Горячие новости
Читайте также

Феномен образования: вопросов больше, чем ответов

Фото : 23 сентября 2011, 14:36

Вернуть на доработку в Мажилис. Такой вердикт вынес Сенат в отношении проекта документа, корректирующего действующий Закон «Об образовании». Соответствующий законопроект, рассмотренный вчера на пленарном заседании палаты под председательством Кайрата Мами, представил министр образования и науки Бакытжан Жумагулов. Последовавшая дискуссия засвидетельствовала обилие вопросов депутатов не только по содержанию законопроекта, но и в целом по развитию сферы образования.

Собственно цели корректирующего законопроекта благи и своевременны: он призван устранить пробелы, возникшие в ходе отраслевой правоприменительной практики. Об этом свидетельствуют такие, в частности, новеллы, как изменение классификации вузов в зависимости от реализуемых образовательных программ и объемов осуществляемой научно-исследовательской деятельности, исключение компетенции организаций образования по присвоению академических званий «ассоциированный профессор (доцент), профессор», расширение категории воспитанников госучреждений образования, имеющих право на получение финансовой и социальной помощи.

Концептуальные изменения связаны с переходом среднего образования на «двенадцатилетку» и повышением статуса педагога. Большое внимание отводится вопросам мониторинга качества образования на всех его уровнях, реанимированию системы профессионально-технического обучения.

Представив позицию разработчиков по этим и другим аспектам, Бакытжан Турсынович был готов ответить на вопросы сенаторов. И в этой части сложился своеобразный феномен: каждый ответ министра порождал новые вопросы, выводя дискуссию на «траекторию роста».

Притча во языцех - перевод школ на 12-летний курс обучения. Согласована ли эта позиция с Министерством обороны, задался вопросом Болат Жылкышиев, приведя в качестве мотивации несложный арифметический расчет: садясь за парту в шестилетнем возрасте, юноши будут выходить из школьного класса в армейских сапогах.

Споры по этому поводу длятся на протяжении 10 лет. Однако каких-либо механизмов, исчерпывающих проблему, до сих пор не предложено. Единственное, чем утешил министр: процесс будет осуществляться «поэтапно». Очевидно, в таком же режиме будут преодолеваться сложности его практического воплощения…

Актуальнейший вопрос из сферы высшего образования затронул Сарсенбай Енсегенов: немыслимые тарифы, устанавливаются вузами на получение образования. Однако, по заявлению министра, это немотивированные слухи.

- В 2008-2009 годах мы предупредили ректоров вузов, чтобы они не повышали резко тарифы на обучение, отметив, что грядет кризис и людям будет трудно платить, - сказал Б. Жумагулов, заверив, что пожелание было исполнено. Одновременно он указал на то, что вузам тоже надо жить, укреплять материальную базу и развиваться. А для этого нужны деньги. То есть надо искать компромисс…

Однако, полагаю, трудно назвать компромиссом такой, например, факт, о котором знаю не понаслышке, а по собственному «карману»: в нынешнем учебном году стоимость годового обучения в Евразийском национальном университете по специальности «английская филология» возросла на 50 тысяч тенге (с 570 до 620 тысяч). Резко это или не резко, каждый волен решать сам. Но дабы оградить себя от подобных «издержек», следует прислушаться к рекомендации главы МОН: родители, думающие о будущем своих детей, должны стараться с первого класса обучать их хорошо. Это прежде всего относится к жителям периферии. Ведь в нынешнем году для успешно обучающихся сельских детей государство выделяет 36 тысяч грантов.

Но здесь опять встает вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? И может ли в процессе определения качества знаний объективным критерием выступить ЕНТ? Тему Единого национального тестирования сенаторы рассматривали с особым пристрастием, констатируя, что ежегодно поток критики в адрес этой образовательной новации демонстрирует завидно стабильную динамику роста. При этом сенатор Иран Амиров указал: много ошибок в формулировании вопросов для ЕНТ допускает само министерство, а у детей из-за этого возникают серьезные проблемы.

Министр признал несовершенство системы. Более того, привел говорящие за себя факты: в прошлом году из вопросников тестирования исключено 1,5 тысячи некорректных вопросов! Однако может ли это быть утешением для выпускников, «сломавшихся» на системных сбоях? Ведь по статистике текущего года из 3,5 тысячи медалистов «Алтын белгi» очень многие не прошли на гранты. И далеко не всем из тех, кто подавал на апелляции, удалось доказать свою правоту.

Как заверил Б. Жумагулов, работа над совершенствованием ЕНТ ведется постоянно. Вскоре система претерпит качественные изменения. Тестирование будет проводиться в два этапа: для заканчивающих школу и для тех, кто решил поступать в вузы.

В многочисленных вопросах депутатов поднимались и другие важные темы: обеспечения адекватной материальной базы и кадрового состава школ с государственным языком обучения, увеличения зарплаты педагогов и укрепления их социального статуса, кризиса системы профтехобразования и другие. Остается надеяться, что все высказанные замечания будут учтены в процессе дальнейшей проработки законопроекта.

…И еще один документ сенаторы вернули вчера в Мажилис - проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства». В ходе работы в документ, одобренный нижней палатой, Сенатом внесено более 70 изменений и дополнений. Согласно повестке дня также обсуждены и ратифицированы два международных документа, вносящих дополнения в соглашения государств - участников Договора о коллективной безопасности по вопросам военно-технического сотрудничества.

Ольга КАЗАНЦЕВА


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии