Горячие новости
Читайте также

Миграция в рамках интеграции усилит экономику Казахстана

Фото : 5 декабря 2011, 10:27

Процессы интеграции приобретают форсированный характер. В 1994 году казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев предложил евразийскую идею, суть которой - формирование нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве, а не копирование опыта СССР.

И уже в 2000-х годах, наряду с СНГ, появился ЕврАзЭС и заработал Таможенный союз (ТС). Едва в тираж вышла статья российского премьер-министра Владимира Путина «Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня», где он делился своим мнением относительно создания новой Шенгенской зоны, как лидеры трех стран - России, Казахстана и Беларуси - достигли соглашения по упрощению миграционного режима.

Историческая встреча, в ходе которой были подписаны документы, касающиеся создания в 2012 году Единого экономического пространства, состоялась в Москве 19 ноября. Однако переговоры президента России Дмитрия Медведева, Казахстана - Нурсултана Назарбаева и Беларуси - Александра Лукашенко запомнились не только выходом наших стран на новую траекторию интеграции, но и договоренностями, которые упростят простым людям пересечение госграниц и нахождение в одной из трех республик.

«По миграции мы приняли специальные законы, мы никого выгонять не будем, свободная миграция рабочей силы во всех наших странах, 30 дней они будут находиться вообще без регистрации, - я думаю, это большое благо для наших людей», - сообщил казахстанский лидер.

Вопрос трудовой миграции давно беспокоил первых руководителей. Сегодня три страны уже объединены в Таможенный союз. Как отметил Нурсултан Назарбаев, в подписанной Декларации о Евразийской экономической интеграции констатированы успехи ТС, прежде всего связанные с созданием общей зоны торговли. В этом ключе необходимо поддерживать желание граждан работать на свое усмотрение.

Между тем остается ряд вопросов, связанных с перемещением граждан, это выезд на учебу, на работу и на постоянное место жительства.

В вопросе перемещения рабочей силы стоят три основных задачи - формирование международно-правовых основ общего рынка труда, унификация миграционной политики и создание условий для сотрудничества в социально-гуманитарной сфере. Безусловно, социальные факторы для формирования ЕЭП в трех республиках имеются, все страны находятся примерно на одном уровне экономического развития.

Мобильность позволит более рационально использовать человеческий капитал. Остается разобраться, что сдерживает «миграцию труда»? Ответ - неразвитость социальной инфраструктуры, системы арендного жилья, нехватка детских садов, слабое развитие легальной системы доступных социальных услуг и институтов регистрации.

Другая особенность заключается в том, что Россия и Беларусь сталкиваются с серьезными демографическими проблемами, тесно связанными с процессом убыли населения за счет превышения смертности над рождаемостью. Наиболее остро эта проблема сегодня стоит в России, не зря руководство страны старается привлечь к этому вопросу особое внимание, к примеру на ТВ ставят социальные ролики о вреде курения и алкоголя или обеспечение материнским капиталом по рождению второго и последующих детей.

С уменьшением прироста населения сокращается доля трудоспособного населения - это и есть та серьезная и объективная причина, которая будет подрывать рост экономики соседней страны. Но Россия также заинтересована в том, чтобы привлечь не просто свободные руки, а квалифицированные кадры. Во-первых, экономика страны все-таки демонстрирует индустриальные признаки, во-вторых, целевым ориентиром выступает создание «умной экономики», а она требует для себя «умных людей».

Второй участник Таможенного союза и партнер по ЕЭП - Беларусь, имеет более высокую долю промышленных предприятий в своей экономике. Следовательно, сильно зависит от человеческого капитала. Для сравнения: в России и Казахстане доля занятых в промышленности составляет 21 и 12 процентов соответственно, а в одной Гомельской области Беларуси этот показатель составляет 27,5 процента. Однако у медали рынка труда есть и оборотная сторона. В условиях кризиса не все предприятия способны устоять, а, следовательно, без работы оказываются специалисты высокого уровня. В 90-х годах это привело к деградации профессионалов или «утечке мозгов».

В условиях интеграции кризисные явления будут вести к перетоку кадров. При этом объединенные экономики трех стран не пострадают. Поскольку действует принцип сообщающихся сосудов - хоть стенки у них разные, но дно общее. И если продолжать такую аналогию, то вывод очевиден: уровень воды, то есть объем ВВП, сохраняется.

Основными трендами стран ЕЭП являются три основных направления миграции - миграция на постоянное место жительства, трудовая миграция и учебная. Самые слабые «людские потоки» наблюдаются между Беларусью и Казахстаном, считает директор конфликтологического центра Елена Садовская.

«Это сложилось в первую очередь потому, что у нас нет общих границ. Миграция между странами почти нулевая. Обуславливается это тем, что трудовая миграция Беларуси направлена в основном в Польшу, где гражданин Беларуси может получать до одной тысячи евро, и, конечно же, ему не выгодно ехать в Казахстан, где средняя зарплата меньше», - отмечает эксперт.

Естественно, наша экономика пока не может оплачивать в таком размере труд. Но, во-первых, надо учитывать, где заняты белорусы с инженерными дипломами в Польше. Во-вторых, экономика Европы столкнулась с острым кризисом, что обостряет социальные проблемы. Иными словами, для Казахстана или России открываются новые возможности по привлечению кадров. Пока миграция между Беларусью и Казахстаном поддерживается за счет социально-культурных связей, констатирует Садовская. По ее словам, перемещение граждан идет благодаря белорусской диаспоре в Казахстане. В связи с ее сокращением, вероятно, будет снижаться миграционный обмен.

Вместе с тем растет образовательная миграция. Около 23 тысяч белорусов и 43 тысяч казахстанцев сейчас учатся в вузах России. Это также позволяет решать проблему кадров для экономик ЕЭП. Но опять же, чтобы усилить данный процесс, необходимо упростить процедуру пересечения границ и пребывания наших граждан на территории трех стран. Проблема, по мнению Садовской, носит актуальный характер для Казахстана, так как в республике пока медленно идет процесс диверсификации системы образования, а также подготовки кадров.

«За 10 лет у нас не изменилась структура подготовки кадров для промышленности. Более 70 процентов приходится на гуманитарные специальности, это сфера просвещения, экономики и права», - отмечает эксперт.

В результате программа ФИИР, суть которой - стимулировать индустриализацию экономики, сталкивается с дефицитом специалистов. Выходов из сложившейся ситуации не так уж много: привлекать специалистов из-за рубежа или воспитывать свои кадры. И здесь нам есть что перенять у партнеров по интеграции. По словам Садовской, «подготовка кадров предпочтительнее идет в России, нежели в Казахстане».

«Если мы не предпримем в ближайшие годы интенсивных мер в этом вопросе (подготовки кадров. - Ред.), сами планы достижения, планы реализации программы ФИИР будут под большим вопросом. Все это в результате вызывает серьезное научно-техническое отставание Казахстана от России в 5 раз и в десятки раз - от стран Запада», - отмечает Елена Садовская.

С выводами эксперта трудно не согласиться. Поэтому в стране предпринимаются действия, направленные на подготовку кадров, которые больше отвечают потребностям экономики XXI века. В частности, для решения поставленной задачи было увеличено финансирование системы образования, с другой стороны - в Астане появился Назарбаев Университет, который призван восполнить «кадровый голод» отечественной экономики.

Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ, Алматы


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии