Труднопрогнозируемые явления

 

Елена Барышникова,

ведущий научный сотрудник

Международного центра культур и религий

 

В современных условиях реальную угрозу национальной безопасности государства, его территориальной целостности, конституционным правам и свободам граждан представляют усиление терроризма, прикрывающегося религиозными лозунгами, и религиозно-политического экстремизма.

 

Прямая угроза

 

Провоцируя войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, терроризм и экстремизм, приобретающие все более разнообразные формы и угрожающие масштабы, относятся к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности.

В наши дни на общественную жизнь многих государств серьезное влияние оказывает активизация религиозного экстремизма. Очевидно, что экстремизм представляет прямую угрозу конституционному строю, разрушает целостность и безопасность любой страны, подрывает идеи равноправия людей независимо от их социальной, идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной принадлежности.

В сегодняшнем мире именно религиозный и национальный факторы, проявление религиозной нетерпимости, фанатизма, вооруженные столкновения на религиозной почве во многом определяют состояние и тенденции развития общественно-политической ситуации в некоторых регионах мира.

Принципы борьбы с терроризмом и экстремизмом, важность объединения государств для противодействия этим явлениям раскрыты в целом ряде международно-правовых документов.

Это относится к совершенствованию нормативно-правовой базы по законодательному регулированию противодействия и пресечения возбуждения национальной и религиозной вражды, выработке эффективных правовых механизмов профилактики различных видов экстремизма, планированию и осуществлению антитеррористических предупредительных, оперативно-розыскных, политических, экономических и иных мероприятий.

Согласно Закону РК «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 года № 31 «экстремизм - насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета республики, целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, подрыв национальной безопасности и обороноспособности государства, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, создание, руководство и участие в незаконном военизированном формировании, организация вооруженного мятежа и участие в нем, разжигание социальной, сословной розни (политический экстремизм)».

В большинстве зарубежных стран законодательство запрещает расистские выступления, пропаганду и провокационные заявления, выражающие ненависть или презрение к лицам или группам лиц на основании их расовой или этнической принадлежности, вероисповедания, цвета кожи, национальности.

Международное сообщество отрицает вооруженный экстремизм и терроризм как средство для достижения политических целей. Борьба с этими явлениями провозглашена ООН одной из приоритетных задач своей деятельности.

Основными направлениями противодействия терроризму и экстремизму являются:

- создание международной правовой базы как важнейшего условия для осуществления согласованных и результативных антитеррористических действий;

- формирование международных антитеррористических центров и привлечение вооруженных сил для борьбы с экстремизмом;

- оздоровление социально-экономической обстановки в странах и регионах, являющихся основными источниками вооруженных конфликтов.

 

Практические вопросы противодействия

 

В странах Западной Европы и в США за полувековую историю борьбы с экстремизмом общество пришло к согласию по вопросу необходимости обязательного участия государства в процессе противодействия экстремизму. Юридическим его оформлением стала антиэкстремистская законодательная база.

Зарубежные страны сегодня изучают не теоретические, а практические вопросы противодействия экстремизму. Например, внимание большинства стран Западной Европы привлекают конкретные случаи правоприменения антиэкстремистского законодательства или, например, такой аспект противодействия, как борьба с распространением экстремистских идей в глобальной сети Интернет.

В ряде зарубежных стран законодательные нормы по борьбе с экстремизмом имеют конституционный статус. Например, в ст. 104 Уголовного кодекса Китайской Народной Республики за организацию, планирование и практическое участие в вооруженном мятеже или бунте, осуществленные зачинщиками или лицами, совершившими тяжкие преступления, установлено бессрочное или на срок свыше 10 лет лишение свободы.

Уголовный кодекс Японии в гл. 2 «Преступления, относящиеся к внутреннему восстанию» также устанавливает ответственность для лиц, совершивших мятежные действия с целью свержения правительства или отторжения японской территории и иного посягательства на Конституцию Японии (ст. 77), осуществивших приготовление или заговор для совершения внутреннего восстания (ст. 78). Их лидеры наказываются смертной казнью или бессрочным тюремным заключением, а лица, участвующие в совещании о восстании или руководившие толпой, - бессрочным тюремным заключением или тюремным заключением на срок не ниже трех лет. В Конституции Японии в качестве средства борьбы с экстремизмом прописан запрет на дискриминацию по экономическим, политическим признакам, а также социальному положению, расовой принадлежности, религии. Одновременно в ряде статей подчеркивается светский характер государства (ст. 14, 19, 20 Конституции Японии).

В Швеции за измену, призыв к мятежу и другие тяжкие государственные преступления установлено пожизненное заключение.

Не менее суровыми являются санкции норм Уголовного кодекса Польши, устанавливающие ответственность лиц, имеющих своей целью лишение независимости, отделение части территории или насильственное изменение конституционного строя Республики Польша; принимающих участие в сговоре с другими лицами; ведущих деятельность, непосредственно направленную на осуществление этой цели, в виде лишения свободы на срок не менее 10 лет, на срок 25 лет либо пожизненное заключение.

Подробно регламентирована ответственность за проявления экстремистской деятельности в Уголовном кодексе Турции. Среди противоправных следует выделить уголовно-правовые деяния в виде действий, направленных «на передачу всей территории государства либо ее части под власть иностранного государства, или на ограничение суверенитета, или нарушение целостности государства, или на отделение его территории от государственного управления» (ст. 125); применение «против государства оружия» (ст. 126); «сговор с иностранцем в целях осуществления враждебных актов против Турции» (ст. 127); повреждение дорог, сооружений, переданных «на нужды вооруженных сил государства, даже если их строительство не завершено» (ст. 131); раскрытие сведений, «опубликование или разглашение которых запрещены уполномоченными органами» (ст. 137); «оскорбления и ругательства» в адрес Президента Турции (ст. 158).

Российское уголовное законодательство причислило к проявлениям экстремизма весьма широкий спектр деяний. В связи с этим 27 июня 2002 г. был принят Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», определяющий правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, а также устанавливающий ответственность за ее осуществление.

Ст. 15 настоящего Федерального закона предусматривает ответственность граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности. Они несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

С тех пор были внесены многочисленные дополнения в данный закон. Следует отметить, что для реализации превентивных мер по противодействию экстремистским действиям 29 июля 2011 г. был издан указ «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации».

В этой связи показателен законотворческий опыт Германии, где наказанию в виде лишения свободы до трех лет и крупному штрафу подлежат лица, оскорбляющие религиозные чувства верующих, препятствующие отправлению религиозных обрядов, культов, если такие действия вызывают нарушение общественного порядка.

Процессуальное законодательство Федеративной Республики Германия также предоставляет правоохранительным органам широкие возможности по проведению обысков, арестов, задержаний лиц, связанных с террористической и экстремистской деятельностью.

Наиболее предпочтительным кажется вариант, предлагаемый Уголовным кодексом ФРГ, в параграфе 130 (подстрекательство против народов) которого дается определение экстремистской деятельности. Последняя понимается как нарушение общественного порядка, выражающееся в разжигании ненависти к части населения, призывах к совершению насилия или произвола, посягательстве на человеческое достоинство таким образом, что унижает достоинство части населения, злонамеренно порочит или клевещет на него.

Важно указать, что в Германии установлен конституционный запрет на создание неонацистских партий. Кроме того, в Уголовном кодексе ФРГ выделяется ряд антиэкстремистских составов. Так, в параграфе 129А устанавливается ответственность за создание сообществ, целью которых является:

1) тяжкое убийство, убийство или геноцид;

2) преступные деяния против свободы человека.

Подобный правовой подход в комплексе с мерами политического и социального характера позволяет обеспечить наиболее эффективное противостояние проблеме экстремизма.

Законодательство Италии запрещает создание и функционирование объединений, распространяющих принципы национальной или религиозной вражды, дискриминации по каким-либо признакам. Аналогичные положения содержат нормы Уголовного кодекса Израиля.

Значительное место проблеме борьбы с противоправной деятельностью отводится во французском законодательстве. Во Франции отсутствует специальный закон о борьбе с экстремизмом и терроризмом, но если те или иные преступные действия были совершены в экстремистских целях, то к лицам, их совершившим, применяются более строгие меры наказания. Действительно, во французском уголовном законодательстве нет определения экстремизма, однако разработана легальная дефиниция терроризма и выделен ряд экстремистских составов. В соответствии со ст. 421-1 Уголовного кодекса Французской Республики, терроризмом являются действия, имеющие целью серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора.

 

В упрощенном порядке

 

В целях создания эффективного механизма противодействия экстремистской деятельности процессуальное законодательство большинства зарубежных государств предусматривает по делам соответствующей категории упрощенный порядок производства оперативных и следственных действий, предоставляя правоприменителю более широкий круг правомочий по сравнению с делами общеуголовной направленности.

Например, к лицам, подозреваемым в осуществлении террористической деятельности, законодательство Ирландии позволяет применять «упреждающий» арест на срок до одного года. По тем же основаниям правоприменитель вправе издать приказ о депортации из страны либо о запрете въезда в страну соответствующих лиц.

Наряду с установлением в отношении экстремистов жестких законодательных императивов широко используется возможность применения некоторых элементов диапозитивного характера. Так, например, ст. 24 закона Италии от 1982 г. № 304 «О мерах в защиту конституционного строя» предусматривает возможность смягчения наказания террористам в случае их деятельного раскаяния (выдачи сообщников и т.п.). Данная норма действует как на протяжении всего уголовного судопроизводства, так и во время отбытия осужденным наказания.

Важно указать, что в европейском уголовном законодательстве о противодействии экстремизму в последнее время наблюдается тенденция к установлению общих правил и процедур привлечения лица к ответственности за экстремизм. Предпринимаются серьезные попытки сформировать общеевропейское законодательство в этой сфере.

В США правовое регулирование борьбы с экстремизмом осуществляется как на основе федерального уголовного законодательства, так и законов штатов об уголовной ответственности.

Примерный Уголовный кодекс США содержит ряд статей, посвященных экстремистским составам, в частности:

- публичное вызывание вражды по мотиву религиозной, расовой, национальной, политической ненависти (статья 8.30);

- организация и руководство экстремистским сообществом (статья 8.40);

- подготовка и подстрекательство к актам терроризма, насилия и агрессии (статья 8.50);

- причастность к финансированию экстремистской деятельности (статья 8.60);

- осуществление сделок для обеспечения экстремистской деятельности (статья 8.70).

Следуя рекомендациям Примерного Уголовного кодекса США, в них содержится ряд условий, при которых возможно назначение смертной казни за тяжкие преступления экстремистского характера (в тех штатах, где сохранена смертная казнь как вид уголовного наказания).

Кроме вышеуказанных правовых актов в США существуют специальные уголовные законы, которыми также урегулирована борьба с экстремизмом. Так, на основе ранее действовавшего Закона «О борьбе с терроризмом» и применении смертной казни существует правоприменительная практика признания организаций террористическими, которые подлежат обязательной ликвидации, а их руководители несут уголовную ответственность.

После событий 11 сентября 2001 года в США был принят новый закон «О борьбе с терроризмом», положения которого привели к ужесточению миграционной политики, что, в частности, проявилось в усилении проверок лиц, желающих посетить США, дополнительных мер по охране транспортных узлов сообщения и пр.

Был существенно расширен перечень тяжких насильственных преступлений, связанных с экстремизмом, ужесточены санкции за экстремистские действия. В настоящее время согласно законодательству США минимальное наказание за преступления, признанные экстремистскими, составляет 6 лет лишения свободы.

 

Гармоничное применение

 

Таким образом, зарубежный опыт показывает, что во многих государствах уже выработан механизм противодействия такому опасному социально-политическому явлению, как экстремизм, и различным формам его проявления. Особый упор при этом делается на формирование законодательной базы, позволяющей обеспечить соблюдение основных прав граждан в условиях внутригосударственных кризисных ситуаций. Более того, зарубежный опыт свидетельствует о том, что только силовыми методами и одноразовыми акциями данную проблему не решить.

Весь массив зарубежного законодательства о противодействии экстремизму можно условно подразделить на уголовно-правовое законодательство, устанавливающее ответственность за конкретные преступления экстремистского характера, и специальное законодательство по борьбе с экстремизмом, которое закрепляет административные, финансовые, гражданские механизмы борьбы с экстремизмом. Наиболее эффективным является их гармоничное применение, хотя в отдельных странах в качестве правовой базы борьбы с экстремизмом преобладает один из двух указанных блоков законодательства.

Уголовно-правовые средства борьбы с экстремизмом, а также специальное законодательство большинства стран Западной Европы и государств - членов СНГ испытывают на себе воздействие двух факторов: процессы унификации и ужесточения.

Вышеперечисленные обстоятельства вызывают потребность в разработке общегосударственной комплексной программы и системы мер борьбы с экстремизмом, которая предполагает необходимость уяснения содержания и причин вооруженного экстремизма, факторов, способствующих росту числа его проявлений, системы признаков подготовки террористических актов и других экстремистских действий, отечественного и зарубежного опыта борьбы с этим явлением. Поэтому важно добиться взаимодействия и координации всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.

Подводя итог, необходимо еще раз подчеркнуть, что важнейшими путями повышения эффективности противодействия терроризму и экстремизму на современном этапе являются:

- дальнейшая оптимизация общегосударственной системы противодействия терроризму на основе постоянно поступающих предложений по внесению изменений и дополнений в действующую нормативную правовую базу (в том числе и по таким частным вопросам как: направление молодых людей на учебу в зарубежные теологические образовательные заведения, совершенствование процедуры регистрации интернет-сайтов и т.д.);

- совершенствование и дальнейшее развитие механизмов межведомственной координации и взаимодействия;

- осуществление повседневной профилактической работы, направленной на предупреждение террористических проявлений;

- постоянное изучение и анализ отечественного и зарубежного опыта противодействия терроризму;

- развитие международного сотрудничества;

- обучение кадров, участвующих в противодействии терроризму.

Таким образом, для нейтрализации многосторонних идеологических, разрушительных и деструктивных действий религиозного экстремизма следует выработать основанные на сбалансированности широкомасштабные способы борьбы для последовательного ослабления негативного влияния данного явления на общество, активнее проводить профилактическую работу в религиозной сфере общественной жизни.

31 января 2012, 15:56
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript