Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Среди фаворитов фестивального кино - новый фильм Ермека Турсунова «Шал»

Фото : 3 апреля 2012, 10:12

Фильмы Ермека Турсунова в последнее время стали настоящим открытием в современном киноискусстве Казахстана.

В этом году урожай кинонаград может взять новый фильм Турсунова - «Шал». Как отмечает известный кинокритик Гульнара Абикеева, новая картина полностью передает народный дух и народную стихию, так как создавался фильм про людей и для людей. В каком-то смысле «Шал» - это переложение на казахскую реальность знаменитой повести Эрнеста Хемингуэя, хотя прелесть фильма не столько в сюжете, сколько в художественных средствах, коими сюжет и передается. По мнению Гульнары Абикеевой, уже сейчас можно говорить о фильме, как о явлении культуры. Так как «Шал» заставляет вспомнить о главном - мы есть только тогда, когда есть наше продолжение.

Фильм «Шал», продемонстрированный недавно на закрытом показе в Алматы, как-то сразу все расставил по своим местам. В любой сфере культуры есть лидер, за которым все идут - не в плане организаторском, а в плане творческом. Таким лидером нации в 1960-е годы был Олжас Сулейменов.

В казахстанском кинематографе этот лидер долго не определялся. После фильма «Шал» стало понятно, что это Ермек Турсунов. Потому что эта картина создавалась о народе и для народа. Она настолько глубокая и серьезная, что не было желания сесть и быстро написать про нее. Она входит в тебя, как осознание своего национального бытия, своих корней и силы казахского народа.

Так случилось, что несколько дней спустя после показа, будучи в гостях, мы спонтанно начали обсуждать фильм «Шал» и, наверное, впервые таким единодушным было мнение о фильме - это большое явление в казахском кино. Причем высказывались очень уважаемые люди - Мурат Ауэзов, Сейдахмет Куттыкадам, Альмира Наурзбаева, Сафар Абдулло, Алим Сабитов. Друг другу пересказывали наиболее понравившиеся эпизоды, обсуждая детали и разделяя общий подъем от того, что наконец появилась картина, достойно представляющая культуру и мировоззрение казахов.

«Шал» - это программная картина, которая относится к разряду таких фильмов, которые формируют понятие нации. К таким фильмам относятся «Земля отцов» Шакена Айманова,  «Меня зовут Кожа» Абдуллы Карсакбаева, «Кыз-Жибек» Султана Ходжикова. Сразу после просмотра мы разговорились с известным ученым-иранистом, профессором филологии Сафаром Абдулло, который уже лет двадцать живет в Казахстане. Он сказал: «За все эти годы, что я здесь живу, я не видел ничего подобного». И я с ним согласилась. Моя реакция на фильм была настолько эмоциональна, что я сразу не могла для себя сформулировать: почему мне понравилась картина. Редко такое случается, когда у тебя нет никаких претензий к фильму, когда ты принимаешь все - от начала до конца, и более того, эти полтора часа просмотра меняют тебя.

На самом деле очень трудно описать, о чем картина. Хотя очень просто пересказать сюжетную фабулу. Старик решает отогнать на зимовье десяток своих овец. По дороге, попав в туман, сбивается с пути и несколько дней бродит один в степи, преследуемый стаей волков. Его чудом спасают. Но пересказывать сюжет этого фильма - все равно что пересказывать повесть Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»: старик поймал рыбу, на нее начали нападать акулы, в конце концов, акулы съели рыбу, а старик чудом остался жив! Но Нобелевскую премию дали Хемингуэю не за фабулу, а за то, каким смыслом наполнено это произведение.

Так вот, разговор о смысле, о тех мыслях, которые возникают по ходу просмотра картины: действие происходит сегодня, и к основной фабульной линии - старика и внука - добавляется история трех охотников, которые приезжают в степь, чтобы поохотиться на волков. В самом начале фильма они просят старика указать им дорогу, но тот отказывается с ними ехать, потому что не время для охоты на волков, они выводят потомство. Но мужчины - на огромном джипе, с суперсовременным оборудованием -   даже не хотят слушать старика. Они же «хозяева мира», и им не ведомы никакие другие законы, в том числе законы природы, кроме тех, что они устанавливают сами.

По ходу фильма старик, преследуемый волками, плутая в тумане, наталкивается на труп то одного охотника, то другого, а в конце находит третьего, забившегося в упавшую с неба ступень космической ракеты, израненного и находящегося в состоянии шока. Ни суперсовременные ружья, ни джип, ни навигаторы не спасли их от мести волков. Простая и ясная метафора современной цивилизации - природа мстит человеку за то, что он  отказывается жить по ее законам.

Сильный эпизод, когда старик понимает, что он кружит в степи по одним и тем же местам, он падает на колени и обращается к небу с молитвой: «За что? Что я такого сделал, что не могу выйти из этого круга?». И просит Всевышнего открыть ему верный путь, за что обещает, что будет в него верить. В следующее мгновение раздается звонок мобильного телефона - он бежит на этот звук, а это, оказывается, телефон одного из убитых охотников. Но ему этот телефон не нужен, он не может им пользоваться. Однако он хоронит охотника в снегу, а сверху кладет его телефон - тоже символ нашей цивилизации.

Старику в отличие от охотников не нужны инструменты цивилизации, он живет в согласии с природой и с уважением к ней. Как отметил  Ауэзов на обсуждении картины, это одна из немногих современных кинокартин, в которой показано органичное для казахов тенгрианское восприятие мира.

Надо сказать, что роль старика сыграна потрясающе! Тем более это удивительно, что ее исполнил непрофессиональный актер Ерболат Тогузаков. Это казахский Король Лир! Столько в нем страсти, мудрости, заботы о «королевстве» - о своей земле и о своих потомках. Ключевой диалог происходит, когда они сидят с выжившим охотником у костра и старик говорит, что хочет своего внука отдать в Йельский университет. «Должно, быть, «народный», - говорит старик            (от слова «ел»). И что смысл жизни - вырастить детей, дать им образование, воспитать их так, чтобы стали хорошими людьми.

Одно из безусловных достоинств этой картины, по мнению Ауэзова, в том, что в ней показан мужской национальный характер - в быту весельчак, чудак и отчасти клоун, но в час суровых испытаний человек становится борцом, воином, героем.

Те, кто посмотрел картину, по-разному ее воспринимают: кто-то говорит, что картина о выживании, кто-то о том, что человек и природа неразделимы. Все верно. Финал картины,  когда волчица уходит с волчонком, добавляет еще один смысл: каждое живое существо на земле борется за свое потомство. В этом и есть смысл жизни. По сути, об этом же и картина «Келин» - только там на передний план выведена женщина, здесь - мужчина. Шал - старик, как столп нации и его внук - как продолжение рода.

Картина, безусловно, тенгрианская, потому что старик и волк  показаны как два «вожака» одного рода - дети природы. И в кульминационной сцене старик, оказавшись один на один с волком, демонстрирует свою несгибаемую силу человеческого духа. И волк отступает, прощает старика за его неразумных сородичей. Очень точный монтаж в фильме - старик с внуком уходят в одну сторону, волк с волчонком - в другую. И в природе вновь наступает гармония.

Если в картине «Келин» у меня были какие-то претензии к автору - некоторая театральность в игре актеров, несовершенный монтаж, длинноты, то здесь все сделано на высочайшем профессиональном уровне. Картина держит тебя в напряжении. Поэтому отнюдь не будет преувеличением сказать, что все зрители вышли из зала потрясенные. И с чувством особой гордости за то, что такая картина сделана казахстанским режиссером.

Конечно, хотелось бы, чтобы фильм «Шал» Ермека Турсунова был отобран и показан на одном из ведущих мировых кинофестивалей. Он, безусловно, этого достоин. Но и без этих внешних маркеров можно говорить о фильме, как о явлении культуры, и радоваться не только за Ермека, но и за весь казахстанский кинематограф. Потому что картина «Шал» заставляет помнить о главном - мы есть только тогда, когда есть наше продолжение.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии