экспертизы Министерства юстиции РК является судебно-экспертным учреждением страны, максимально и эффективно обеспечивающим потребности правоохранительных органов и судов на основе специальных научных знаний экспертными исследованиями.

История возникновения, становления и развития Центра судебной экспертизы Министерства юстиции РК ведет свое начало с апреля 1951 года, когда была создана Алма-Атинская научно-исследовательская криминалистическая лаборатория при Юридической комиссии Совета Министров Казахской ССР. В апреле 1957 года Алма-Атинская лаборатория была преобразована в Алма-Атинский научно-исследовательский институт судебной экспертизы Министерства юстиции КазССР, который по времени своего образования явился третьим по счету институтом судебной экспертизы в СССР.

Создание в Казахстане единой экспертной системы было положено Указом Президента республики Нурсултана Назарбаева от 22 апреля 1997 года «О дальнейшем реформировании системы правоохранительных органов Республики Казахстан», предусматривающим изъятие функций производства судебной экспертизы у органов уголовного преследования по принципу независимости судебного эксперта с образованием при Министерстве юстиции единой экспертной системы с передачей ей экспертно-криминалистических подразделений Государственного следственного комитета, Комитета национальной безопасности, Министерства обороны, Государственного таможенного комитета.

Для нормативного закрепления проведенных изменений и возможности дальнейшей реализации идеи независимости от системы уголовного преследования в ноябре 1997 года был принят Закон РК «О судебной экспертизе», который определил правовые и организационные основы назначения и производства судебной экспертизы в стране.

В дальнейшем положения закона, относящиеся к процессуальным аспектам производства судебной экспертизы, были закреплены в Уголовно-процессуальном и Гражданско-процессуальном кодексах, Кодексе об административных правонарушениях, ведомственных нормативных правовых актах и инструкциях. Кроме этого были приняты внутриведомственные и межведомственные документы, определяющие порядок взаимодействия с правоохранительными органами по вопросам назначения и производства экспертиз.

Практическим шагом, обеспечивающим судебно-экспертную деятельность, явилось утверждение постановлением Правительства Казахстана от 9 октября 1998 года «Правил ведения Государственного реестра судебных экспертов».

Начало прошлого года ознаменовалось принятием Закона РК «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан», для реализации которого были пересмотрены и утверждены все нормативные правовые акты, регулирующие судебно-экспертную деятельность.

- Какова структура Центра на сегодня?

- Центр состоит из 17 территориальных подразделений и 30 городских, районных отделов. В Центре и его территориальных подразделениях проводятся судебно-экспертные исследования по 17 направлениям и 41 видам исследования. В целом, государственный реестр методик судебных экспертиз состоит из 144 методик.

- Разрабатываются ли Центром новые методики?

- Да, конечно. Например, только в прошлом году были разработаны четыре новые методики исследования: исследование средств компьютерной технологии, по судебной строительной экономической и по судебной строительной технической экспертизе, по исследованию специальных химических средств. Все эти методики после апробации в экспертной практике и утверждения будут включены в Госреестр методик.

- В ходе нашей беседы вы дважды упомянули о Государственном реестре методик…

- Государственный реестр содержит сведения о методиках судебно-экспертных исследований, отвечающих требованиям Закона, о судебных экспертах, являющихся сотрудниками органов судебной экспертизы, а также о частных судебных экспертах. Данный реестр формируется в целях обеспечения органов, ведущих уголовный процесс, судов, органов, а также должностных лиц, в производстве которых находятся дела об административных правонарушениях, иных участников процесса, а также судебных экспертов сведениями о методиках.

Наш Центр ведет данный реестр. При этом информационное обеспечение ведения Государственного реестра осуществляем мы и уполномоченный орган в области здравоохранения, предоставляя сведения о методиках, разработанных, апробированных и внедренных в соответствии с законодательством страны.

- Сколько в прошлом году Центром проведено экспертиз. Насколько очевиден рост в сравнении с прошлыми годами?

- В прошлом году по материалам, назначившим экспертизу, органами уголовного преследования было дано 68 750 заключений эксперта, судами - 4470 заключений, юридическими и физическими лицами - 560 заключений. При этом, экспертами возвращено без производства экспертизы 5 265 материалов, из них по 4 550 материалам дано сообщение о невозможности дать заключение, тогда как 489 материала возвращены по запросу органа, назначившего экспертизу, ввиду минования надобности.

Хочу отметить, что в последнее время все более четко прослеживается тенденция роста производства судебных экспертиз. Так, если в 1997 году было проведено 13503 экспертизы, то в 2010 году - 73 780 экспертиз. Увеличение - почти в 5,5 раза!

- С чем, по-вашему, связано возрастание роли экспертных исследований?

- Думаю, это вызвано интенсивным развитием правового государства, ростом юридической грамотности населения. Физические и юридические лица в ходе защиты своих прав и законных интересов все чаще привлекают экспертное заключение органов судебной экспертизы, что в свою очередь способствует законному, обоснованному и справедливому разрешению дела.

При этом хотелось бы отметить, что по закону судебная экспертиза является одним из видов доказательств, то есть по нашим экспертным заключениям решаются судьбы людей. Это подтверждает и статистика: почти все решения правоохранительных органов и судов основываются на наших экспертных заключениях.

- Вы сказали, что идет устойчивый рост производства судебных экспертиз. А ваши специалисты справляются с увеличивающейся нагрузкой?

- На сегодня численность Центра составляет 609 гражданских служащих. Повторю, что анализ экспертной работы Центра за последние десять лет свидетельствует о росте производства экспертиз почти в пять раз. Несмотря на значительно возросшую нагрузку, штатная численность Центра остается неизменной с момента создания. Обеспеченность экспертами в районных центрах страны составляет не более 40 процентов от существующей потребности. Для решения данной проблемы нами было внесено предложение в Правительство об увеличении штатной численности Центра на 148 единиц. Этого количества специалистов на сегодня, думаю, будет достаточно для того, чтобы наши сотрудники не дежурили, не работали сутками, без выходных…

- Где будете набирать специалистов соответствующей квалификации? Имеется ли у вас кадровый резерв?

- Это в основном бывшие наши сотрудники, которые сейчас работают в частном секторе. Но они готовы в любой момент вернуться в Центр. Думаю, человек сто мы можем с легкостью набрать… Причем это готовые специалисты, их не надо обучать, переобучать. Они придут и сразу же начнут работать.

- Имеется ли у вас какой-то рейтинг среди лабораторий? Определяете ли, кто на первом, на втором месте по производству экспертиз?

- Безусловно! На первом месте по производству экспертиз лаборатория Алматы, на втором - Астаны, и на третьем - Караганды. При этом карагандинская лаборатория - региональная и обслуживает Карагандинскую область и Центральный регион.

Но при этом по этой лаборатории у нас имеется проблема: здание, в котором расположена лаборатория, 1937 года постройки, не соответствует санитарным нормам и правилам. Мы сейчас работаем над тем, чтобы решить этот вопрос. Просим Правительство оказать поддержку в приобретении специализированного здания для карагандинской лаборатории.

Имеются проблемы в Мангыстауской и Костанайской областях. Там наши лаборатории расположены в бывших зданиях детских садов и согласно программе «Балапан» мы должны их вернуть. То есть опять-таки проблема с местом дислокации.

Павлодарская лаборатория расположена на первом этаже пятиэтажного жилого дома, что тоже не хорошо. Но мы работаем, решаем все эти проблемные вопросы в рабочем порядке. Надеемся, что Правительство и Администрация Президента окажет нам содействие.

- Что делается в части совершенствования работы Центра? Повышения квалификации специалистов?

- Отмечу, что помимо производства экспертиз наш Центр проводит научную и учебную работу. При этом научно-методическая работа направлена на подготовку, повышение квалификации экспертов, а также сотрудников правоохранительных органов и судов по вопросам подготовки и назначения судебных экспертиз, а также оценки заключений.

В то же время в части повышения квалификации специалистов активно сотрудничаем с международными экспертами. Так, в прошлом году наш Центр был включен в проект Европейского Союза «Поддержка судебной и правовой реформы в Республике Казахстан», рассчитанный на 2010-2013 годы. В рамках реализации данного проекта проводится оказание практической помощи Центру путем организации обучающих семинаров с приглашением международных экспертов.

К примеру, с 30 мая по 3 июня текущего года в рамках данного Проекта на базе КазГЮУ прошел обучающий семинар на тему: «Видеофонографическая экспертиза».

В работе семинара приняли участие руководство и сотрудники аппарата управления Центра, судебные эксперты всех территориальных подразделений Центра, а также преподаватели КазГЮУ. В ходе семинара были рассмотрены наиболее актуальные вопросы видеофонографической экспертизы, в частности - акустико-фонетический метод судебной экспертизы по установлению (идентификации) голоса говорящего; используемые программно-аппаратные комплексы видеофонографической экспертизы; метод судебной экспертизы по автоматической идентификации голоса говорящего; автоматическая идентификация голоса говорящего, на основе материала различных каналов связи. Помимо этого были проведены и практические занятия.

Согласно плану Центра судебной экспертизы в рамках проекта ЕС «Поддержка судебной и правовой реформы в РК» в октябре этого года планируется проведение обучающего семинара на тему: «Судебно-экспертное исследование ДТП и Транспортных средств».

- Как происходит взаимодействие с Россией и Беларусью в рамках Таможенного союза? Предусматривается ли унификация законодательства в части проведения судебной экспертизы?

- У нас взаимодействие идет в более широком формате - в рамках ЕврАзЭс. Существует Соглашение о сотрудничестве в области судебно-экспортной деятельности. Для повышения эффективности работы по реализации данного Соглашения в рамках ЕврАзЭС была создана Координационно-методическая комиссия при Совете министров юстиции при Интеграционном комитете ЕврАзЭС по судебной экспертизе. В рамках данной Комиссии Стороны - Казахстан, Россия, Беларусь, Киргизия, Таджикистан - приняли на себя обязательство в рамках своей компетенции при соблюдении законодательства своих государств и международных договоров осуществлять сотрудничество в области научного и методического обеспечения судебно-экспортной деятельности, проведения научно-исследовательских работ, обмен научной и методической информацией, профессиональной подготовки и повышения квалификации судебных экспертов.

По итогам деятельности Координационно-методической комиссии за период деятельности с 2009 по 2011 годы был разработан и утвержден Единый Перечень родов и видов экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях министерств юстиции членов-государств ЕврАзЭС, разработана и подписана Программа подготовки судебных экспертов государственных СЭУ министерств юстиции членов-государств ЕврАзЭС с учетом особенностей законодательства и опыта практической работы. Также разработан и утвержден регламент по проведению межлабораторных сравнительных испытаний (профессионального тестирования) в государственных судебно-экспертных учреждениях, утвержден состав секций при Координационно-методической комиссии по судебной экспертизе при Совете министров юстиции государств-членов ЕврАзЭС. Кроме того, проводится работа по гармонизации законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность наших судебно-экспертных учреждений.

 

28 июня 2011, 15:18
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript