Горячие новости
Читайте также

Десятилетия для хорошего учебника

Фото : 17 августа 2011, 15:32

Не секрет, что казахстанские учебники грешат ошибками, опечатками и другими недостатками, которые чаще всего ставят в вину авторам этих учебников

Жесткая критика в адрес казахстанских учебников звучит уже не один год, но дальше озвучивания претензий дело как правило не идет. Можно отметить лишь прошлогодний случай, когда алматинский второклассник Алихан Жуманов подал иск на 100 млн тенге к Министерству образования и науки РК за психологический ущерб от прочтения учебника по правилам дорожного движения для 1-2 классов, утвержденного министерством.

«После полного прочтения этой книги я пришел в чувство замешательства и психического расстройства из-за попытки понять этот учебник. Потому как написана она неграмотно, с большим количеством ошибок и изобилует просторечными выражениями, содержащими стилистические ляпы и грамматические ошибки, ее невозможно понять...», - писал в исковом заявлении истец. Впоследствии, как известно, отец мальчика отозвал иск.

По словам депутата мажилиса парламента РК Раисы Полищук, школьные учебники порождают массовую неуспеваемость школьников. «Сегодняшние «модерновые» учебники порождают серьезную образовательную проблему, которую испытывают все образовательные учреждения, - массовую неуспеваемость школьников со всеми вытекающими отсюда последствиями», - написала депутат в своем запросе на имя главы МОН РК.

«Наши учебники грешат ошибками грамматического, методического и смыслового характера, поскольку построены с нарушением всех принципов и критериев их конструирования, с отсутствием мотивационного компонента образовательного процесса... Но самое главное, все учебники перегружены информацией, и ступень абстракции ее изложения не согласована ни со способностями учащихся по ее усвоению, ни с их подготовленностью по ее восприятию», - заявила депутат.

Основной проблемой остается качество экспертизы учебников. Как показывает реальность, многие учебники вызывают нарекания не только со стороны родителей и общественности, но и самих педагогов-практиков. В ноябре прошлого года были приняты меры по совершенствованию процедуры экспертизы. На сегодня введена система независимой экспертизы, суть которой заключается в следующем - министерство образования и науки передает представленный разработчиками учебник в РНПЦ «Учебник». После полной экспертизы, Центр дает заключение и передает учебник на рассмотрение в Республиканский общественный совет, который принимает решение рекомендовать или отклонить издание конкретного учебника. В состав общественного совета входят депутаты Парламента, известные ученые, опытные педагоги-практики.

Другая важная проблема - это то, что из года в год авторами наших учебников являются одни и те же люди. В мае текущего года, на первом Съезде учителей математики, министром образования РК Б. Жумагуловым была озвучена идея о необходимости подготовки авторов и экспертов новой формации, введения принципа полной ответственности авторов экспертных заключений за качество учебников и учебных пособий. Давно пора создавать в Казахстане свою школу авторов и издателей учебников, экспертов.

Глава образовательного ведомства также подчеркнул, что проблема качества казахстанских учебников открыта для общественного диалога. И, возможно, эта проблема станет одной из основных тем для обсуждения на предстоящем Республиканском форуме педагогов, который пройдет 25 августа в Астане.

На самом деле качество уровня образования напрямую зависит от качества учебников. Не секрет, что часто становятся предметом споров и критики учебники в казахских школах. Однако подобные проблемы стали нередки в последнее время и в русских школах.

Раньше учебники писали только ученые. Сейчас при составлении учебников не всегда учитывается менталитет страны, обычаи и нравы. Особенно учебники по таким предметам как история Казахстана, казахский язык, география должны учитывать менталитет народа и основываться на национальном колорите.

В советское время в этом смысле система подготовки учебных изданий была выстроена очень жестко - прежде чем утвердить учебник нужно было пройти массу инстанций. Показать, доказать, исправить, апробировать и лишь потом можно было получить рекомендацию к изданию. В результате на выходе общество получало качественный и безупречный, как правило, печатный продукт. Найти ошибку в советском учебнике, к примеру, математики было сродни геройству.

Потом настал период, когда учебники писал, кто хотел. А принцип был очень простой и всем известный: кто платит - тот и заказывает музыку. Поэтому не было никаких стандартов, полная разноголосица даже по методологическим вопросам. В оправдание можно сказать, что это был поиск исторической парадигмы. Отсутствие научной методологии заставляло ученых шарахаться из одной стороны в другую, что более или менее объясняет ситуацию с гуманитарными дисциплинами, но не с точными.

Алия Р. пошла в школу разбираться с оценками своего сына - шестиклассника Шарафудина. Из-за болезни мальчик пропустил одну тему, учил ее дома с родителями, однако учитель математики упорно ставила ребенку тройки. Простые дроби стали казаться ребенку чем-то страшным и непостижимым. Когда мама шестиклассника подошла к учителю, та показала ей учебник математики и сообщила: «Я требую от вашего ребенка записывать дроби так, как дано в учебнике. Хотя и сама знаю, что это грубая ошибка, но обязана давать материал по учебнику».

Автор учебников математики для 5-го и 6-го классов Турсынкуль АЛДАМУРАТОВА считает, что учебники, написанные ею, уже переживают третье издание, и в каждое из них она вкладывает огромные усилия:

- Вы думаете, я не учитываю замечаний, предложений? Каждый год стараюсь отшлифовывать учебник, добавляю новые технологии решения задач, которые появляются в современном мире. Ведь наука не стоит на месте, и наши дети тоже не должны отставать. Если мой учебник не понимают учителя, то в этом нет моей вины.

Директор одной из школ Алматы с физико-математическим уклоном и рецензент учебника математики за 5-й класс Абдимажит ОТЕШ считает, что сегодня нужно говорить не столько об учебниках, сколько о качестве преподавания в школах:

- Заметив ошибку, учитель должен указать на нее ученику и не допускать ее в своей работе. Ведь помимо учебника есть и другие источники информации.

- Чтобы родился настоящий учебник, нужны десятилетия, - говорит его коллега, одна из директоров школ-гимназий Алматы. - Но, к сожалению, за годы независимости возможность создать что-то свое была реализована в самом непонятном ее воплощении. В учебниках часто встречаются опечатки, откровенные ошибки, авторы словно пытаются заново изобрести велосипед, хотя он уже в мире существует! Ну что можно нового придумать после советских учебников, которые были писаны целыми авторскими коллективами? Однако мы почему-то этот опыт отринули, а свой не приобрели…

А писать учебники, конечно, должны профессионалы. Стоит заметить, что даже в самые сложные времена наши педагоги ориентировались на проверенные, лучшие издания. Опытные преподаватели наших школ признавались, что на «пену» и конъюнктуру они внимания не обращали и в учебном процессе такого рода издания не использовали.

Алима БАУБЕК


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии