Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Конституция Казахстана - достояние общенародное /НУРМАГАМБЕТОВ Аманжол Магзумович/

НУРМАГАМБЕТОВ Аманжол Магзумович - член Конституционного Совета Республики Казахстан, доктор юридических наук, п

Фото : 20 февраля 2012, 13:58

НУРМАГАМБЕТОВ Аманжол Магзумович - член Конституционного Совета Республики Казахстан, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель РК. Родился 3 июня 1950 года в г. Кокчетаве. В 1975 году окончил юридический факультет Казахского государственного университета им. С.М. Кирова по специальности «правоведение». В 1982 году - аспирантуру юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. С 1975 по 1989 год - преподаватель юридического факультета КазГУ. С 1989 по 1991 год - консультант, заведующий сектором ЦК Компартии Казахстана.

С 1991 по 1992 год - заведующий сектором Аппарата Президента и Кабинета Министров РК. С 1992 по 1995 год - судья Конституционного суда. С 1996 по 1997 год - член Национальной комиссии по ценным бумагам РК. 1997 год - заместитель министра труда и социальной защиты. 1998 год - декан юридического факультета Евразийского университета им. Л. Гумилева. С 1999 по 2004 год - заведующий секретариатом председателя Сената Парламента РК. С 2004 по 2005 год - главный инспектор Канцелярии Президента. С 2005 года (переназначен 08.06.2011 г.) - член Конституционного Совета.

В 1992 году Указом Президента ему присвоен высший квалификационный класс судьи. Член Академии соци- альных наук РК.

Награжден юбилейными медалями «Қазақстан Конституциясына 10 жыл», «Қазақстан Республикасының Парламентiне 10 жыл», «10 лет Астане», золотой медалью Конституционного суда Армении, благодарностью Президента.

Автор более ста публикаций в области проблем трудового и конституционного права, монографии «Рынок труда: правовые проблемы и перспективы».

Беседу ведет Торгын НУРСЕИТОВА, фото Игоря БУРГАНДИНОВА

Штрихи к портрету

У Аманжола Магзумовича - хорошая дружная семья. Супруга Сауле Буркатовна - историк, доцент КазГЮУ. Старший сын Данияр начинал следователем, сейчас он судья. Средний сын Ануар - кандидат юридических наук, ученик талантливого цивилиста, профессора Фархада Карагусова, работает менеджером в системе ФНБ «Самрук-Қазына». Младший - Анет - в этом году с отличием окончил юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова и преподает в Евразийском национальном университете им. Л. Гумилева. В семье культивируются доброе отношение к окружающим, взаимопонимание, взаимоподдержка. Самыми светлыми, счастливыми событиями в своей жизни считает рождение сыновей, их успехи, и момент, когда присутствовал в зале заседания Верховного Совета при провозглашении государственной независимости Республики Казахстан 16 декабря 1991 года.

- Аманжол Магзумович, Вы родом из благословенного Синегорья - Кокшетау, известного своей неописуемой, райской природой, а также удивительными людьми, оставившими след в истории Казахстана, являющимися достойными сыновьями казахского народа. Наверное, в вашем роду тоже есть именитые личности, которыми Вы гордитесь. Расскажите, пожалуйста, о своих корнях.

- Достойные сыновья рождались во все времена и во всех уголках Великой Степи. Однако определенная несправедливость состоит в том, что имена многих из них нам неизвестны до сих пор. Историческая память без соответствующего информационного сопровождения очень коротка. За примерами далеко ходить не надо. В советскую эпоху, например, все от мала до велика знали Ленина как вождя и основателя первого в мире социалистического государства. Сегодняшнее поколение имеет туманное представление о Ленине, его месте и роли в истории. А ведь прошло всего двадцать лет, как не стало того государства, у истоков создания которого он стоял. Или другой пример.

В советском Казахстане при изучении истории республики выделялась личность хана Абулхаира и его роль в добровольном присоединении Казахстана к России. Он объективно выдающийся государственный деятель, но не менее значимыми политическими фигурами являлись ханы Абылай и Кенесары, однако о них официальная историография того периода в лучшем случае хранила молчание. В целом же история нашего народа исследовалась несколько эклектично, избирательно, а чаще конъюнктурно.

Обретение Казахстаном независимости в корне изменило ситуацию. Сегодня в стране скрупулезно, по крупицам, восстанавливаются имена и деяния славных сынов казахского народа. Налицо рост национального самосознания, мы стали чаще задумываться над тем, откуда мы, что совершали наши предки три, пять, десять веков назад? Каким образом сумели сохранить национальную идентичность и так далее.

У казахов издревле существует одна вроде бы простая, но уникальная традиция, передаваемая из поколения в поколение. Это знание поименно своих предков до седьмого колена. Помню, нас, детей, спрашивали: «Жеті атаң кім болады?». Мы бойко отвечали, перечисляя имена, не ведая о том, когда они жили, кем были. Моим прямым предком в седьмом колене является Дюйсен ата. И в последние годы благодаря архивным документам установлено, что Карауыл Есенберлиулы Дюйсен би - сподвижник Абылай хана, и останки его покоятся в Туркестане в мавзолее Кожа Ахмета Ессауи. Летом этого года потомки девяти сыновей Дюсен би ата собрались недалеко от города Кокшетау в окрестностях Зеренды, чтобы почтить память своего знаменитого предка.

- Какую жизнь Вы прожили? Каких жизненных полос у Вас больше - светлых или темных?

- Я родился через пять лет после окончания войны, когда страна более или менее залечила раны, поэтому не испытал тягот военного лихолетья. Первые восемь лет прожил в ауле, и это были беззаботные, счастливые годы. В 1958 году, после окончания двух классов казахской школы, переехал в Кокшетау и по инициативе отца поступил в первый класс русской школы, при этом абсолютно не владея русским языком. После получения среднего образования окончил университет, аспирантуру, занимался преподавательской деятельностью, поступил на государственную службу. То есть в определенной степени стандартная биография многих моих современников.

Что же касается того, каких полос в жизни было больше, скажу: светлых намного больше, чем темных.

- Довольны ли Вы своей личной жизнью и общественным положением?

- Личная жизнь - это особая сфера, образно говоря, своя территория. И не случайно в Конституции закреплено право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Придерживаясь данного правила, все же отвечу, что в ней сочетаются приливы и отливы, штиль и шторм.

Общественное положение каждого зависит от многих факторов, в частности, от профессионального уровня, успехов в трудовой, общественной и иной деятельности, активной жизненной позиции, личностных качеств, и если быть откровенным, то и от признания достижений.

- Путь к себе согласно учению даосов самый трудный. Можно прожить всю жизнь, но так и не обрести самого себя настоящего... А Вам это удалось?

- Обретение самого себя - понятие сугубо личное, и у каждого оно свое. Можно обрести себя в труде, семье, творчестве, искусстве, спорте, общественной деятельности... Я обрел себя профессионально, занимаясь юриспруденцией, сочетая при этом научные изыскания и практическую работу.

- Какой недостаток в себе Вы хотели бы победить?

- Если есть возможность перенести выполнение какой-либо работы или поручения на следующий день (неделю, месяц), то с удовольствием переношу, затем в авральном порядке наверстываю упущенное. Всю сознательную жизнь безуспешно пытаюсь бороться с этим.

- Можете ли иногда позволить себе формальный подход?

- Любая работа не терпит формального подхода и равнодушия. Выполнение функциональных обязанностей члена Конституционного Совета априори предполагает наличие фундаментального знания права, обладание соответствующим юридическим мышлением и высочайшей ответственностью. К примеру, признанию того или иного закона конституционным или неконституционным предшествует кропотливая работа по изучению большого массива правовых актов, судебной и иной практики, зарубежного опыта, анализ заключений экспертов и специалистов и др. И это только часть вопросов, входящих в компетенцию Конституционного Совета. Итоговые решения Конституционного Совета имеют не только правовые, но и, по большому счету, политические последствия. Могут ли в этих условиях члены Конституционного Совета относиться к работе формально? Это исключено.

- Вас не пугает предпенсионный возраст?

- Я благодарен судьбе, предоставившей мне возможность прожить до сегодняшнего дня, и я спокойно воспринимаю свой возраст. У каждого периода жизни, в том числе и предпенсионного, имеются свои преимущества. Человек, достигший шестидесяти и более лет, немало видел, познал, испытал, ко многим вещам относится с пониманием. Счастлив тот, кто продолжает мыслить, работает, не теряет остроты восприятия.

- Чего еще Вы ждете от жизни?

- Независимо от возраста, каждый чего-нибудь да ждет от жизни, и я не исключение. Если исполнится половина задуманного, я был бы удовлетворен. Для меня образцом творческого долголетия являются академики и профессора М. Баймаханов, С. Зима-нов, У. Джекебаев, С. Сартаев, К. Шайбеков и другие.

- Вы работали в Администрации Президента, Конституционном Суде, Национальной комиссии по ценным бумагам, Министерстве труда и соцзащиты, в Парламенте, но больше чем где-либо задержались в Конституционном Совете. Почему? Нравится Вам здесь, или Вас держат какие-то другие причины?

- Прежде всего хочу уточнить: больше всего «задержался» в КазГУ им. С.М. Кирова, преподавал там около одиннадцати лет. В Конституционном Совете работаю чуть больше шести лет. В июне 2011 года постановлением Мажилиса Парламента назначен на следующий срок. Вхождение в состав государственного органа, обеспечивающего верховенство Конституции на территории всей республики, большая честь, огромное доверие со стороны главы государства и Парламента, и, без ложной скромности, является одной из высших ступеней профессионального роста правоведа.

- В этом году нашей Конституции исполнилось 16 лет. Доказывает ли пройденный Казахстаном путь состоятельность, устойчивость и демократическую сущность основных ее положений?

- Безусловно, одним из самых больших достижений в общественно-политической жизни независимого Казахстана является принятие в 1995 году Конституции, которая является основой стабильного и динамичного развития страны.

Становление Казахстана как независимого государства связано с действующей Конституцией, ее демократическим содержанием, рыночной, социальной, нормативно-стратегической основой. Конституция создает плюрализм в обществе, является первоисточником таких главных устоев современного казахстанского общества, как строительство демократического, правового, социального и светского государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Казахстан - перспективное и надежное государство, опыт конституционного строительства которого служит примером для других стран. Председатель Конституционного Совета Франции Пьер Мазо еще в 2005 году подчеркнул, что «странам «старой демократии» есть чему поучиться у Казахстана».

Основной закон, сформировав конституционно-правовые принципы реализации прав и свобод, поставив во главу угла человека и гражданина, гарантировав им реальную свободу, создал качественно новую базу для устойчивого политико-правового и социально-экономического развития страны.

Конституцию нельзя и невозможно рассматривать отдельно от общего политико-правового состояния общества и государства, а тем более оценивать ее состоятельность, устойчивость и демократическую сущность в отрыве от установленной в государстве правовой системы. На мой взгляд, пройденный Казахстаном путь - есть реальное отражение Конституции в жизни общества, государства и каждого гражданина республики. Народ принял Конституцию для того, чтобы жить в соответствии с правилами, которые установлены в ней. Конституционный «каркас» Казахстана строится на взаимосвязи таких элементов, как власть народа, свобода личности, законность и общее благо.

- Какие успехи, достигнутые в ходе конституционного реформирования, Вы бы отметили особо?

- Становление любого государства всегда сопровождается реформированием и постоянным совершенствованием всей политико-правовой системы общества. В Казахстане проведено несколько этапов конституционной реформы. На первоначальном этапе был учрежден пост Президента, приняты Декларация о государственном суверенитете, а также Конституционный закон о государственной независимости, провозгласивший Республику Казахстан государством, обладающим всей полнотой власти на своей территории.

Следующим этапом стало принятие в 1993 году первой Конституции независимого Казахстана, которая юридически закрепила независимость Республики Казахстан. Однако этот документ в основном сохранил методологическое родство с прежними советскими конституциями. Многие принципиальные вопросы остались нерешенными. Так, отсутствовало четкое представление о форме правления в государстве, не был урегулирован правовой механизм функционирования системы сдержек и противовесов, имели место конкурирующие нормы, в частности, референдум вправе были объявлять Президент и Верховный Совет и так далее.

Завершающим этапом в конституционном становлении является принятие народом Казахстана на республиканском референдуме Конституции 1995 года. В действующую Конституцию были внесены изменения и дополнения в 1998, 2007 и 2011 годах.

Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», принятый 7 октября 1998 года, укрепил роль высшего представительного органа - Парламента республики в системе государственной власти. Изменения касались компетенции, порядка формирования и сроков полномочий ряда государственных органов. Значимые изменения были внесены и в избирательную систему, в частности, было увеличено число депутатов Мажилиса Парламента и введены выборы от политических партий по пропорциональной избирательной системе.

Состоявшиеся, соответственно, в январе и октябре 1999 года выборы Президента и депутатов Мажилиса Парламента прошли уже по новым конституционным нормам. В целях дальнейшей демократизации судебной системы было установлено, что в случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Принятый 21 мая 2007 года Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» ознаменовал собой начало нового этапа демократического развития и политической модернизации суверенного Казахстана и вызвал положительный резонанс у отечественной и международной общественности. В основу внесенных поправок легли предложения и рекомендации Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ, сформулированные в итоговом документе ее работы.

Данным законом был изменен правовой механизм формирования состава правительства, Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета, сокращен срок полномочий Президента с 7 до 5 лет. По обновленной Конституции в августе 2007 года впервые выборы в Мажилис Парламента прошли по спискам политических партий по пропорциональной системе. Также в этом законе была закреплена система самоуправления. Маслихаты - представительные органы, избираемые местным населением и предназначенные для решения задач местного значения, были наделены новыми полномочиями.

Все поправки в Конституцию продиктованы объективной необходимостью дальнейшего развития институтов гражданского общества, либерализации политической системы и продолжения демократических реформ. Проведенные реформы конституционной системы востребованы временем, поскольку запросы и чаяния народа нашли в них реальное отражение и закрепление.

Вместе с тем конституционная реформа требует особой осмотрительности и продуманности, так как изменение норм Основного закона, даже незначительное, влияет на все общество и само государство.

- Как бы Вы оценили состояние конституционной законности и практику конституционного контроля в Казахстане?

- В целом состояние конституционной законности любой страны оценивается с учетом воздействия Основного закона на развитие правовой, экономической и социальной системы государства, на создание институтов правового государства, гражданского общества.

В соответствии с Конституцией Конституционный Совет ежегодно направляет в Парламент послание о состоянии конституционной законности в республике - комплексный аналитический материал, в котором отражаются вопросы рассмотренных обращений и конституционного производства, осуществляемого Конституционным Советом. Рекомендации и предложения посланий Конституционного Совета реализуются Парламентом, Правительством и другими государственными органами.

В отличие от органов конституционного контроля ряда стран ближнего и дальнего зарубежья, Конституционный Совет осуществляет так называемый предварительный контроль, проверяет конституционность еще не вступивших в силу законов. Конституционным Советом рассмотрены до подписания Президентом, то есть в порядке предварительного контроля, и признаны не соответствующими Конституции ряд принятых Парламентом законов. В этом году, например, Закон «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан».

Отдельные законы, признанные неконституционными, вновь приняты Парламентом в соответствии с постановлениями Конституционного Совета. Так, в своем постановлении от 27 марта 1998 года были признаны неконституционными положения Гражданского кодекса (Особенная часть) (пункт 3 статьи 1085) о том, что «применение нормы иностранного права не может быть ограничено лишь на том основании, что данная норма имеет публично-правовой характер». По мнению Конституционного Совета, нормы иностранного права не отнесены к действующему праву республики, в связи с этим норма кодекса, предусматривающая безусловное применение норм публичного права иностранного государства на территории Республики Казахстан, противоречит Основному закону страны.

Одним из основных направлений деятельности органов конституционного контроля, в том числе Конституционного Совета, является защита прав и свобод человека и гражданина. Эта функция осуществляется в непосредственном взаимодействии Конституционного Совета с судами общей юрисдикции. Их взаимодействие строится на основе положений статьи 78 Конституции. Согласно ей суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные конституционные права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании этого акта неконституционным.

Так, по обращению одного из областных судов, Совет признал неконституционной норму КоАП об окончательности судебного решения по делу об административном правонарушении, связанному с наложением штрафа. Это, по мнению Конституционного Совета, лишало заинтересованное лицо правовой возможности обжаловать судебный акт. Правовая позиция Конституционного Совета была учтена при принятии действующего административного кодекса. В нем нет норм, устанавливающих ограничения права граждан на обжалование решений судов в вышестоящие судебные инстанции.

Большой общественный резонанс вызвало принятое Конституционным Советом нормативное постановление по представлению Капшагайского городского суда. Конституционным Советом были признаны неконституционными нормы статьи 361 УК, предусматривавшие уголовную ответственность за совершение членовредительства лицами, находящимися в местах лишения свободы. Конституционный Совет указал, что совершение актов членовредительства может являться формой выражения мнения (протеста) и рассматриваться как способ защиты своих прав лицами, лишенными свободы. В таких случаях привлечение к ответственности за членовредительство следует расценивать как ограничение права на свободу выражения мнения, которое является составляющей свободы слова, гарантированной Основным законом. Конституционный Совет пришел к выводу, что членовредительство, как крайняя форма протеста, может быть способом защиты собственного достоинства лицами, изолированными от общества. В связи с этим ограничение, даже законом, возможности защиты своих прав и свобод лицами, лишенными свободы, путем криминализации актов членовредительства недопустимо.

Кызылординским областным судом в порядке статьи 78 Конституции подняты вопросы о неконституционности положений некоторых ратифицированных международных договоров. Конституционный Совет признал противоречащими Конституции и нарушающими права граждан Казахстана отдельные положения двух международных договоров по комплексу «Байконур». Из норм международных договоров следовало, что юрисдикция России распространяется на территорию Республики Казахстан и осуществляется также в отношении граждан Казахстана. Согласно этим международным договорам лица - граждане Республики Казахстан, осужденные к лишению свободы российским судом, отбывали наказание на территории Российской Федерации. Конституционный Совет в своем постановлении установил, что распространение юрисдикции Российской Федерации на территорию Казахстана и ее граждан нарушает Конституцию Казахстана и ущемляет его суверенитет. Осуществление же уголовного преследования и правосудия в отношении граждан нашей республики российскими правоохранительными и судебными органами умаляет конституционные полномочия судов, а также специальных органов дознания и следствия и прокуратуры Казахстана.

При вынесении постановлений по обращениям судов Конституционный Совет разрешает также вопросы, связанные с правильным пониманием норм Конституции и прямым применением конституционных норм в возникших конкретных правоотношениях.

В целом деятельность Конституционного Совета является составляющей частью комплекса мероприятий по укреплению конституционной законности, обязанность соблюдения которой лежит на всех субъектах общественных отношений, и в первую очередь на государственных органах и их должностных лицах.

- Что, по Вашему мнению, составляет главную конституционную ценность нашего государства? Стала ли наша Конституция подлинно всенародной?

- Безусловно, в основе действующей Конституции Казахстана заложена идея верховенства человека. Более того, Конституция создала все предпосылки для развития Казахстана на базе основополагающих ценностей, как социальная справедливость, политический и идеологический плюрализм, гаран-тированность международно-признанных прав и свобод человека и гражданина, признание и защита равным образом частной и государственной собственности, разделение властей, унитаризм, местное самоуправление, независимость судебной системы. Закрепленные в ней правовые идеи, принципы и нормы раскрываются по мере развития государства и общества, создания для этого необходимых политических, экономических и социальных условий. Конституционные ценности выражаются также в созидательности Основного закона, незыблемости таких главных благ, как мир и согласие в обществе. Как указано в одном из постановлений Конституционного Совета, одной из основополагающих конституционных ценностей является акт волеизъявления народа, который обретает обязательную юридическую силу посредством голосования на республиканском референдуме либо на выборах Президента и депутатов Парламента, периодически проводимых в стране.

Следует отметить, что Конституция Казахстана является высшим политическим актом, общенародным достоянием. Основной закон распространяется на всех без исключения в равной мере, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. На основе равенства прав всех казахстанцев, приоритета политической стабильности в стране царит межэтническое и межконфессиональное согласие, которое является достойным примером для международного сообщества. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по указанным выше мотивам. Конституция Казахстана не выделяет и не обособляет какую-либо группу граждан или часть казахстанского народа. В соответствии с Конституцией единственным источником государственной власти является народ, а не отдельные его группы. Народ Казахстана, как единственный источник государственной власти, выступает основой казахстанского государства, его суверенитета, независимости и конституционного строя.

На мой взгляд, Конституция Казахстана была, есть и будет подлинно народной. Во-первых, она принята внепарламентским путем, и не каким-либо другим государственно-публичным учреждением, а всем народом Казахстана на республиканском референдуме. Во-вторых, проект Конституции дважды проходил «всенародную экспертизу», дважды публиковался в республиканских изданиях для широкого обсуждения. В-третьих, в ходе всенародного обсуждения в Экспертно-консультативный совет по проекту новой Конституции поступили тысячи предложений и замечаний, которые были учтены.

Конституция Казахстана, бесспорно, является всенародным высшим политическим документом, обеспечивающим жизнедеятельность государства, общества и каждого человека.

- В Конституционный Совет не могут обращаться граждане с жалобами на решения и действия суда или прокуратуры. Может быть, следует наделить Конституционный Совет правом рассмотрения таких жалоб? И в каких случаях суды обращаются в Конституционный Совет, не является ли процедура обращения судов усложненной?

- Действительно, граждане Казахстана не могут непосредственно обращаться в Конституционный Совет с жалобами на решения и действия судов, органов прокуратуры или других государственных органов и должностных лиц. С позиции структурного формирования конституционной системы это является оправданным, поскольку природа и правовая сущность конституционного контроля не допускают наделение Конституционного Совета такими полномочиями.

Для рассмотрения жалоб на действия государственных органов и должностных лиц Конституцией и законодательством созданы другие структуры, государственные органы, которые уполномочены рассматривать и принимать решения по жалобам на решения и действия государственных органов и должностных лиц, в том числе судов, органов прокуратуры.

Согласно теории конституционного права и сложившейся международной практике главной задачей органов конституционного контроля должно быть обеспечение верховенства Конституции в системе законодательства, обеспечение соответствия Конституции как действующих, так и вновь принятых законов и иных нормативных правовых актов. В случае обнаружения нарушений конституционных норм, ущемлений конституционных прав и свобод человека и гражданина, орган конституционного контроля автоматически лишает юридическую силу таких норм.

Что касается практики конституционного контроля в Казахстане, то казахстанская модель конституционного контроля, осуществляемого Конституционным Советом, на мой взгляд, является самой адаптированной к правовой системе республики формой обеспечения верховенства Основного закона.

В соответствии с Конституцией Конституционный Совет осуществляет конституционный контроль в двух основных формах. Первая - проверяет конституционность еще не вступившего в силу закона, то есть принятого Парламентом, но еще не подписанного Президентом. Вторая - это проверка конституционности отдельных норм действующих законов и иных нормативных правовых актов по обращению суда. Особенностью такой формы является то, что оспариваемые нормы должны подлежать применению по делу, находящемуся в производстве суда. Таким образом, Конституция устанавливает двойной механизм защиты Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в ней.

Суды обращаются в Конституционный Совет о признании неконституционными норм законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению по подсудному им делу. Обращение судов в Конституционный Совет обязательно должно быть подписано председателем суда. Конституционный Совет в своих ежегодных посланиях отмечает, что данное обстоятельство усложняет процедуру обращения судов в Конституционный Совет, и в этой связи предложил предоставить такое право не только председателю суда, но и судье.

В мировой практике нет единой для всех государств модели органа конституционного контроля, а также перечня вопросов, которые должны быть в их компетенции. Преимущество Конституционного Совета в том, что, осуществляя предварительный конституционный контроль, он рассматривает конституционность еще не вступивших в силу законов. Многие конституционные суды проверяют конституционность только действующих законов, не дают официальные толкование нормам Конституции.

- Сформирована ли, на Ваш взгляд, в нашей стране новая правовая система, основанная на принципах строительства демократического государства? Были ли сложности в построении собственной правовой системы, и какова в этом роль Конституции?

- Да, безусловно, за двадцать лет независимости в Казахстане создана новая политико-правовая система, основанная на общепринятых принципах строительства правового, демократического государства, народовластия, с доминирующей ролью человека и социально-экономической защиты личности. Конечно, трансформация советского общественно-государственного устройства, в котором основой взаимоотношения государства и личности являлись принципы тоталитарной системы, как подавление воли личности, повсеместное нарушение прав человека, отсутствие каких-либо признаков демократии и гражданского общества, давалась нелегко. В некотором смысле в первые годы независимости приходилось использовать приемы «шоковой терапии», особенно при реформировании экономики и переходе на рыночные условия, при переформатировании социальной сферы и др.

В построении и развитии правовой системы Казахстана огромную роль сыграла действующая Конституция. Она установила систему действующего права республики, закрепила политику верховенства права, обязательного опубликования законов и иных нормативных правовых актов, касающихся прав и свобод человека и гражданина. В ней четко отрегулированы основные вопросы нормотворческой компетенции Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, закреплены основы и порядок принятия законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, конституционных законов и других законов.

В создании и совершенствовании правовой системы важное значение имеет Закон «О нормативных правовых актах». Казахстан в пространстве бывшего Союза одним из первых принял такой закон, о необходимости которого много писали в советский период. В этом законе установлены стандарты, определяющие содержание и форму нормативных правовых актов. Закон позволяет избежать многих юридических коллизий, упорядочил технологию правотворческого процесса, разграничил сферы действия и установил иерархию действующего права.

В целом современная политико-правовая система Казахстана, созданная за годы независимости республики, является структурно сложившейся системой, способной дальше развивать нашу страну по пути демократии, строительства правового, социально развитого государства.

- Какую роль в совершенствовании правовой системы Казахстана играет Конституционный Совет?

- Как уже было сказано, Конституционный Совет является органом конституционного контроля, обеспечивающим верховенство Основного закона на всей территории страны. Конституционный Совет своими постановлениями создает определенные правила, обязательные для всех участников конституционных процессов, в том числе для законодателя. Такие решения Конституционного Совета, безусловно, способствуют совершенствованию правовой системы страны, согласованному взаимодействию государственных органов при принятии законов и иных нормативных правовых актов, укреплению конституционной законности в правовой системе и реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Концепцией правовой политики Казахстана на период с 2010 до 2020 года одним из важных условий точной интерпретации принципов и норм Конституции, формирования ориентиров развития национального права и правоприменительной практики является деятельность Конституционного Совета и исчерпывающая практическая реализация его постановлений в правовой политике государства.

- Аманжол Магзумович, благодарю Вас за беседу.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии