Горячие новости
Читайте также

Такой инфляцией надо гордиться!

Фото : 17 августа 2011, 13:39

Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ

Председатель Агентства РК по статистике Алихан Смаилов в понедельник призвал граждан «адекватно» воспринимать инфляционные процессы в стране: по его мнению, инфляция есть не что иное, как отражение экономического роста и благосостояния населения. При этом глава статагентства признал, что основной причиной тотального повышения цен этим летом стало удорожание ГСМ - а они, как заявляли ранее антимонопольщики, дорожали зачастую необоснованно.

Примечательно, что глава статагентства на своих пресс-конференциях регулярно отказывается прогнозировать дальнейший рост инфляции, указывая на то, что прогнозы — это дело Министерства экономического развития и торговли пополам с Нацбанком, зато регулярно оправдывает постоянное удорожание всего и вся. И при этом не забывает найти свет в конце тоннеля. В этот раз таким проблеском стало убеждение председателя в том, что если бы денег у населения не водилось, цены бы никто поднимать не стал.

- В целом инфляция — это, конечно, сопутствующий фактор экономического роста и благосостояния населения, поэтому надо ее воспринимать адекватно, — заявил Смаилов в ответ на просьбу журналистов прокомментировать ситуацию с ростом цен в стране. И для пущей убедительности сравнил инфляцию в Казахстане за семь месяцев (5,6 процента) с рядом стран СНГ.

- Если посмотреть по другим странам, то в России уровень инфляции такой же примерно, как и в Казахстане, — 5 процентов, в Кыргызстане инфляция 6,9 процента, в Украине — 4,6 процента, — перечислил он.

Далее спикер добавил, что правительству удалось стабилизировать инфляционные процессы в последнее время — правда, свою роль сыграла и сезонность всплесков цен.

- Я могу сказать о том, что в последние месяцы наблюдается стабильность цен на продовольственные товары, особенно на социально значимые продтовары, их у нас постановлением правительства утверждено тридцать, на них у нас даже наблюдается некоторая дефляция, пусть и незначительная, — утверждал глава статагентства.

Когда его попросили перечислить эти подешевевшие товары, чиновник долго рылся в своих бумажках и, наконец, выдал целых три позиции.

- У нас за последний месяц июль подешевели овощи и фрукты на 2,3 процента, яйца подешевели на 5 процентов, молочные продукты подешевели на 0,3 процента, — сказал Смаилов. — У нас вообще на продтовары в летние месяцы более-менее стабильные цены, а на социально значимые товары наблюдается некоторое снижение.

Правда, уже к осени, по словам Смаилова, все вернется на круги своя.

- В эти месяцы цены на продукты питания стабильны, а к концу года, как это происходит ежегодно, будет наблюдаться сезонное повышение. В частности, на молочные продукты, на яйца, на масла у нас обычно наблюдается рост, а также на услуги здравоохранения и образования у нас в сентябре-октябре будет и на твердое топливо, на уголь — это ежегодно происходит, это обычная практика, — заявил он.

При этом председатель статагентства признал, что «основным фактором инфляции в последние два месяца был рост цен на ГСМ».

- С начала года цены на дизельное топливо (на розничном рынке — авт.) повысились почти на 20 процентов, а у предприятий-производителей повышение цен составило 24 процента. На бензин цены выросли на 17,4 процента, а у предприятий-производителей рост составил 23 процента. Газ подорожал на 7,5 процента, у предприятий-производителей пропан и бутан сжиженный подорожали на 8,8 процента, — озвучил Смаилов цифры повышения. — По нашим данным регистрации цен на 30 июля — мы их фиксируем на конец месяца, цена бензина АИ-92 по Астане и Алматы составляла 103 тенге за литр, АИ-95 — 127 тенге за литр, в Кокшетау цена АИ-92 была на конец июля 110 тенге за литр, в Караганде — 105 тенге за литр, на АИ-95 соответственно — 127 тенге и 123 тенге за литр.

Смаилов также признал, что рост цен на ГСМ локомотивом потянул за собой рост цен на пассажирские перевозки — причем не только на авто и железнодорожном транспорте, который работает на солярке и бензине, но и... на троллейбусах.

- В основном у нас инфляция была вызвана ростом цен на ГСМ и газ. Это вызвало рост цен на платные услуги пассажирского автотранспорта — в частности за июль на 3,2% подорожали (пассажирские перевозки): местные автобусные перевозки подорожали на 5,3 процента, троллейбусы — на 3,1 процента, железнодорожные перевозки — на 2,7 процента за один месяц — июль, это все было связано с ростом цен на ГСМ, — сказал Смаилов.

Как рост цен на ГСМ мог повлиять на работающий на электричестве троллейбус, глава статагентства уточнять не стал: видимо, троллейбусники подняли цену «прицепом». Такой сообразительностью, являющейся одной из составляющих инфляции, действительно можно только гордиться...

За державу также можно гордиться в связи с тем, что «опережающий рост объемов экспорта над объемами импорта, а также опережающий рост цен на экспортируемые товары по сравнению с ценами на импортируемые, конечно же, свидетельствуют об улучшении внешнеторговой конъюнктуры для Казахстана и заметно улучшают платежный баланс нашей страны». Проще говоря, цены на сырье, которое мы толкаем за рубеж во все возрастающих объемах, выросли на 41 процент за полгода, а цены на покупаемые нами там готовые товары за этот же период увеличились всего на 5,7 процента. Тут, правда, надо заметить, что этот бурный рост также слишком долгим не будет: сырье сейчас отыгрывает позиции, которые потеряло во время кризиса в связи с всеобщим экономическим спадом. А вот готовые товары во все времена будут показывать пусть незначительный, но рост.

Ну а если читатель спросит, откуда Смаилов взял, что благосостояние казахстанцев растет, опережая инфляцию, то здесь он ссылается на оживление рынков купли-продажи легковых автомобилей и недвижимости: по его данным, в Казахстане в июне 2011 года было зарегистрировано свыше 56 тысяч «легковушек», что на 23,1% больше аналогичного периода прошлого года. По данным статагентства, почти 54 тысячи новых «легковушек» было зарегистрировано физическими лицами и 2180 автомобилей — юрлицами. При этом по количеству новых авто лидируют Алматы, в котором было зарегистрировано 8310 автомобилей, и Астана — 6189 единиц. В результате по состоянию на 1 июля 2011 года наличие легкового автотранспорта в Казахстане составило три миллиона 320 тысяч 500 единиц.

- Количество сделок купли-продажи жилья в январе-июле составило 83 тысячи 127 и выросло по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 12,1 процента. То есть оживление на рынке жилья и на рынке автотранспорта наблюдается, — заключил Смаилов.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии