Горячие новости
Читайте также

ВТО совсем не то, что кажется

Фото : 23 сентября 2011, 13:36

Возможен ли политический суверенитет без экономической независимости?

Нам немало говорили, что одной из важнейших для Казахстана задач является вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Однако в последнее время эта тема как-то незаметно выпала из поля зрения широкой общественности. Между тем представляется, что в контексте вступления в Таможенный союз проблема вхождения в ВТО приобретает качественно иное звучание. Об этом мы беседуем с известным казахстанским экономистом, заместителем директора Центра анализа общественных проблем Канатом Берентаевым.

- Вы можете хотя бы в общих чертах дать картину того, что будет происходить на потребительском рынке внутри Казахстана после вступления в ВТО?

- Одним из главных мифов выгодности присоединения к ВТО является утверждение, что существенно снизится стоимость жизни за счет ликвидации протекционистских торговых барьеров. В результате, как утверждают сторонники присоединения к ВТО, цены на импортные товары снизятся. Отечественная продукция также подешевеет из-за возросшей конкуренции, а также снижения цен на импортные компоненты, которые они используют при производстве своей продукции. Кроме того, мол, расширится спектр товаров и услуг за счет свободного доступа на рынок иностранных производителей.

В действительности этого не произойдет по самой простой причине. Казахстан - достаточно бедная страна, у нас низкий платежеспособный спрос населения. Поэтому вступление в ВТО не вызовет притока товаров и услуг из новых стран, которые ранее не могли войти на казахстанский рынок. Как известно, китайские товары успешно конкурируют на рынках практически всех стран мира, и предполагать, что их вытеснят товары из США или Западной Европы, было бы наивным. В этой связи доминирующее положение, как и сейчас, будут занимать китайские товары.

- Известно, что российские власти усиленно приглашают в Таможенный союз Украину. Однако официальный Киев дал понять, что готов сотрудничать с государствами ТС только на условиях "3+1", поскольку Украина намерена в ближайшее время войти в ВТО. Означает ли такая постановка вопроса, что Киев не хочет осложнять себе жизнь в плане вступления в ВТО?

- Сразу отмечу, что инициаторами создания ТС и ЕЭП в середине 1990-х выступили Беларусь, Казахстан, Россия и Украина. По разным причинам, главным образом из-за личностных противоречий между правящими элитами наших стран, процесс постсоветской интеграции резко замедлился. Например, Союзное государство Россия-Беларусь до сих пор не функционирует в полной мере. На Украине, как известно, в результате "оранжевой революции" несколько лет властная структура была представлена антироссийскими силами.

Вообще, русофобия была и остается главной причиной торможения интеграционных процессов. Мы это видим и у нас, в Казахстане, когда противники создания ТС и его трансформации в ЕЭП пытаются аргументировать свои позиции такими категориями, как "реанимация СССР-2", реставрация "Российской империи" и т.д.

Поэтому считать, что Украина отказывается от присоединения к ТС чисто из-за желания не осложнять процесс своего вступления в ВТО, было бы слишком упрощенно. С моей точки зрения, отказ Украины от присоединения к ТС негативно скажется на будущем развитии этой страны. Слишком ее экономика завязана на Россию и Беларусь, в Европе ее продукция не нужна. Просто на данный момент преобладает "западный вектор", но, как показал мировой кризис, эта ориентация является не очень надежной.

- Какова ситуация со вступлением Казахстана в ВТО после создания ТС с Россией и Беларусью? И как последнее может отразиться на дальнейшем процессе переговоров по ВТО?

- Ситуация достаточно неопределенная. Однако это не связано с формированием ТС. Как вы знаете, в Казахстане создано Министерство по интеграции, но чем оно занимается, в каком состоянии находится процесс присоединения Казахстана к ВТО, в каком состоянии находится процесс трансформации ТС в ЕЭП - никому неизвестно. Еще несколько лет назад было заявлено, что уже готов окончательный доклад Рабочей группы ВТО в составе 39 стран о присоединении Казахстана к ВТО, что вот-вот будет принято официальное заключение о присоединении к ВТО. Но время идет, а результата нет.

Следует ясно понимать, что дело не в создании ТС, так как присоединение к ВТО - это индивидуальный процесс, в эту организацию нельзя вступать региональными блоками. При этом ВТО допускает членство всех стран в самостоятельных региональных блоках, таких, например, как МЕРКАСУР, НАФТА, Евросоюз. Поэтому предполагать, что ТС - это дополнительное препятствие для присоединения к ВТО, было бы некорректно.

- Какая разница между вступлением Казахстана в ВТО в рамках ТС и самостоятельно? Если бы это зависело от вас, то какому варианту вы бы отдали предпочтение?

- Вступление в ВТО - это внутреннее дело каждой страны. Если бы выбор был за мной, то я бы предпочел третий вариант: вообще не присоединяться к этой организации, которая является одним из главных инструментов однополярной глобализации под эгидой США, инструментом закабаления менее развитых стран, располагающих полезными ископаемыми. Дело в том, что присоединение к ВТО означает размытость границ национальной экономики, рост влияния транснациональных компаний (ТНК), транснациональных банков (ТНБ) и других международных институтов, которые оказывают активное воздействие на проводимую экономическую политику, снижают уровень национального суверенитета.

- Допустим, что мы вступили в ВТО. Как это может отразиться на отечественных производителях? Кто от этого выиграет? Кто проиграет? И почему? Как это может отразиться на малом и среднем бизнесе?

- Позитивное влияние членства в ВТО для национальных экономик - это еще один миф, который разделяют очень многие. Предполагается, что членство в ВТО обеспечивает благоприятные условия для доступа к мировым рынкам товаров и услуг, гарантирует доступ к новым технологиям, позволяет разрешать торговые споры путем переговорного процесса с участием международных организаций и т.д. Но, если я не ошибаюсь, за последние годы, ни одна страна, кроме Китая, не может похвастать тем, что членство в ВТО позволило ей выйти на новый уровень развития. Более того, разрыв между развитыми и развивающимися странами не только не сокращается, но и растет, причем более высокими темпами, чем прежде.

Что касается отечественных товаропроизводителей, то их положение резко ухудшится. Одно из правил ВТО - выравнивание цен и тарифов на топливо, электроэнергию и т.п. Отсюда следует, что мы не будем конкурентоспособными не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, т.к. наших товаропроизводителей "задавят" конкуренты, представляющие ТНК. Кстати, развитие казахстанского содержания полностью противоречит принципам ВТО. Поэтому можно будет поставить крест на развитии собственного производства под государственным протекционизмом.

Экономика Казахстана будет представлена двумя секторами: производствами, которые смогли вписаться в структуру ТНК (это добывающий сектор, предприятия по первичной переработке сырья, транспортный комплекс и другие), а также остальными отраслями и производствами, которые работают только на внутренний рынок. Их развитие будет определяться платежеспособным спросом населения.

Развитие малого бизнеса не зависит от членства в ВТО, оно зависит только от платежеспособного спроса населения. Что касается среднего бизнеса, то отдельные предприятия могут выжить, если попадут в шлейф производств по обслуживанию крупных производств в составе ТНК. В противном случае их продукцию заменит импорт в рамках ВТО.

- Помнится, нам почти клятвенно обещали, что после вхождения в ТС цены если и поднимутся, то ненамного и ненадолго, а в итоге мы наблюдаем перманентный рост цен почти на все. Отсюда самый главный вопрос: как поведут себя цены после вступления в ВТО?

- Я не считаю, что рост цен в Казахстане связан с созданием ТС. Рост цен - это результат политики правительства, которое пустило на самотек процесс ценообразования в нашей стране. Самое страшное заключается в том, что свои промашки и упущения оно пытается переложить на начало действия ТС.

При вступлении в ВТО, безусловно, будет всплеск цен. Во-первых, потому, что цены на топливно-энергетические ресурсы должны приблизиться к мировым, во-вторых, из-за сокращения поддержки отечественного сельского хозяйства.

- Этот же вопрос, но уже больше в плоскости групп конкретных товаров. Что будет с ценами на продовольствие? Цены на ГСМ будут также подвержены сезонным колебаниям? Как будет обстоять дело с ценами на ту же бытовую технику? Есть мнение, что расширится ассортимент одежды и обуви, что немаловажно для наших граждан. Но будут ли они доступны массовому потребителю?

- Постепенно цены на все виды товаров - продовольствие, ГСМ и т.д. - будут приближаться к мировым. Единственным ограничением роста цен будет платежеспособный спрос населения, так как никто не требует, чтобы заработная плата также приближалась к мировому уровню. Расширение ассортимента товаров и услуг также сомнительно из-за низкого платежеспособного спроса, а в страновом аспекте, безусловно, будет доминировать Китай. Товары из развитых стран абсолютному большинству населения не будут доступны по причине их дороговизны.

- Что показал опыт пребывания в ВТО Кыргызстана и какие главные уроки из этого нужно извлечь нам?

- Членство Кыргызстана в ВТО на экономику страны не оказало существенного влияния. Республика уже потеряла свое машиностроение, приборостроение. Урок один: нужна региональная интеграция на постсоветском пространстве, чтобы сохранить свое производство.

К сожалению, сторонников безграничной торговли, полного освобождения рыночных сил очень много. Это результат активной пропаганды неолиберальной англосаксонской модели. Но, по-моему, нужно иметь в виду, что мировое сообщество находится в точке бифуркации: предстоит сделать выбор, причем осознанный, по какой модели мы будем дальше развиваться. Или мы продолжим курс на полную интеграцию мирового сообщества, включая и создание мирового правительства, других институтов планетарного масштаба наподобие МВФ, ВБ и ВТО, которые будут регулировать развитие мирового сообщества в целом. Очевидно, что этот путь - по крайней мере, в рамках теории полностью свободного рынка и ограничения роли государства только решением социальных проблем - является тупиковым. Продолжающийся системный кризис - яркое свидетельство несостоятельности модели односторонней глобализации.

Другой путь - это усиление роли государства в экономике, создание довольно крупных, самодостаточных региональных блоков, которые смогут успешно соперничать с США и другими развитыми странами на мировом рынке не только сырья, но и готовой продукции, на рынке высоких технологий. Здесь важно признать тот факт, что мировое сообщество является многоукладным, допускает одновременное существование и возможность эффективного сотрудничества стран, которые находятся на разных уровнях научно-технологического развития.

И от того, какая экономическая теория победит в ближайшие несколько лет, как удастся на практике реализовать теоретические выводы и рекомендации этой теории, зависит будущее Казахстана. Либо Казахстан станет действительно суверенным государством с развитой экономикой и высоким уровнем жизни, либо мы постепенно, даже сами того не замечая, закрепим за собой роль сырьевого придатка остального мира.

Автор: Кенже ТАТИЛЯ


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии