Профессионально пресекать коррупцию

 

А. Агыбаев, д.ю.н., профессор КазНУ

им. аль-Фараби, заслуженный деятель РК

 

Особый акцент в Послании Президента РК Н. Назарбаева «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» сделан на борьбе с коррупционными проявлениями и взяточничеством.

Еще восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности в своей резолюции «Коррупция в сфере государственного управления» отметил, что проблемы коррупции в государственной администрации носят всеобщий характер, и их пагубное влияние ощущается во всем мире. Наша республика не стала исключением. Поэтому необходимо создать целостную систему борьбы с коррупцией.

Однако анализ последней в отдельных странах показывает на огромный разрыв между декларируемыми принципами равенства всех граждан перед законом и реальной практикой привлечения к уголовной ответственности.

Особая опасность коррупции состоит в том, что она приводит к необратимым изменениям государственного аппарата, дискредитирует органы власти и управления, что ведет к нарушению принципов социальной справедливости и законности. Но самое главное, коррупция - это катализатор организованной преступности, одна из необходимых составляющих ее среды обитания.

Прямые потери от коррупции ведут к уменьшению доходов государственного бюджета, косвенно уменьшая объем производимого валового национального продукта. В коррумпированном государстве ключевые решения, оказывающие максимальное воздействие на жизнь общества, принимаются «теневыми фигурами». Коррупция расширяет подпольную экономику, негативно влияет на конкуренцию, так как «взятка» обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ. Это подрывает рыночные отношения как таковые, создает новые монополии, часто связанные с организованной преступностью, снижает эффективность экономики в целом. Таким образом, коррупция лишает государство возможности обеспечивать соблюдение честных правил рыночной игры. Следовательно, делает невозможным привлечение не только иностранных, но и казахстанских инвестиций, что в принципе лишает государство возможности развития.

Коррупция несет угрозу и нравственности общества, ибо в сознании граждан, особенно подрастающего поколения, может сформироваться и укрепиться убеждение, что основной способ достижения высокого уровня жизни связан с деятельностью, противоречащей закону.

К коррупционным преступлениям традиционно и бесспорно относят должностные взяточничества (ст. ст. 311, 312, 313 УК РК), а также коммерческий подкуп (ст. 231 УК РК). В уголовном законе есть еще несколько преступлений, так или иначе связанных с подкупом: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий путем подкупа (п. «а» ст. 146 УК РК); незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну путем подкупа (ст. 200 УК РК); подкуп к даче показаний или к неправильному переводу (ст. 354 УК РК).

Воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, воспрепятствование работе избирательных комиссий или проведению референдума путем подкупа может быть отнесена к коррупционным преступлениям в тех случаях, когда подкупается один из возможных субъектов коррупции, например, должностное лицо, не включившее конкретного гражданина в избирательные списки.

Важнейшим фактором при изучении коррупционных явлений становится выяснение условий, способствующих совершению преступлений. Как показывает анализ следственно-судебной практики, во многих случаях одним из серьезных условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, является наличие существенных недостатков в деле подбора кадров. Среди форм нарушения принципа подбора кадров наиболее распространенными являются: прием на должность лиц, не внушающих доверия, или лиц, ранее осужденных за должностные или иные корыстные преступления, а также лиц, не имеющих необходимых знаний для выполнения соответствующих обязанностей. Серьезной базой для преступления является незаконное совмещение должностей: зам. акима и главного бухгалтера, бухгалтера и кассира, зав. отдела и референта и т.д. Негативным тенденциям способствует и безнаказанность.

Для устранения причин и условий коррупционных преступлений необходимо проведение предупредительных мер как общего, так и специального характера. К общим мерам следует отнести социально-экономические и культурно-воспитательные мероприятия, к специальным - совокупность мероприятий, осуществляемых различными органами, должностными лицами и гражданами.

Из всего многообразия специальных предупредительных мер большое значение имеют: повышение правовой культуры государственных служащих, их компетентность и профессионализм; обеспечение соответствия законам и другим нормативным правовым актам выводов и предложений, которые представляются государственной службой в органы власти и управления; развитие законодательства о государственной службе; развитие практических навыков и умений в области решения задач государственной службы; укрепление правопорядка на государственной службе; установление для государственных служащих обязанностей подавать декларацию о своих доходах и в необходимых случаях публиковать эти сведения в средствах массовой информации: освоение отечественного и зарубежного опыта организации и функционирования государственной службы; гибкая, не ориентированная на иерархию система формирования и обновления государственного аппарата; отбор (конкурсный), продвижение и удержание на государственной службе наиболее квалифицированных и добросовестных людей; четкая дифференциация статуса «карьерных» и «политических» чиновников («политических назначенцев»), четкое определение должностных обязанностей; научный подход к определению затрат на содержание госаппарата, прежде всего увеличение доли прямых материальных стимулов и снижение косвенных, ликвидация «теневых» привилегий.

Сегодня ни одна из существующих правоохранительных структур не имеет возможности полноценно и профессионально заниматься расследованием коррупционных преступлений. Комитет национальной безопасности сегодня занят совершенно иными проблемами, которые сами по себе не очень сложны. Министерство внутренних дел перегружено расследованием других тяжких и особо тяжких преступлений. Прокуратура лишена следственных полномочий. Так что необходимо создать новую структуру и причем отобрать в нее несколько сотен честных, некоррумпированных профессионалов с безупречной репутацией. Так было сделано в Литве - там у работников подобной структуры очень высокие заработные платы, они обеспечены всем необходимым, и поэтому есть конкретные результаты.

В настоящее время коррупционные правонарушения, в основном, выявляются и расследуются Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Ведомство является самостоятельным и независимым государственным органом и находится в прямом подчинении Президенту страны. Настало время создать в республике специальный орган, осуществляющий борьбу с коррупцией, передав ему все функции по расследованию коррупционных правонарушений. Такому органу прежде всего необходима самостоятельность; его сотрудники должны быть честными, неподкупными, ответственными, обладающими надлежащей квалификацией.

 

2 апреля 2012, 17:23
Источник, интернет-ресурс: Медиа-корпорации «ЗАҢ» , Агыбаев А.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript