Горячие новости
Читайте также

Питер ХАУЗ: Народное IPO - не гарантия прибыли, а возможность

Фото : 26 сентября 2011, 17:38

Казахстан намерен сделать своих граждан собственниками ведущих национальных компаний и провести  в ближайшие три года народное IPO части активов фонда «Самрук-Казына» - крупнейшего холдинга, владеющего, по словам г-на Келимбетова, долями в компаниях и банках общей стоимостью $78,5 миллиарда. Что такое народное IPO? Принесет ли оно пользу населению Казахстана? Управляющий директор АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» Питер ХАУЗ любезно согласился ответить на вопросы информационного портала Zakon.kz.

Zakon.kz: - Господин Хауз, для чего, собственно, нужно народное IPO? На каких принципах оно будет проводиться? Имеет ли оно нечто общее с частичной приватизацией?

П. Х.: - Программа народного IPO проводится по инициативе Президента для предоставления казахстанцам возможности стать совладельцами ведущих компаний страны.  В ходе программы им будут предложены акции наиболее крупных, стабильных и перспективных государственных компаний. Таким образом, мы хотим не только дать населению возможность принять участие в доходах этих предприятий, но и, привлекая казахстанцев на фондовый рынок, повысить инвестиционную культуру в стране, дать толчок развитию биржи и финансового сектора. Надеемся, что со временем эти изменения помогут в становлении Казахстана как регионального финансового центра Центральной Азии.

Поскольку статус листинговой компании потребует от кандидатов на IPO определенного корпоративного поведения, мы также полагаем, что одним из дополнительных эффектов станет усовершенствование прозрачности, эффективности и конкурентоспособности крупнейших компаний Казахстана. В ходе IPO предполагается разместить 10-15 процентов акций компаний, оставив контроль за государством и Фондом «Самрук-Казына».

Отличие народного IPO от известных нам приватизаций в том, что в качестве частного инвестора выступает население, а не отдельные лица или организации, частично или полностью  приобретающие  те или иные предприятия. Таким образом, мы надеемся усилить общественный контроль над государственными компаниями.

Zakon.kz: - Позволит ли этот проект стать казахстанцам настоящими акционерами нацкомпаний и реально участвовать в их доходах и тем самым способствовать развитию отечественного фондового рынка? И вообще, станет ли народное IPO средством увеличения благосостояния населения?  Гарантирует ли владение акциями прибыль, как, допустим, банковские депозиты?

П. Х.: - Народное IPO даст населению Казахстана альтернативы для существующих возможностей инвестирования и преумножения капитала. Приобретая акции национальных компаний, каждый покупатель становится их совладельцем и получает право голоса при принятии стратегических решений. Однако приобретение акций - это не только возможность разделить успех и прибыльность компании. Каждый инвестор должен осознавать, что, приобретая акции, он также разделяет и риски, с которыми связана деятельность компании и отрасль промышленности, в которой объект инвестиций осуществляет свою деятельность. Поэтому очень важно понимать, что народное IPO - не гарантия, а возможность преумножения капитала.

Национальные компании будут котироваться на бирже на равных условиях с другими участниками KASE, соответственно и цена на их акции тоже может, как подниматься, так и снижаться. Мы очень тщательно выбирали наиболее стабильные компании, демонстрирующие отличные перспективы роста, для участия в народном IPO и надеемся, что цена на акции покажет позитивную динамику в долгосрочной перспективе, но мы не можем гарантировать полное отсутствие периодических падений цен. Здесь всегда нужно учитывать макроэкономические факторы, неподвластные отдельным компаниям.

Для истинного участия в росте компаний и экономики страны целесообразно рассматривать акции народного IPO как долгосрочную инвестицию, и, на мой взгляд, вероятность прибыли в долгосрочной перспективе намного больше.

Zakon.kz: - По словам Премьер-Министра Масимова, только 26 процентов населения понимает, о чем идет речь. Да и то, видимо, понимает просто смысл народного IPO. Но ведь этого мало. Человеку нужно разбираться в компаниях, акции которых будут продаваться, уметь оценить их  финансовое положение, быть в курсе их планов и рыночных тенденций, чтобы знать, стоит ли рассчитывать на дивиденды. Сомневаюсь, что таких знатоков наберется четверть населения. Во-вторых, для покупки акций нужны еще и деньги. Откуда у людей будут деньги, и кто вообще рискнет вкладывать свои кровные в какие-то непонятные  акции? Может ли  государство прибегнуть к административному ресурсу, то есть заставить людей покупать акции, ведь у нас население не может поголовно участвовать в этом проекте, у нас экономически активного населения гораздо меньше, чем хотелось бы. Даже в США в операции на фондовом рынке вовлечено всего лишь около  десятой части населения, а что говорить о нас…

П. Х.: - Правительство не будет заставлять население принимать участие в народном IPO. Оно объявило о намерении предложить населению приобрести акции в ведущих компаниях страны, но каждый должен сам решать, примет он участие в программе или нет. По данным социологических исследований, интерес к программе есть, но мы реально оцениваем уровень дохода населения в Казахстане, и поэтому рассматриваем возможность стимулов, которые помогут сделать акции доступными максимальному количеству казахстанцев.

Помимо этого, пенсионные фонды также помогут нам избежать финансовой дискриминации - свыше пятидесяти процентов населения являются вкладчиками пенсионных фондов, через которые смогут получить выгоду от народного IPO.

Предоставление исчерпывающей информации о народном IPO и компаниях-участниках, а также доступа к ресурсам, содержащим более общую информацию о финансовых рынках, возможностях инвестирования и преумножения капитала, станет неотъемлемой частью программы и в конечном итоге - одной из важнейших составляющих в определении ее успеха. Мы хотим, чтобы в программе приняло участие как можно больше казахстанцев, но мы хотим, чтобы они участвовали, полностью осознавая все возможные последствия приобретения акций.    

      Zakon.kz: - Верно. Купленные акции могут принести хорошие дивиденды, а могут не дать их вовсе. Могут вырасти в цене, а могут рухнуть, поэтому возможности IPO надо показывать народу честно, без обмана и прикрас,  чтобы человек твердо знал, какие инвестиционные риски он принимает на себя. В противном случае, в нашем обществе может появиться еще один источник социальных волнений, еще один источник социально уязвимого  слоя вдобавок к дольщикам и ипотечникам. Вы не опасаетесь этого?

П. Х.: - Одной из самых сложных задач народного IPO является уровень готовности населения. Мы осознаем, что большинство населения в настоящий момент имеет довольно ограниченное представление о фондовом рынке, поэтому первоочередной задачей станет запуск образовательной кампании, нацеленной на разъяснение рисков и вознаграждений, связанных с процессом покупки и владения акциями.

Акции будут предложены всем казахстанцам, и  поскольку для многих это будет первый опыт биржевой деятельности, принять взвешенное решение об инвестициях им будет сложно. Поэтому фундаментальной составляющей народного IPO станет широкая информационно-разъяснительная кампания, объясняющая преимущества и недостатки инвестирования в акции, на какие показатели той или иной компании следует обратить внимание при принятии инвестиционных решений, и самое главное, что фондовый рынок не дает гарантий прибыли, что любые инвестиции несут в себе долю риска. Надеемся, что образовательные инициативы, которые будут запущены в рамках народного IPO, также помогут поднять уровень финансовой грамотности населения в целом.

Zakon.kz: - На какой стадии находится сейчас процесс народного IPO?  Планировалось, что программа данного проекта, по которой казахстанцам предложат купить акции крупнейших нацкомпаний, будет представлена Правительством  на рассмотрение главе государства 1 сентября. Утвержден ли окончательный список наиболее подходящих компаний-кандидатов?  Какие компании будут выведены на IPO первыми?

П. Х.: - «Самрук-Казына» совместно с консультантами программы народного IPO разработал детальные рекомендации по ее подготовке и проведению. Эта программа, утвержденная Премьер-Министром Каримом Масимовым, предполагает поэтапное проведение листингов, начиная с IPO «КазТрансОйл», «KEGOC» и «Air Astana» в 2012 году. Далее последуют листинги «КазТрансГаз», «Казмортрансфлот» и «Самрук-Энерго». В состав третьего эшелона войдут «КазахстанТемирЖолы» и «Казтемиртранс». На более позднем этапе, после 2015 года, будет рассмотрена возможность вывода на народное IPO акций компаний «КазМунайГаз» и «Казатомпром». В будущем мы, возможно, рассмотрим пополнение этого списка, но в данный момент все усилия направлены на проведение первых трех этапов народного IPO.

Постепенный вывод компаний на фондовый рынок обусловлен различными уровнями подготовленности компаний, каждая из которых прошла тщательную и беспристрастную проверку Фондом и его консультантами. Были рассмотрены финансовые показатели потенциальных эмитентов, их перспективы роста и бизнес-стратегия, принципы отчетности и прозрачность, корпоративное управление и характеристики руководства, а также стабильность отрасли. Соответствие требованиям передовой практики по этим показателям не во всех компаниях одинаково, поэтому было предложено поэтапное проведение листингов. Поскольку программа проводится в интересах населения, на нас лежит ответственность за приведение компаний в соответствие передовым международным стандартам при подготовке к IPO.

Zakon.kz: - Некоторые аналитики считают, что большинство компаний-кандидатов - а это компании со стопроцентным госучастием, представля¬ющие нефтегазовый, электрический и железнодорожный сектора,  - пока не готовы к народному IPO по уровню прозрачности. Если это так, то может ли эта программа быть отложена до лучших времен?

П. Х.: - Временные рамки программы разрабатывались с учетом степени подготовленности каждой компании к IPO, поэтому листинги не будут проходить одновременно. Все компании-кандидаты в данный момент находятся на разных стадиях подготовленности, но к началу проведения их листингов все они будут соответствовать передовой практике. Уровень прозрачности - один из критериев, который мы рассматривали при оценке готовности дочерних предприятий Фонда к IPO, и при утверждении списка обязательным условием было  соответствие компании передовым стандартам прозрачности, или как минимум наличие плана по достижению этих стандартов на момент листинга.

Zakon.kz: - В ходе IPO  как один из вариантов предполагается размещение акций с дисконтом, однако наше законодательство не предусматривает это. Одни аналитики считают, что для этого нужно будет изменить закон, другие полагают, что пока еще рано прогнозировать, как эта задумка может осуществиться и приводят в пример неудавшееся первичное публичное размещение российского Внешторгбанка в 2007 году, которое было широко разрекламировано и стало весьма популярным среди населения. Однако за несколько месяцев цена на акции ВТБ упала в разы, задумка властей по формированию широкого класса собственников не оправдала себя. Не повторится ли этот сценарий у нас? Не получится ли так, что мы столкнемся с очередной неудачной попыткой развить фондовый рынок?

П. Х.: - Поскольку фондовый рынок Казахстана находится на стадии развития, мы рассматриваем ряд возможных стимулов для поощрения участия розничных инвесторов в народном IPO. Конкретные инициативы могут варьироваться, но мы надеемся привнести стабильность и поощрение в механизмы проведения листингов.

В отличие от народного IPO ВТБ, чьи акции упали в цене не в последнюю очередь из-за сложившейся кризисной ситуации на мировых рынках, Казахстан проводит народное IPO, исходя из сильных позиций. В настоящий момент рыночные показатели находятся на низких уровнях, что увеличивает потенциал роста стоимости акций казахстанских компаний, которые предлагается вывести на народное IPO.

В дополнение к этому, мы проводим листинги компаний, которые представляют самые успешные промышленные сектора Казахстана  - нефтегазовую, энергетическую промышленность и растущую транспортную сеть. Это должно помочь в диверсификации и развитии фондового рынка.

Zakon.kz: - Останется ли «Самрук-Казына» доминирующим акционером во всех ключевых компаниях?

П. Х.: - Да. В ходе народного IPO будет размещаться не более 10-15 процентов акций компаний и,  таким образом, государство в лице ФНБ «Самрук-Казына» останется доминирующим акционером.

Zakon.kz: -  Можно ли дважды провести народное IPO и будут ли к нему допущены компании с оффшорными дочками?

П. Х.: - Народное IPO - это не событие, это процесс, рассчитанный на несколько лет. Мы определили список компаний, который предусматривает проведение серии листингов до 2015 года и далее. Как только эта стадия завершится, мы, возможно, рассмотрим целесообразность проведения дополнительных IPO, но на данный момент наше внимание уделено первым трем этапам.

Zakon.kz: - Можно более подробно о пенсионных фондах? В начале беседы Вы упомянули, что к IPO планируется привлекать и пенсионные фонды. Возможно, в этом есть смысл, ведь НПФ уже охватывают почти половину населения, и большое количество казахстанцев держат в них свои сбережения. Если пенсионные накопления будут потрачены на покупку акций, то смогут ли люди получить реальные прибыли?

П. Х.: - Ожидается, что накопительные пенсионные фонды станут одним из основных участников народного IPO наряду с розничными инвесторами. Поскольку задачей пенсионного фонда является преумножение инвестиций от лица своих вкладчиков, акции компаний, выходящих на IPO, для НПФ могут стать такими же инструментами инвестирования, как и любые другие бумаги. Появление дополнительных возможностей для инвестирования можно рассматривать как положительное развитие для пенсионных фондов, и как следствие, их вкладчиков - населения Казахстана.

Конечно же, никто не гарантирует, что акции компаний, выходящих на IPO, будут приносить только прибыль. Но на то и существует профессиональный штат НПФ и их управляющих компаний, чтобы учитывать все возможности и риски. Вдобавок к этому, внутри НПФ уже существуют механизмы, нацеленные на снижение инвестиционных рисков. Так, их портфели должны быть диверсифицированы, что исключает возможность инвестиций в акции только одной компании. Соответственно не все пенсионные накопления будут потрачены на покупку акций компаний, выходящих на IPO, но при грамотном распределении и выборе инвестиций НПФ, при наличии положительной ценовой динамики на акции народного IPO, вкладчики пенсионных фондов ощутят положительный эффект от программы. Ведь прибыль от этих акций будет частично влиять на доходность пенсионных активов, а инвестиционный доход в свою очередь распределяется между всеми вкладчиками конкретного фонда.

Участие пенсионных фондов в народном IPO также поможет снизить волатильность акций, ведь НПФ - это, как правило, долгосрочные инвесторы, не спекулирующие на краткосрочных колебаниях цен.

Zakon.kz: - Понятно, основные деньги даст не население, а пенсионные и инвестиционные фонды, банки, страховые компании, а также иностранные инвесторы, которые должны прийти к нам, чтобы купить эти акции. Но вопрос в том, как заманить их сюда. Для этого надо развить инфраструктуру рынка и его технологии. Заставит ли IPO биржу, брокеров, депозитарий развиваться быстрее, эффективнее?

П. Х.: - На начальном этапе народного IPO участие иностранных инвесторов не предусматривается.  Программа разработана для населения Казахстана, которому будет дано право первоочередного приобретения акций в самых успешных и перспективных компаниях страны. Тем не менее, это не исключает допуска зарубежных участников на более поздней стадии. Народное IPO - это процесс, и в будущем Казахстан может стать региональным финансовым центром, позволяя иностранным инвесторам получить доступ к нашим компаниям через местный фондовый рынок. Это, конечно, потребует развития инфраструктуры и ресурсов Казахстанской Фондовой Биржи.

Народное IPO - многогранная инициатива, нацеленная на развитие экономики Казахстана на нескольких уровнях. За счет стимуляции участия частных инвесторов на фондовых ранках, она даст толчок развитию KASE, что в свою очередь расширит возможности привлечения капитала для местных компаний в будущем. Инициативы, проведенные компаниями-кандидатами народного IPO для соответствия передовой практике корпоративного управления, будут способствовать общему улучшению бизнес-среды в стране.

Zakon.kz: - Каким образом можно будет отследить экономический эффект от народного IPO? Я  имею в виду не общий объем вложенных населением средств, а то, на какие цели были  использованы привлеченные деньги, какую пользу принесли они экономике. Об этом, наверное,  никто никогда не узнает…

П. Х.: - Публичный статус компаний-кандидатов потребует увеличения прозрачности и регулярной отчетности по производственным и финансовым показателям, что позволит инвесторам отслеживать использование средств на проекты компании. Привлеченный капитал будет направлен на поддержку роста и развития компаний, а поскольку эмитенты представляют ведущие сектора промышленности, мы ожидаем прямое воздействие на экономику в более широком смысле. В дополнение к этому, народное IPO будет способствовать развитию более динамичного фондового рынка и как следствие - диверсификации экономики.

Zakon.kz: - Президент Назарбаев обратился к парламентариям с просьбой принять законопроекты, необходимые для запуска программы народного IPO, в ускоренном порядке и поручил Правительству в кратчайшие сроки внести соответствующие законопроекты в Парламент. Когда они будут доработаны и согласованы госорганами? В какие законы будут внесены изменения? Будут ли изменены нормы закона о госимуществе в части размещения и последующего обращения акций компаний, которые считаются стратегическими объектами, а также в нормативные документы Казахстанской фондовой биржи (KASE), регулирующие административные правонарушения?

П. Х.: - Законопроекты по народному IPO недавно были объявлены приоритетными, что означает их ускоренное рассмотрение Парламентом вне плана законопроектных работ. Окончательное согласование всех изменений мы ожидаем до конца этого года.

Фондом «Самрук-Казына» разработан и представлен на рассмотрение Правительству пакет предложений по совершенствованию нормативной правовой базы, необходимой для оптимального проведения народного IPO. Эти предложения затрагивают определенные аспекты, которые могут препятствовать полноценному листингу компаний и последующему проведению сделок на рынках ценных бумаг. Рассматривается внесение поправок в отраслевое законодательство, в законодательство о стратегических объектах, а также в акты, регулирующие деятельность рынка ценных бумаг, в том числе, касающиеся административных правонарушений в отношении использования инсайдерской информации.

Zakon.kz: - Господин Хауз, давайте, подведем итоги нашей беседы. Что самое сложное в программе народного IPO? Как Правительству и населению не прогадать с ним?

П. Х.: - Правительство разработало уникальную возможность для населения, которая позволяет принять участие в росте благосостояния страны, а ФНБ «Самрук-Казына» отобрал компании с отличными перспективами роста, представляющие наиболее прибыльные отрасли промышленности. Надеемся, что население по достоинству оценит представленные инвестиционные возможности, но в то же время мы полностью осознаем необходимость крупномасштабной информационной и образовательной программы, объясняющей казахстанцам принципы владения акциями. Мы уверены, что компании-кандидаты  - это отличные объекты для инвестиций, но мы бы хотели, чтобы инвесторы делали выбор и принимали решения, основываясь на понимании рынка, компании, макроэкономических показателей, возможностей и рисков, сопряженных с биржевой деятельностью. Это, наверное, самая сложная задача народного IPO.

Торгын НУРСЕИТОВА


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии