Горячие новости
Читайте также

Творческие профессии в Казахстане снова востребованы

Фото : 3 февраля 2012, 10:17

В последние несколько лет Казахстан переживает невиданный за все время независимости подъем всех видов искусства.

О подъеме национального кинематографа слышали уже, пожалуй, все, но аналогичные тенденции прослеживаются и во многих других творческих профессиях. Основная причина столь возросшей потребности - это то, что на предложение, наконец, появился спрос.

Еще каких-то 5-10 лет назад ситуация с творческими профессиями в Казахстане была плачевной. И, несмотря на то, что государство выделяло деньги на культуру, молодежь не стремилась в эту среду, так как наглядных перспектив для себя не видела. И действительно, в те годы театр, кино, классическая музыка, изобразительное искусство находились на творческих задворках. Это не касалось, пожалуй, лишь шоу-бизнеса, который недостатка в новых кадрах не испытывал никогда. Впрочем, высоколобые критики никогда не считали поп-культуру достойной внимания, хотя именно таким путем в последнее время обновлялись кадры не только для эстрады, но и для кинематографа. Так, например, востребованные ныне молодые актрисы Асель Садвакасова, Аша Матай и Султанна Каримова попали в кинематограф именно через эстраду, а две последние и вовсе через телевизионные конкурсы по поиску талантов. Такой «канал связи» работает и сегодня, однако даже сами новоиспеченные звезды признаются, что им не хватает специальных навыков и знаний.

Однако в последнее время профессионализм в творческих профессиях стал снова в чести. Ведь сейчас культура в стране снова стала делом востребованным.

- Амбициозные творческие люди, желающие себя реализовать, - хорошая кадровая подпитка для кинематографа, театра и телевидения. Но из-за того что кино сильно завязано на экономике, это сказалось на настроении творческих людей и востребованости - ведь были долгие годы простоя и кризиса. Сегодня времена изменились, востребованность молодежи очень выросла. На этой волне возрос и интерес к профессии. Молодые постепенно снова хотят учиться, - рассказывает кинопродюсер, руководитель мастерской в КазНАИ имени Жургенева Сергей Азимов.

По словам Азимова, сегодня чаще всего выбирают специальности «режиссура», «продюсерское дело». Сегодня все хотят быть главенствующими. Но и операторы, и художники сегодня не менее востребованы. Успех этих профессий в том, что они синтетические и могут быть востребованы не только по прямому назначению.

О финансовой привлекательности речи пока не идет - каждый выпускник творческого вуза вынужден «вертеться», чтобы выжить. Так, далеко не всем молодым актерам удается попасть в кинематограф, а зарплата в театре, мягко говоря, далека от идеала. Часть актеров занимается репетиторством, часть идет в качестве консультантов по актерскому мастерству и кастинг-директорами. Аналогичная ситуация и среди выпускников профессиональных музыкальных вузов. Рассказывает студентка четвертого курса Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Дина Сейтгалиева:

- Долго размышлять над выбором профессии мне не приходилось - музыка для меня стала единственным видом деятельности, в котором я могла бы себя реализовать. Другой вопрос - финансовая привлекательность. Сегодня оркестранты точно так же, как врачи и учителя, не могут похвастаться высокими зарплатами. Гораздо легче заработать приличные деньги на легких ненавязчивых пьесках, играя в кабаках, чем подолгу репетировать в оркестре, разучивая крупные и серьезные произведения вечных классиков.

Действительно, после окончания вуза ехать по распределению в провинциальный театр или филармонию сегодня большинство молодых специалистов не хочет. И это несмотря на то, что в провинциальные культурные учреждения сегодня вкладывается заметно больше средств, чем раньше. Причина простая - получить славу и популярность возможно только в столичных городах, в то время как в творческом продвижении провинция по-прежнему остается неперспективной, хотя в финансовом плане более стабильной.

- Провинция не дает возможности для реализации, - считает Сергей Азимов. - В творчестве важно, когда ты известен, тебя знают, и ты можешь реализовать свои замыслы. В развитых экономиках действует правило «сильные регионы - сильный центр», а у нас, наоборот, сильный центр - слабые регионы. В культурной жизни пока у нас то же самое.

К слову сказать, на фоне большого роста спроса на вышеуказанные профессии в тени остаются такие специальности, как театро- и киноведение. В интервью нашей газете об этом не так давно рассказывал известный театральный критик и худрук Уйгурского театра Ахметжан Кадыров.

- Мы выпускаем много театроведов, но дальше они никуда не поднимаются. Студенты занимаются в основном скороспелыми информациями об очередном спектакле. А глубоким анализом они, к сожалению, не занимаются. Сегодня в печати в основном публикуют статьи, носящие больше описательный характер. А когда начинаешь серьезно анализировать, то редакторы мне говорят: «Это слишком сложно понять. Давайте просто скажем: что было, о чем пьеса».

Таким образом, можно сказать, что творческое образование также становится все более техническим. Сегодня для многих принцип «творчество ради прибыли» вытесняет «творчество ради творчества». Для многих, и в особенности представителей старшего поколения, этот факт воспринимается с сожалением, остальные же видят в этом веление времени, так как сегодня практически все сколько-нибудь востребованное ставится на конвейер.

Константин КОЗЛОВ, Алматы


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии